Главное, Образование, Школа и вуз

Савиновской школе исполнилось 120 лет!

 

Савиново. Фото Зинаиды Ефловой
Фото Зинаиды Ефловой

В День знаний наши особые поздравления и пожелания  тем, кто трудится в условиях, не поддающихся никакой стандартизации и унификации, –  в сельских школах. Одна из них –малокомплектная Савиновская школа-сад Пряжинского района Карелии.

 

Савиново – старинная карельская деревня, затерявшаяся среди лесов, озёр и болот, труднодоступная (в зимний сезон автобус приезжает один раз в неделю), малонаселённая (численность постоянных жителей колеблется в районе сотни человек), а значит… Далее у каждого свои представления о карельской глубинке.

Одним из летних дней, не доезжая до Ведлозера со стороны Петрозаводска, наш автомобиль свернул с федеральной трассы, преодолел сюрпризы асфальтированной дороги регионального значения и въехал в Савиново. На фоне серого неба и накрапывающего дождика деревня выглядела неожиданно праздничной. Это ощущение возникало от сытости июньской зелени и синевы озера, от разноцветья домов (немало отремонтированных, есть новые) и ухоженных дворов, но главное, – от людской суеты на деревенских улицах. Степенно или торопливо пешком, на родительских руках, на велосипедах, на авто двигались в сторону клуба принаряженные, с цветами и подарочными пакетами, пожилые, молодые, юные и совсем дети. Среди них угадывались постоянные жители и временные селяне – бывшие местные и дачные; хозяева и гости – ближние и дальние. Действительно, от мала до велика собрались в сельском клубе, где как говорится, яблоку негде было упасть. Повод праздничного собрания наиважнейший в местном масштабе – Савиновской школе исполнилось 120 лет!

Официальное название школы в настоящее время – «Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Савиновская начальная школа-детский сад». Здесь по программам начального образования обучаются 8 детей (1-4 классы) и дошкольного образования – 7 детей от полутора до 7 лет. Основную и старшую ступень общего образования большая часть выпускников осваивает в ближайшей (13 км) Ведлозерской школе (ежедневный подвоз). В начальной малокомплектной школе работают два учителя, в разновозрастной дошкольной группе – один воспитатель.

Юбилей сельской школы – праздник не только самого учреждения, а всего села, каждого из его нынешних и бывших жителей. Но не только праздник. Для сегодняшних учителей и учеников школы, прежде всего, – это публичный экзамен на состоятельность. Вопросы односельчан к педагогам: Что и как они говорят? Что умеют и могут? Как выглядят? К детям: Умеют ли читать стихи, петь, танцевать? Как ведут себя на сцене? Волнует односельчан: Что скажет о школе приезжее начальство? Авторитетна ли школа среди других? Вопросы-требования местного сообщества неоднозначны: с одной стороны, сохраняются ли добрые традиции, знают ли, уважают ли учителя и ученики историю своей школы, деревни?; с другой, – достаточно ли современна школа, конкурирует ли она с большими и городскими?

В клубе деревни Савиново
В клубе деревни Савиново

Вела торжество главный человек в школе – директор

И.И. Евсеева – король Детского королевства
Ирина Ивановна Евсеева – король Детского королевства

Евсеева, по сценарию она главный герой – король Детского королевства деревни Савиново. Ирина Ивановна, которую здесь давно знают как человека сдержанного, строгого и исключительно скромного, конечно, приятно удивила земляков. Вместе с коллегами и учениками, просто и легко, душевно и с юмором был представлен сообществу творческий рассказ-отчёт о прошлом, настоящем и будущем школы.

 

 

Инновационная модель школы

История учреждения начинается с создания в 1896 году в деревне Савиново Ведлозерской волости Олонецкого уезда Савиновского одноклассного земского училища. Школа всегда была начальной, дальнейшее образование выпускники получали в других местах и учреждениях. Бывали времена, когда в классах обучались более 20 учеников, приходилось учиться в несколько смен. Однако долгое время в деревне не было дошкольного учреждения. Присмотр и образование дошкольников были проблемой исключительно семьи.

В 90-е годы малое количество учеников поставило школу под угрозу закрытия. В то же время пришло осознание необходимости заботы о дошкольниках и подготовки детей к школе. В 2001 году Савиновская школа одна из первых в республике стала учреждением инновацонной модели – школа-детский сад. Нужно сказать, что дошкольную группу тогда создавали всем миром. Жители своими силами оборудовали помещения, принесли мебель, ковёр, посуду, игрушки. Добрым словом вспоминают односельчане бывшего министра просвещения Карелии – Александра Николаевича Трофимова, выпускника Савиновской школы, который поддержал и помог осуществить идею.

 

Школа сад – это не формальное объединение дошкольников и школьников. При небольшом общем количестве участников обучения и воспитания разнообразие образовательных программ, потребностей и требований в таком учреждении зашкаливает за нормативы обычной школы. Здесь в ежедневном общении на небольшом пространстве находятся дети от раннего до подросткового возрастов, педагоги разных направлений и уровней подготовки. Такая модель эффективна, если создан единый разновозрастной детский и педагогический коллектив, если школа сотрудничает с родительским и местным сообществами.

