Школа и вуз

Без замечаний в дневнике

{hsimage|"Всем за урок пятерки!" ||||} «Из последних приятных, почти пасторальных картинок, школа-сад в Савинове. Детей около десяти, педагогов по пальцам пересчитать, а вот школа там — это дом. Ну очень человечная  обстановка! Съездите — посмотрите сами».

 

 
Такую рекомендацию дала мне Зинаида Ефлова, зав. лабораторией сельской школы КГПА, в ответ на просьбу назвать школу, в которой есть жизнь. И при первой же возможности с Владимиром Малегиным, руководителем общественной организации «Карельское образование», мы отправились по названному адресу – в деревню Савиново Пряжинского района. С Владимиром Дмитриевичем за последние несколько лет мы объехали на его машине множество сельских школ республики.

 
 
«По порядку номеров ра-а-считайсь!»

Хотя выехали затемно, добрались по нашим дорогам лишь к последнему уроку – физкультуры.

{hsimage|Здание школы-сада ||||} Дети на урок собираются прямо в рекреации – спортзала в школе нет. Они старательно выполняют четкие команды Ирины Ивановны Евсеевой: «По порядку номеров ра-а-считайсь!»,   «Нале-во!», «Через правое плечо!».

Начинается зарядка. Стройная, подтянутая Ирина Ивановна в спортивной форме зарядку делает с учениками: наклоны, повороты, подскоки. Потом начинаются упражнения: перекаты, стойки, кувырки через голову,  броски  мячом.

— Какую игру выбрали? – спрашивает в конце Ирина Ивановна.

— Кот идет! — дружно кричат разгоряченные дети. И начинается веселая игра.

Урок завершается. Ирина Ивановна сообщает, что все получают пятерки – за старание. Ребята сами пишут себе оценки в дневник за два последних урока – физкультуры и английского языка.

{hsimage|Урок физкультуры -любимый ||||} Прошу сказать что-нибудь по-английски.

—    Goodbye! – следует мгновенный ответ от Нади.
—    My name is Alex! – с достоинством отвечает Леша.

К любимым предметам, как выясняется, английский не относится, в почете физкультура и рисование. Владимир Дмитриевич интересуется у ребят, выращивают ли они цветы, делают ли скворечники и кормушки для птиц. На первый вопрос отвечают утвердительно, на второй отрицательно. А что удивляться – в школе-саде работают одни женщины.

Беседуем с ребятами «за жизнь» и узнаем, что любимый день у них пятница, что на выходных они обычно гуляют или сидят у компьютера (есть он, правда, не у всех), кто-то ездит на рыбалку и даже на охоту с отцом, Сема умеет разжечь костер. На море никто из них не был. Про свою школу знают, что ей больше ста лет.

Неюбилейное

{hsimage|Карина, Сабина, Сема, Леша, Игорь, Надя ||||} Посмотрев заранее школьный сайт, узнала, что по архивным документам начальная школа в деревне  Савиново была открыта еще в 1896 году! Но 115-летие школы в сентябре не отмечали.

— Для нас это праздник, но мы не стали никому сообщать, — сдержанно отвечает на мой вопрос о причине Ирина Ивановна. Ирина Ивановна 18 лет работает в Савиново, последние 10 лет директором.

И понятно почему не устроили юбилейных торжеств. Все 115 лет школа в деревне была начальной – и при царе, и при советской власти. История не оставила свидетельств, что ее когда-либо собирались закрывать. Но вот настали 90-е, потом 2000-е годы. Разговоры, что маленькие школы затратны, что их надо  закрывать,  а детей отправлять в интернаты или возить на автобусе в школы покрупнее, то усиливаются, то – обычно перед выборами —  затихают. И Дмитрий Медведев, и Андрей Фурсенко в последнее время не раз заверяли, что малокомплектные школы необходимы в нашей огромной стране, что по крайней мере начальные должны быть в каждом селе. Но есть пример, когда начальную школу  закрыли в сентябре, сразу после начала учебного года,  без оглядки на всякие решения сельского схода. Потому и боятся учителя  и родители лишний раз привлекать внимание к своей школе. Савиновскую школу два года назад уже хотели было закрывать…

 
В Савиновской начальной школе-детском саде 7 учеников во 2 и 4 классах да 10 малышей в детском саду. Присоединили к школе детский сад не от хорошей жизни – ведомственный садик закрыли и восемь лет в деревне вообще некуда было водить малышей. Зато теперь они плавно переходят  из садика в школу, старшие ребята заботятся о маленьких.

