С точки зрения закона учитель – наемный работник. Если от него требуют выполнять обязанности, на которые он не подписывался, — это принудительный труд.
Независимый межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» провел в Петрозаводске своевременный семинар по защите трудовых прав педагогов и защите школ от административного произвола.
Семинар собрал более 20 карельских педагогов, в том числе директоров сельских школ. Откровенный разговор о наболевшем стал для многих открытием, что есть наработанные алгоритмы решения проблем.
Проводил семинар один из трех сопредседателей «Учителя» — Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права московской школы «Интеллектуал». Той самой школы, которая в 2014 году стала одной из первых жертв «оптимизации» школ в Москве – ее объединили с другой школой.
До той оптимизационной реформы в Москве было 2 тысячи школ, стало 750. В среднем в объединенной школе теперь учатся от 5 до 7 тысяч (!) учеников. По словам Всеволода Луховицкого, укрупнение школ не имеет целью экономическую выгоду — ее и нет, что показали исследования. Цель управленческая: сделать школы абсолютно управляемыми. Директор школы-монстра – менеджер, он слушает свое начальство, а не учителей, которых почти не знает, так их много. Удобно это власти, с какой стороны ни посмотри. Ведь если школа большая, в ней, по словам Всеволода Луховицкого, уже нет коллективного духа.
Через год после объединения школа «Интеллектуал» смогла добиться возвращения самостоятельного статуса! Борьба увенчалась успехом не только потому, что за ее сохранение выступили 20 академиков, СМИ, но прежде всего благодаря грамотной защите интересов школы всеми группами – педагогами, родителями, учениками.
Вот этим ценным опытом, который профсоюз «Учитель» использует для помощи другим российским школам и педагогам, в том числе сельским, и поделился с карельскими педагогами Всеволод Луховицкий.
Подробную информацию о деятельности профсоюза «Учитель» можно найти на его сайте. Тезисно расскажем, что говорили Всеволод Луховицкий и участники семинара.
- Карельские педагоги среди главных назвали такие свои проблемы: продолжительность рабочего времени, слишком широкий круг обязанностей, снижение зарплаты и стимулирующие надбавки, положение об оплате труда, финансирование малокомплектных школ, закрытие школ и нарушение при этом прав педагогов.
- Луховицкий: с точки зрения закона учитель – это наемный работник. Если от него требуют выполнять обязанности, на которые он не подписывался, — это принудительный труд, что признает любой суд. В РФ принудительный труд запрещен.
- Участники семинара назвали работу, которую они выполняют и которая не оплачивается: занятия с отстающими учениками, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, походы, экскурсии, сбор денег, пришкольный участок, лагерь, субботники, дежурство по школе, проектная деятельность, посещение семей и многое другое.
- Сайт профсоюза «Учитель»: Педагоги воспринимаются муниципальными органами власти как люди, которые должны «делать все и бесплатно». В основе этого убеждения — идея о моральном долге и миссии учителя.
- Луховицкий: проект нового профстандарта педагога рассчитан на подвижников, гуру, которых в стране человек 150, а не миллион с лишним наемных работников. Идет сбор подписей за то, чтобы стандарт не принимали.
- Луховицкий: насаждается идея, что школа – наш родной дом. Иронически: «Ну тогда получается, что директор – наш папа или мама».
- Луховицкий: вся система управления образованием выстроена таким образом, чтобы работник не мог ничего добиться. Бессмысленно писать Путину: школы в РФ муниципальные или региональные. Формально даже учредитель никакой ответственности не несет, все спущено на уровень директора. Не стройте иллюзий, что кто-то сверху нам поможет.
- Луховицкий: профсоюз существует не для того, чтобы кричать, а чтобы убедить начальство вести переговоры с педагогами. Идея любой кампании: ребята, давайте дружить! А если не хотят дружить, тогда прибегать к другим методам. В большинстве случаев срабатывают не индивидуальные, а коллективные способы защиты: переговоры, заявления в прокуратуру, одиночные пикеты и согласованные массовые акции, забастовка, коллективные действия родителей. И еще использование СМИ, видеобращений и т.п.
- Луховицкий: профсоюз «Учитель» готов в случае слияния школ помогать с защитой. И надо создавать первички в каждой школе, без этого нормальная жизнь в школе невозможна.
Все участники семинара получили брошюру «Как защитить свои права? Информационное пособие для педагогов», изданную профсоюзом «Учитель» в 2018 году. В нем, в частности, даны рекомендации по внесению изменений в школьные положения о зарплате, рассказывается, как получить компенсацию за работу на ЕГЭ, как провести забастовку в образовательных учреждениях, какие последствия могут быть от введения профстандарта «Педагог».
Профсоюз «Учитель» провел несколько семинаров в регионах страны, дошла очередь и до нас. Моё общение с педагогами республики показало, что учителя испытывают потребность в таком необычном мероприятии, необходимость знать алгоритмы решения многих проблем, связанных с защитой трудовых прав. Возможностью принять участие в семинаре воспользовались 24 педагога из 7 районов и 8 учреждений столицы. Не только молодым участникам семинара, но и опытным педагогам откровенный разговор о наболевшем стал некоторым открытием.
Опрос присутствующих о затратах рабочего времени показал, что в среднем они работают 50 часов в неделю (непосредственная работа с детьми на уроке, подготовка к урокам, проверка работ учащихся, общение с родителями, внеурочная работа с детьми, заполнение журналов). По Трудовому кодексу учитель должен работать не более 36 часов. Всеволод Луховицкий: «Ненормированное рабочее время педагога не означает, что руководитель может бесконечно его увеличивать. На каникулах учитель может работать не только в школе. Каникулярное время можно использовать для самообразования».
Стимулирующие выплаты – это вообще отдельная песня! Мне кажется, что некоторым руководителям эта часть работы пришлась по душе, а кого-то она тяготит. На семинаре мы услышали, что распределение этой части фонда оплаты труда, пожалуй, задумано для того, чтобы разобщить учителей, а иногда и откровенно поссорить. К сожалению, при подсчете баллов коллеги становятся противниками. К счастью, не во всех коллективах.
Предметом разговора на семинаре стали проблемы индивидуальной и коллективной защиты трудовых прав, значение положения об оплате труда, коллективного договора, алгоритм коллективного трудового спора, о помощи родителей при оптимизации учреждений и другие.
На семинаре постоянно доминировала мысль: почему, когда и как профсоюз должен защищать работника.
Каждый участник семинара, конечно, сделал выводы применительно к своему учреждению и администрации, но уверена, что нужную информацию не только для размышлений, но и действий коллеги получили. Хочу поблагодарить участников семинара за активную работу на семинаре и доброжелательность.