В Карелии более 40% сельских школ имеют в своей структуре группы дошкольного образования. Закрытие этих школ ставит под угрозу дошкольное образование сельских ребятишек.
Студенты ПетрГУ под руководством преподавателей работают над исследованием моделей сельских детсадов и школ. Всего их более 20-ти! Публикуем характеристики первых двух моделей — «Школа – детский сад» и «Общеобразовательная школа с группами дошкольного образования».
Результаты исследований могут быть полезны там, где намерены менять ситуацию на селе к лучшему.
Исследования многообразия и вариативности моделирования образовательной ситуации на селе
Более десяти лет в расписании занятий нашего вуза есть учебные дисциплины, погружающие студентов (ранее факультета начального образования КГПА, сейчас – кафедры теории и методики начального образования ПетрГУ) в особенности жизнедеятельности современных сельских образовательных организаций, прежде всего Республики Карелия.
Не все выпускники кафедры станут сельскими учителями, но вопросы и проблемы – уроки сельской школы, как считают авторы-преподаватели (О.А. Бычкова, З.Б. Ефлова, Е.С. Казько, Т.Ю. С.И. Смирнова – преподаватели кафедры ТиМНО, сотрудники лаборатории теории и практики развития сельской школы ПетрГУ) и обучающиеся курсов, нужны всем будущим педагогам.
Первые уроки многообразия и вариативности моделирования образовательной ситуации на селе и самой сельской школы студенты получают в ходе выполнения исследовательских работ.
Цель/результат исследовательского задания: Характеристика-описание и презентация одного из вариантов/видов/моделей современных образовательных организаций, функционирующих и/или потенциальных для системы образования в сельской (негородской) местности Республики Карелия. При отборе информации нужно использовать не менее пяти источников, привести примеры из опыта и назвать его адреса в Республике Карелия и в РФ.
Вопросы к характеристике-описанию модели сельской образовательной организации:
- Каковы главные признаки модели? Что отличает ее от других (обычных) сельских школ?
- В чем состоит педагогическая идея модели?
- Каковы педагогические и социальные эффекты этой модели?
- Что меняется в структуре образовательной организации такой модели?
- Что меняется в содержании её деятельности?
- Кому и какие управленческие решения нужно принять, чтобы осуществить эту модель?
- Как Вы относитесь к данной модели (виду, варианту) сельской образовательной организации (школы)?
Студентам предлагается пилотный перечень вариантов – более 20 моделей: Школа – социокультурный комплекс (центр); Школа – этнокультурный центр и школа с этнокультурным компонентом (в т.ч. различия); Языковое гнездо (опыт Республики Карелия), Национальная школа (опыт республик РФ); Школа – детский сад и школа с группами дошкольного образования (в т.ч. различия); школа с подвозом; пришкольный интернат; Агролицей, Агрошкола, школа-агрофирма; Школа полного дня; Кочевая школа и Школа – чум (опыт Республики Саха); Базовая школа и карельские ноу-хау – Центральная и Магнитная школы; школа с филиалами и школа-филиал (филиал школы); профильная школа; Школа возрастной ступени; Мобильный учитель; Мобильная школа; Школа дистанционного обучения; Школа – учительский дом; Семейное обучение; Авторская школа (сельский вариант); Земский учитель, и др.
Среди предложений есть и модели уровня муниципальной системы образования и межмуниципального уровня: Образовательная волость, Образовательный холдинг, Образовательный консорциум и др.
Бывает, правда, крайне редко, что в ходе работы обнаруживается вариант, не включённый в перечень. Тогда студент может представить и защитить новую модель.
Результаты исследований, на наш взгляд, могут быть полезны для тех сельских школ и поселений, которые намерены развиваться и менять социокультурную образовательную ситуацию к лучшему. С ними мы и хотим познакомить читателей «Лицея», и конечно, педагогическое сообщество республики.
Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, преподаватель курсов «Своеобразие образовательной деятельности сельских образовательных учреждений», «Особенности обучения в условиях малокомплектности» и студенты кафедры ТиМНО Института педагогики и психологии ПетрГУ 2017-2019 годов обучения
1. Школа – детский сад
Первые школы-детские сады появились в системе образования России и Республики Карелия в конце 90-х годов, когда стала ухудшаться демографическая ситуация – резко снизилось количество детского населения. Одновременно стали освобождаться ранее занятые школьные помещения. На селе это сыграло определённую положительную роль: сельские школы обернулись лицом к дошкольникам, включив их в педагогические системы своих образовательных учреждений.
Чаще всего встречаются такие определения модели «Школа-детский сад»:
— учебно-воспитательное учреждение, где под одной крышей (иногда и в разных зданиях) находятся два детских учреждения: начальная общеобразовательная школа и детский сад;
— система-комплекс из двух педагогических подсистем – дошкольной и школьной, функционирующая как школа полного дня;
— учреждение-комплекс – единое юридическое лицо, которое имеет общий бюджет, общее хозяйство, обслуживающий персонал и единый педагогический коллектив;
Как и другие модели современных сельских образовательных учреждений «школа – сад» создаётся с целью доступного качественного образования. Особая задача школы-сада – обеспечить непрерывность и преемственность уровней дошкольного и школьного образования.
Ведущим признаком школы-сада является целостность педагогической системы, единая образовательная среда, объединяющая разные уровни общего образования.
Наиболее распространен вариант педагогической системы, в которую включены дети дошкольного и младшего школьного возраста. Школы-сады создаются не только в сельской местности, есть примеры таких комплексов и в больших городах.