В сентябре школа и деревня будут отмечать юбилей инновации – 15 лет! Собственно, новация для них давно стала нормой, обыденностью, но для многих других образовательных организаций эта модель очень актуальна. Думаю, для савиновцев настала пора делиться опытом.

 

Современная инфраструктура детства

Другие особенности, отличающие школу-сад, – особые инфраструктура детства и семейный уклад.

Школа располагается в той части деревни, что удалена от её околиц на примерно одинаковые расстояния. Находясь почти в центре, территория отделена от него лугом, деревьями и кустами. Такое местоположение безопасно и комфортно для детей: одновременно открыто – под приглядом и отделено – детству не мешают шуметь и играть. Действительно, королевство!

 

Конечно, к юбилею школа заметно приукрасилась-принарядилась. Здание – покрашенное и подремонтированное – приобрело более современный нарядный облик. На ухоженном дворе засверкали свежими красками и новым оборудованием спортивная и детская площадки.

Савиновская школа и школьный двор
Савиновская школа и школьный двор

В дошкольной группе, в учебных и в служебных помещениях, в маленьком холле обустроен каждый уголок, продуман и оформлен каждый сантиметр площади маленького здания. Здесь многое создано, облагорожено и украшено руками детей, педагогов, родителей, выпускников и неравнодушных односельчан. Здесь современные техника и школьное оборудование соседствуют с предметами из истории школы и образования, с объектами культуры, прикладного творчества и быта. Кажется, сам воздух школы насыщен запахами старины и современности – берёзовой коры и краски принтера…

 

Семейный уклад школы

Из выступления учеников школы:

Есть традиция у нас:

Имя носит каждый класс.

Первый класс зовем мы «Аня»,

В нем она всего одна.

Сколько нужно ей старанья,

Роль ученика трудна.

Класс второй – вот гордость наша:

«Юля, Мила и Кирилл,

Оля, Вика и Наташа».

(Бог чуток переборщил)

А четвертый класс у нас

«Кариной» называется,

Потому что там сейчас

Карина обучается.

Определить уклад такой школы можно одним словом – семейный. Здесь вместе учатся братья, сёстры, родственники, а близкие отношения педагогов, учеников, родителей продолжается и после школы – всю жизнь. Показательно, что на торжество приходили семейными поколениями, кланами.

Выступление савиновских школьников
Выступление савиновских школьников

Поздравляли родную школу выпускники – нынешние ученики Ведлозерской школы, выпускники – сегодняшние студенты разных учебных заведений, выпускники – живущие и работающие как в родной деревне, так и в иных городах и сёлах.

Поздравление от выпускников-учеников Ведлозерской школы
Поздравление от выпускников-учеников Ведлозерской школы
Поздравление от выпускников-студентов
Поздравление от выпускников-студентов

Из разных мест республики и даже из других регионов съехались на юбилей и бывшие педагоги школы, которые начинали в ней свою профессиональную деятельность по распределению и, отработав полагающиеся два-три года, покинули Савиново, но сохранили трепетное отношение к школе и деревне, светлые воспоминания о счастливом педагогическом старте.

 

Современные педагогические кадры

В маленькой сельской школе, как ни в какой другой, значима личность педагога. Традиционно его роль определяют как ключевую. Потому так важны его возраст, уровень образования, профессиональный и личностный рост.

В педагогическом коллективе малокомплектной савиновской школы представлены все возможные возрастные группы педагогов: опытных – в лице воспитателя Нины Васильевны Матвеевой (32 года стажа); в поре «золотого сечения» профессиональной карьеры – директора Ирины Ивановны Евсеевой (22 года), профессионального становления – учительницы Светланы Анатольевны Струниной (8 лет); молодого специалиста – учительницы Ксении Владимировны Шеиной (1 год).

Все педагоги имеют профессиональное педагогическое образование, трое из них – высшее. Все они постоянно учатся, повышают квалификацию; сами участвуют в профессиональных состязаниях и организуют участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях савиновских детей. Педагоги и их воспитанники имеют признанные достижения.

Согласитесь, здесь замечательные условия-возможности для передачи уникального опыта, сохранения традиций и освоения нового!

К.В. Шеина и С.А. Струнина – молодые учительницы школы
К.В. Шеина и С.А. Струнина – молодые учительницы школы

 

Социальная активность и сотрудничество с местным сообществом – не выделяю эти характеристики маленькой сельской школы как особые, потому что они лейтмотив этой статьи и залог успешности савиновской школы с момента её создания до дня сегодняшнего, надеюсь, и для процветания в будущем.

 

Савиновская школа сдала публичный экзамен на отлично!

К юбилейному пирогу приглашает Ж.Л. Пороева, директор местного клуба
К юбилейному пирогу приглашает Ж.Л. Пороева, директор местного клуба

 

 

Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук,

заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы ИПП ПетрГУ;

исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия