О проверке боем в первые годы работы, отношении к ЕГЭ и реакции на известные слова Дмитрия Медведева про педагогов наш корреспондент накануне Дня учителя побеседовала с молодым преподавателем из Шокши, членом президиума Совета молодых педагогов Карелии.
Уже шестой год Андрей Поверенный работает учителем истории и обществознания, прошлого года в Шокшинской средней школе. Получив диплом историка, решил применить его на практике – всегда мечтал работать с детьми и заниматься творческой профессией.
Первый раунд
– Андрей, как было в школе первое время?
– Первый год в школе – это настоящая проверка боем. Какой я был тогда и какой сейчас – это два разных человека. Тогда я, может, относился легкомысленно к некоторым вещам, плохо держал дистанцию. Дети очень тонкие психологи. Проиграв им хотя бы один раунд, уже сложно дальше. Сначала детям интересно, что за новый человек пришел. Но чем больше раскрываешься перед ними, тем больше им хочется еще дальше влезть в твое личное пространство. Приходилось преодолевать это, воздвигать стену безразличия. Но у меня это, наверное, плохо получалось. Хотелось быть для учеников не только наставником, но и старшим товарищем. С высоты своего жизненного опыта давать полезные советы и предостерегать от ошибок.
Год назад я уехал работать в Шокшу. Приезжаю в Петрозаводск и каждый раз захожу в школу №6, общаюсь с коллегами и учениками. Все-таки я отдал этой школе четыре года, как классный руководитель довел своих ребят до 9 класса и приезжал к ним на последний звонок.
– Как не проиграть этот первый раунд?
– Есть разные способы, например, покерфейс весь урок (Смеется). Никакого юмора и шуток. Все по теме, по уроку. Но такие учителя не нравятся детям. Между ними доверительного общения не будет. Они станут выполнять то, что ты говоришь, а ты будешь делать то, что ты обязан делать. Я больше люблю метод кнута и пряника, когда дети четко понимают, что такое хорошо и что такое плохо, и что за это может быть. Конечно, как и у любого молодого педагога в первый год работы у меня с детьми нередко возникали конфликтные ситуации, но потом мы привыкли друг к другу. Я еще не так давно сам окончил школу и прекрасно помню ошибки, которые допускали мои учителя.
Про город и село
– А почему переехал работать в Шокшу?
– Я сам оканчивал эту школу. Многие, наверное, когда-либо мечтали попробовать себя в роли учителя в школе, где ты просидел за партой 11 лет. Когда мне позвонил директор и сказал: «Андрей, мы ждем тебя!», у меня, конечно, были сомнения. За четыре года работы в шестой школе я многому научился и постоянно чувствовал поддержку коллектива и администрации. Но все же принял трудное для меня решение и переехал в район. А сейчас я все так же занимаюсь любимой профессиональной деятельностью и получаю второе высшее образование: здесь для этого мне создали хорошие условия. В селе дом и родные. Шокша находится недалеко от города, и каждые выходные я приезжаю в Петрозаводск: связь с друзьями не потеряна.
– Чем отличается работа в сельской школе от работы в городе?
– Здесь детей не 30 человек, а пять-десять человек в классе. Меньше отвлекаешься на налаживание дисциплины. В городе дети более открытые и общительные. В деревне они общаются в узком кругу, и им так комфортно. Когда приезжает новый человек или они попадают в другое окружение, видно, как они закрыты. Но зато они более воспитанны: не зададут некорректных вопросов. Когда они узнают человека, поймут, кто он, что с ним можно о чем-то поговорить – тогда они раскрываются. А по уровню знаний все равны – что здесь есть слабые и сильные, что там. Хотя у доски я общительных ребят и в Петрозаводске не видел. Они больше тесты любят.
– А ты как относишься к тестовой форме экзаменов?
