Интернет-журнал «Лицей»

«Не стройте иллюзий, что кто-то сверху нам поможет»

Всеволод Луховицкий ведет семинар в Петрозаводске. Фото Натальи Мешковой
Всеволод Луховицкий ведет семинар в Петрозаводске. Фото Натальи Мешковой

С точки зрения закона учитель – наемный работник. Если от него требуют выполнять обязанности, на которые он не подписывался, — это принудительный труд.

Независимый межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» провел в Петрозаводске своевременный семинар по защите трудовых прав педагогов и защите школ от административного произвола.

Семинар собрал более 20 карельских педагогов, в том числе директоров сельских школ. Откровенный разговор о наболевшем стал для многих открытием, что есть наработанные алгоритмы решения проблем.

Проводил семинар один из трех сопредседателей «Учителя» — Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права московской школы «Интеллектуал». Той самой школы, которая в 2014 году стала одной из первых жертв «оптимизации» школ в Москве – ее объединили с другой школой.

До той оптимизационной реформы в Москве было 2 тысячи школ, стало 750. В среднем в объединенной школе теперь учатся от 5 до 7 тысяч (!) учеников. По словам Всеволода Луховицкого, укрупнение школ не имеет целью экономическую выгоду — ее и нет, что показали исследования. Цель управленческая: сделать школы абсолютно управляемыми. Директор школы-монстра – менеджер, он слушает свое начальство, а не учителей, которых почти не знает, так их много. Удобно это власти, с какой стороны ни посмотри. Ведь если школа большая, в ней, по словам Всеволода Луховицкого, уже нет коллективного духа.

Через год после объединения школа «Интеллектуал» смогла добиться возвращения самостоятельного статуса! Борьба увенчалась успехом не только потому, что за ее сохранение выступили 20 академиков, СМИ, но прежде всего благодаря грамотной защите интересов школы всеми группами – педагогами, родителями, учениками.

Вот этим ценным опытом, который профсоюз «Учитель» использует для помощи другим российским школам и педагогам, в том числе сельским, и поделился с карельскими педагогами Всеволод Луховицкий.

Подробную информацию о деятельности профсоюза «Учитель» можно найти на его сайте. Тезисно расскажем, что говорили Всеволод Луховицкий и участники семинара.

Все участники семинара получили брошюру «Как защитить свои права? Информационное пособие для педагогов», изданную профсоюзом «Учитель» в 2018 году. В нем, в частности, даны рекомендации по внесению изменений в школьные положения о зарплате, рассказывается, как получить компенсацию за работу на ЕГЭ, как провести забастовку в образовательных учреждениях, какие последствия могут быть от введения профстандарта «Педагог».

 

Комментарий к семинару депутата Петросовета, регионального представителя профсоюза «Учитель» Галины Васильевой.

Профсоюз «Учитель» провел несколько семинаров в регионах страны, дошла очередь и до нас. Моё общение с педагогами республики показало, что учителя испытывают потребность в таком необычном мероприятии, необходимость знать алгоритмы решения многих проблем, связанных с защитой трудовых прав. Возможностью принять участие в семинаре воспользовались 24 педагога из 7 районов и 8 учреждений столицы. Не только молодым участникам семинара, но и опытным педагогам откровенный разговор о наболевшем стал некоторым открытием.

Опрос присутствующих о затратах рабочего времени показал, что в среднем они работают 50 часов в неделю (непосредственная работа с детьми на уроке, подготовка к урокам, проверка работ учащихся, общение с родителями, внеурочная работа с детьми, заполнение журналов). По Трудовому кодексу учитель должен работать не более 36 часов. Всеволод Луховицкий: «Ненормированное рабочее время педагога не означает, что руководитель может бесконечно его увеличивать. На каникулах учитель может работать не только в школе. Каникулярное время можно использовать для самообразования».

Стимулирующие выплаты – это вообще отдельная песня! Мне кажется, что некоторым руководителям эта часть работы пришлась  по душе, а кого-то она тяготит. На семинаре мы услышали, что распределение этой части фонда оплаты труда, пожалуй, задумано для того, чтобы разобщить учителей, а иногда и откровенно поссорить. К сожалению, при подсчете баллов коллеги становятся противниками. К счастью, не во всех коллективах.

Предметом разговора на семинаре стали проблемы индивидуальной и коллективной защиты трудовых прав, значение положения об оплате труда, коллективного договора, алгоритм коллективного трудового спора, о помощи родителей при оптимизации учреждений и другие.

На семинаре постоянно доминировала мысль: почему, когда и как профсоюз должен защищать работника.

Каждый участник семинара, конечно, сделал выводы применительно к своему учреждению и администрации, но уверена, что нужную информацию не только для размышлений, но и действий коллеги получили. Хочу поблагодарить участников семинара за активную работу на семинаре и доброжелательность.

Exit mobile version