Организация педагогического процесса модели «Школа-детский сад» характеризуется следующими чертами:
— комплекс работает по общему перспективному, учебному плану, общему расписанию учебных занятий, воспитательных мероприятий;
— реализация общих планов воспитательно-образовательной работы становится возможной, благодаря единому режиму работы комплекса.
— учитель и воспитатель вместе планируют и организуют единый процесс комплекса «Школа-детский сад», при этом традиционное распределение их обязанностей пересмотрено: учитель работает не только с учащимися, но и с дошкольниками, воспитатель не теряет связи с выпускниками детского сада, проводит с ними не только воспитательные мероприятия, но и некоторые виды занятий;
— дошкольники и младшие школьники пользуются всем территориальным пространством комплекса «Школа-детский сад»;
— дети дошкольного и младшего школьного возраста могут быть объединены в единую разновозрастную группу (не более 18 детей в каждой) с равномерным количеством детей каждого возраста в ней (из опыта РФ).
Адреса опыта:
РФ:
МБОУ «Башовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов валеологического профиля», Псковская область, Локнянский муниципальный район. URL: http://old.pskovedu.ru/?pagenum=22161&project_id=8234
Республика Карелия:
МКОУ «Савиновская школа-сад», Пряжинский район. URL: http://savinovo.edusite.ru/
2. Общеобразовательная школа с группами дошкольного образования
Школы с группами дошкольного образования – явление более позднее. Это структурное подразделение общеобразовательной организации (начальной, основной или средней школы). Их деятельность также нацелена на обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Дети в той или иной степени включаются в образовательную систему школы: участвуют в праздниках, школьники шефствуют над дошкольниками и пр.
В настоящее время в системе образования есть, как минимум, две модификации этой модели. Группы дошкольного образования – структурное подразделение общеобразовательной организации (школы), расположенные в том же или в отдельном здании общеобразовательной организации, функционирующие:
- как обычная дошкольная организация (детский сад);
- как группы дневного пребывания (группы дошкольного образования при школе), работающие в режиме ежедневного посещения в рабочие дни;
- как группы подготовки детей к школе в режиме одного-двух посещений в неделю, обычно, в выходные дни.
Второй вариант чаще всего организован для детей, которые по разным причинам не могут посещать дошкольное образовательное учреждение. Обыкновенно это дети старшего дошкольного возраста, для которых организуется подготовка к систематическому обучению в школе.
Третий – для формирования готовности ребёнка к систематическому обучению. В городе, как показывает практика, – часто, для отбора детей к обучению в данной школе.
Назначение групп дошкольного образования при школе:
Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками.
Усвоение школьных правил.
Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Диагностика школьной зрелости.
Выработка рекомендаций для родителей.
Создание условий для быстрой и успешной адаптации ребёнка к новой социальной роли школьника.
Адреса опыта:
РФ:
МОУ Средняя общеобразовательная школа п.ст. Гонтога, Забайкальский край, Читинский район. URL: http://gongotaedu.lbihost.ru
Республика Карелия:
МОУ «Берёзовская начальная общеобразовательная школа», Кондопожский район. URL: http://bscool-sad.ru/istoriya.html
Литература и источники:
- Глебова Г.Ф. Преемственность дошкольного, начального и среднего (полного) образования: проблемы и опыт проектирования // Непрерывное образование: XXI век. (Научный электронный журнал). Выпуск 3 (15), 2016. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3204
- Ефлова З.Б. Савиновской школе исполнилось 120 лет! // Интернет-журнал Лицей, 01.09.2016 г.. URL: https://gazeta-licey.ru/top/48039-savinovskoy-shkole-ispolnilos-120-let
- Мешкова Н.Н. Без замечаний в дневнике // Интернет-журнал Лицей, 13.12.2011 г. URL: https://gazeta-licey.ru/educ/school/3338-bez-zamechanij-v-dnevnike
- Миролюбова М. Что такое школа-детский сад // Ребёнок в детском саду. Информационный портал о государственных и частных детских садах. URL: http://deti-club.ru/shkola
- Положение о группе дошкольного образования (из опыта МБОУ «Башовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов валеологического профиля» Псковская область, Локнянский муниципальный район). URL: http://old.pskovedu.ru/?pagenum=22161&project_id=8234
- Создание дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации. Утв. Приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 17.05.2011г. №01-16/1472. URL: https://pandia.ru/text/77/189/47571.php
- Тарелкина О.В. Условия эффективного функционирования образовательного комплекса «ДЕТСКИЙ САД — ШКОЛА». URL: https://infourok.ru/statya-usloviya-effektivnogo-funkcionirovaniya-obrazovatelnogo-kompleksa-detskiy-sad-shkola-1644419.html
- Тимошенко Л.В. Условия организации педагогического процесса в комплексе «Школа-детский сад»: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 1997. – 202 c. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/uslovija-organizacii-pedagogicheskogo-processa-v-komplekse-shkola-detskij-sad.html
Информацию подготовили студенты 4-го курса кафедры теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ:
Кристина Акимова, Ульяна Михайлова, Валентина Цветкова
Примечание от З.Б. Ефловой:
Как показывают результаты исследований последних лет, в сельской местности Республики Карелия более 40% сельских общеобразовательных организаций имеют в своей структуре группы дошкольного образования, и количество их растёт. Все малокомплектные школы республики уже много лет имеют «прицеп» в виде разновозрастных дошкольных групп. Закрытие этих школ ставит под угрозу дошкольное образование сельских ребятишек.
Появляются школы с дошкольными группами и в карельских городах. Например, группы дошкольного образования есть в составе Лицея №1 и в других общеобразовательных организациях города Петрозаводска.
Продолжение следует