Интернет-журнал «Лицей»

Реформа упрется в учителя

Молодежные дебаты, которые в десятый раз прошли 1 марта, были посвящены новым стандартам образования для старшей школы, которые вызвали в обществе бурную реакцию. Вел дискуссию Кирилл Шеков. На сей раз дебатерами стали Александр Селянин, министр образования РК, и Михаил Гольденберг, директор краеведческого музея, кандидат педагогических наук.  Однако сказать, что они по разные стороны баррикады относительно стандартов, нельзя, хотя и не столь уж однозначно приемлют его, как кому-то показалось.

Селянин перед началом дискуссии заметил, что его позиции схожи с Гольденбергом на 95 процентов. Он ссылался на публикацию Михаила Леонидовича «Долой войну!»  в нашем интернет-журнале.

— Что со старыми стандартами? – таким вопросом ведущий начал дебаты.

— Их просто нет, — ответил министр. – Из-за этого у детей и родителей много проблем.  Проблема стандартов не в том, что они появились, а в том, что их раньше не было.

Михаил Гольденберг выразился еще более остро:

— Школа не доживет до понедельника, если ничего не менять.

Он напомнил, что высказывался за диалог власти и народа по стандартам, поскольку в обществе идет не обсуждение, а преобладают истерика, страх, испуг.

Александр Селянин позитивным в новом стандарте  видит то, что он защищает ученика от произвола учителя.  Михаил Гольденберг сторонник личностно-деятельностного подхода в обучении, ему близка идея выбора, которая лежит в основе проекта нового стандарта для старшей школы. В то же время он считает:

— Реформа обречена в таком виде. Все упрется в учителя. Как они будут заниматься проектами?  Они и знания-то не умели давать. Пока профессия учителя не станет престижной, ничего не получится. А я не вижу перелома в отношении к ней.

И тут наконец завязалась дискуссия.

Александр Селянин :

— Мы перепроизводим учителей. Вот вы, Михаил Леонидович, как преподаватель КГПА согласны, что нужно  сократить набор в педакадемию в 4 раза?

Михаил Гольденберг:

— КГПА – это пятилетний холодильник, куда родители отправляют своего ребенка, чтобы он не испортился. Мол, дальше видно будет. В педакадемии в основном дети из сельских школ, им некуда деться. Если они не пойдут в КГПА, куда они пойдут? Может быть социальный взрыв.

Селянин:

— Давайте устраивать холодильник не на такой важной профессии.

Первый же вопрос, который задали из зала, касался того, кто будет делать выбор после девятого класса о дальнейшем профиле обучения. Студент Иван Голубев убежден, что ни ребенок, ни его семья к этому не готовы. Но Михаил Гольденберг не согласен: судьбу ребенка должна решать именно семья. По мнению Ивана, это идеалистическая картина. В свою очередь Александру Селянину импонирует, что новый стандарт заставляет задуматься о выборе профессии.

Разговор вновь вернулся к фигуре учителя. Студента КГПА Даниила волнует, что в школах, как он выразился, «много учителей старческого вида». Вряд ли они свыкнутся с новым стандартом. Но оба гостя дебатов взяли под защиту пожилых учителей, вспомнив примеры из своего ученичества, когда именно учителя в возрасте дали глубокие знания. В то же время директор музея признал, что пожилым будет сложнее перестраиваться, а министр заметил:

— Я сторонник обновления учительского корпуса. Сейчас в Карелии 23 процента педагогов в возрасте до 30 лет, и это неплохо.

Все-таки чем хороши дебаты: в дискуссии люди, может, даже неожиданно для себя раскрывают свои опасения, не так им все и нравится в нововведениях. Александр Селянин, оказывается, считает:

— В 14 лет рано делать окончательный выбор. Англо-саксонская система образования для нас преждевременна!

Между тем идея выбора будущего профиля после 9 класса – одна из основных в проекте нового стандарта. В этом же ряду еще одно опасение министра, как он выразился, его боль: обеспечить профильность в малокомплектной школе невозможно. То есть необходимо будет  открывать интернаты. А возить детей  в большие школы на автобусе при отсутствии в республике хороших дорог невозможно.

Вопросы на дебатах касались также  курса основ православной культуры (министр  его противник), деления в лицеях классов по способностям (министр не поддерживает псевдоэлитарность образования),  просьбы разъяснить, что такое  математика на нижнем уровне обучения, судьбы петрозаводской школы искусств № 1 (новый стандарт позволит  легитимизировать эту уникальную школу), платного обучения (школа получаит  право на платные услуги), аттестации учителей (она с 1 января стала обязательной).

Один из вопросов касался обязательности ЕГЭ при новом стандарте. ЕГЭ сдавать будут, как и сейчас, пояснил Александр Селянин. Михаил Гольденберг воскликнул:

— Пока у школы нет стандарта обучения ЕГЭ незаконен!

Возражений от министра не последовало.

Уже в конце дебатов молодой человек с галерки поинтересовался, нет ли опасения у гостей за интеллектуальный уровень народа после реформы. Михаил Гольденберг заметил, что интеллектуальный уровень падает по всему миру, потому надо лелеять талантливых детей. И как иллюстрацию к падению интеллектуального уровня привел вопрос, заданный ему недавно на лекции студенткой, будущей учительницей истории:

— А Ленин в годы Гражданской войны на чьей стороне воевал?

Смех-смехом, но, честно признаюсь, моих сомнений относительно нового стандарта дебаты не развеяли. Не станут ли такие вопросы обычным делом?

 

Exit mobile version