– Как любой учитель, который преподает устный предмет, которому хочется, чтобы дети научились говорить, я отношусь отрицательно. Тесты удобны, когда в классе много человек и нужно проверить всех. ЕГЭ – задумка неплохая, но как она реализуется, меня не очень устраивает. Есть такие задания, в которых даже мне приходится смотреть в ответы. ЕГЭ может отразить реальный уровень знания ребенка, например, по математике или физике. Но на истории и обществознании хочется слушать, задавать вопросы, а не просто ставить кружочки и галочки. Хочу, чтобы из школы дети выходили личностями, чтобы их речь была хорошей. И мне приятно было услышать слова нового министра образования, которая поставила для себя важные задачи – повысить престиж учителя и довести до ума систему выпускных экзаменов. Будем надеяться, что ее дела не разойдутся со словами.
«Никогда учительская профессия не была сферой услуг»
– Ты слышал слова Дмитрия Медведева про низкие зарплаты учителей? (Прим. автора: На форуме «Территория смыслов» премьер-министр ответил на один из вопросов словами: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес»).
– Кто же их не слышал… Неуважительно человек высказался о профессии учителя. Почему, например, уровень зарплаты учителя и полицейского должен различаться? Чем профессия полицейского более значима для общества? Если люди будут более образованные, то, наверное, и преступлений будет меньше совершаться. Я считаю, что каждая профессия должна оплачиваться достойно. При прошлом министре образования вообще звучали слова о том, что учитель оказывает услугу ребенку и родителям. Никогда учительская профессия не была сферой услуг! Не считаю, что я оказываю услугу кому-то и что родители – потребители этой услуги. Учитель реализует государственный заказ и работает на благо общества и будущего своей страны.
– Почему молодому поколению нужно идти работать учителями?
– Это творческая профессия, ты постоянно развиваешься. Это постоянное общение с людьми и возможность реализовать свой внутренний потенциал психолога и наставника, который, я уверен, есть у 90% граждан нашей страны. И я никогда не видел скучного учителя! С педагогами, увлеченными своей профессией, всегда есть, о чем поговорить, они всегда в курсе дел в мире. Они душа компании. Тем, кто хочет больше общаться с детьми и другими людьми, кто хочет развиваться – этим людям хочется сказать: добро пожаловать в школу!
– Кому противопоказано идти работать в школу?
– Категорически нельзя туда идти людям с ослабленной нервной системой. Это может вылиться в психологическую травму. Еще людям, которые не могут перестраиваться и приспосабливаться к обстановке. Они приходят со своим уставом в чужой монастырь. Этого нельзя делать. Нужно находить компромисс. Я работал в детском лагере и понял: нельзя общаться с детьми, которым 8 лет, и с детьми, которым 16, одинаково. У них другие интересы и мировоззрение. А моя напарница не поняла этого. Итог – два обморока, нервный срыв и переход в другой отряд. Надо уметь договариваться. Людям, которые не могут сглаживать конфликты, не место в школе.
– Каким тогда должен быть современный учитель?
– Думаю, современный учитель должен обладать высокими моральными ценностями. Чтобы дети, глядя на него, брали пример, который они не всегда могут найти в семье. Если ребенок не может получить хороший пример в семье, почему бы не получить его в школе? Учитель обязательно должен быть психологом, так как с каждым годом ритм жизни возрастает и психологических проблем становится все больше, в том числе и у детей. Иногда приходится решать проблемы, с которыми, казалось, ты не встретишься никогда. Педагог должен владеть современными компьютерными технологиями, потому что сейчас повсеместно вводятся электронные журналы, да и общение в современном мире по большей части сейчас проходит в социальный сетях и форумах.
И, конечно же, учитель должен обладать чувством юмора! Если человек ведет урок с кислой миной, такому человеку в школе делать нечего. Шуткой можно разрядить и напряженную обстановку в классе, и поднять ученикам настроение перед трудной контрольной работой.
Редакция интернет-журнала «Лицей» поздравляет Андрея Поверенного и всех учителей Карелии с профессиональным праздником. Желаем всем вам толковых учеников, мудрую администрацию и понимающих родителей. Верим в вас!