В штате два школьных педагога – директор Ирина Ивановна Евсеева и учитель Светлана Анатольевна Струнина, два воспитателя детского сада, повар и два вспомогательных работника. Надо содержать хозяйство – топить печи, стирать белье, убирать территорию.   

Как и всюду в Карелии, в деревне полно безработных. От совхоза осталась животноводческая ферма.

 
Дети просятся обратно

{hsimage|На перемене ||||}Маленькие школы чаще всего упрекают в низком качестве обучения. К Савиновской это не относится. Ребята, которые уезжают после окончания начальной школы, потом просятся обратно. Спрашиваю:

— Но это ведь невозможно?

— Просятся на домашнее обучение, лишь бы здесь учиться.

Родители ценят школу: дети дома, в школе к каждому подход индивидуальный, а с учителями есть возможность общаться в любое время. Если надо, без вопросов позанимаются дополнительно, без всякого репетиторства.

Городскому человеку кажется, что в школе бедновато, а вот родители так не считают. Есть два ноутбука, компьютер со спутниковым Интернетом, ксерокс, два сканера, принтер, факс, бесплатные учебники, новая мебель, свои лыжи. Плюс двухразовое горячее питание – завтрак и обед. Обед вообще-то по желанию, потому что уроки заканчиваются до 13 часов, но родители охотно платят за него 30 рублей в день. Еще бы – так вкусно готовят! Родители ценят школу и охотно помогают. Материальные возможности скудные, но на субботники выходят охотно.

Директор,  экономист, завхоз, маляр…

Проблемы у школы общие для образования: проверки, отчеты.

— Перед 1 сентября сдала все отчеты и очистила стол от бумаг, – рассказывает Ирина Ивановна. – А через день опять был завален…

На днях Ирина Ивановна начала двухнедельный  дистанционный курс обучения в ИПК по организации контроля знаний с помощью современных информационных технологий. Светлана Анатольевна за последнее время побывала на курсах повышения квалификации по компьютерной графике и по школе полного дня. По ее мнению, школа полного дня требует увеличения штата – своими силами не потянуть.

{hsimage|Допотопные игрушки в детском саду||||} В здании школы-сада, построенном в 1983 году, явно не хватает места – для того же спортзала, хранения инвентаря. Печное отопление педагоги минусом не считают —  привыкли,  зато не замерзнут ни при каком морозе. Правда, добывание дров – отдельная история. Дрова достают даже при отсутствии денег.

— Живем в Карелии, лес кругом, а каждый год нервотрепка с дровами! — присоединяется  к нашей беседе воспитатель Нина Васильевна Матвеева.

 
В садике, в чем мы убедились сами, победнее, чем в школе. Игрушки допотопные, как выразилась, Нина Васильевна, столы завезли опасные – с острыми углами. Ну  а зарплата – просто слезы. У младшего воспитателя 6 тысяч, у повара 5.

Нина Васильевна просит Ирину Ивановну выйти, чтобы сказать о директоре слово:

— Отпусков не видит – то печки ремонтирует, то сама стекла вставляет. Она и штукатур, и маляр. На линолеум посмотрите – ее руками положен. Она всегда впереди – и экономист, и финансист, и завхоз, и бухгалтер! Чтобы документы для первой аккредитации подготовить, взяла в кредит компьютер, перед второй аккредитацией машину в кредит купила – ездить в райцентр, бумаги отвозить. А до того автостопом ездила.

Когда я спросила педагогов, кто же им помогает, они задумались. Назвали одного районного депутата – открытки к праздникам присылает, приятно.

{hsimage|Слева направо: И.И. Евсеева, Е.М. Головешкина, В.Д. Малегин, Ю.А. Матвеева, С.А. Струнина, Н.В. Матвеева ||||}…Бывает так: школа вся из себя известная, а зайдешь – мертвечина, казенщина и крик. Совсем другие ощущения в Савиновской школе: теплота, душевность, искренность.

— Вы пишете замечания в дневник? – спрашиваю  у Ирины Ивановны.

Она задумывается:

— В этом году не писала.

«Мы живем большой семьей», — общее мнение членов этого маленького педагогического коллектива. А когда семья дружная, тогда незачем и замечания в дневнике писать.

 
Фото автора
 
Благодарим за финансовую поддержку этой поездки друга "Лицея" Кирилла Олюшкина.
 
 
  • Н.А.

    Сейчас многие родители мечтают о семейном обучении своих детей — люди боятся отдавать детей в большие школы. А маленькие школы разрушает государство.