В чем секрет системы образования в соседней стране, признанной одной из лучших в мире? Рассказывает бывший петрозаводчанин, ныне житель Хельсинки Сергей Силкин, сам по профессии учитель .
Невольно вспоминаю слова нашего друга-педагога, сказанные моим детям в день нашего переезда на ПМЖ в Финляндию. Вздыхая и поглаживая детей по голове, она жалела их: «Бедные, из русской школы да в финскую! Чему же вас там научить-то могут?»
Не скрою, волновались и мы. Страна, культура, традиции в общем-то знакомы, а вот о системе образования знаем мало. Это сегодня я с гордостью рассказываю друзьям, что вот уже не первый год система образования в Финляндии признается лучшей образовательной моделью в мире и всецело разделяю эту позицию, а тогда…
Тогда наш старший сын окончил второй класс одной из петрозаводских гуманитарных гимназий. В арсенале к девяти годам мы имели диплом «твердого хорошиста», где уже красовались оценки по таким предметам, как «психология», «английский язык» и устойчивую неприязнь к родной школе со всем её содержимым. Тогда меня не удивляли 6 рабочих дней в неделю, 5-6 учебных часов в день, тогда мы старались учиться изо всех сил, страрались даже дома, ежедневно, после школы по 2-3 часа сидели над домашними заданиями, радуясь умению ребенка во втором классе решать уравнения с двумя неизвестными (гуманитарная гимназия!).
В Финляндию переезжали мы в сжатые сроки, об изучении языка речи не могло быть, поэтому наш сын оказался в специализированном классе, где подготовительное обучение проходят дети, не владеющие финским. Сегодня ежегодно в Финляндию приезжает тысячи иммигрантов, поэтому во многих школах есть специальные классы для языковой адаптации детей. В этот период мы и столкнулись впервые с той самой незнакомой нам финской системой образования.
Первое время немного настораживало отсутствие домашних заданий в привычном объеме, но нордический настрой нашего школьника и лестные отзывы педагога понемногу свели все волнения на нет. Первый же вывод и первую отличительную черту той самой системы мы выяснили для себя, когда ребенок принес домой первое замечание. Позволю себе вольный перевод этого шедевра: «Вот и в наши края пришла долгожданная зима! Ура! На землю лёг первый снег! Как же красиво на улице! Дети, конечно, тут же придумали много игр со снегом, и Артём как все дети играл с друзьями. В нашей школе есть правило — нельзя кидать снежными комками в людей, так как можно ранить человека. Артём, к сожалению, нарушил сегодня это правило, скорее всего он просто очень обрадовался снегу и забыл о нем. Я поговорила с ним еще раз об этом. Зима — прекрасное время года, давайте все вместе будем радоваться первому снегу и зиме» .
Отличие первое: в учебе, в поступках, в качествах личности… да в чем угодно финны отмечают в большей степени положительные стороны ребенка. За время обучения у нас было много встреч, собеседований, переписки с учителями, но ни одного раза, ни один финский педагог ни об одном из моих детей не сказал: он плохой, он дурно поступил, он сделал грубые ошибки, он не справляется. Всегда с их стороны есть оправдание поступку или неудаче ребенка. Ученика ведут вперед, не тыкая носом в ошибки, а указывая на его сильные стороны.
Да, это замечательно, ребенок растет и учится без стресса, у него всегда отличные отношения с учителем. Но есть и оборотная сторона у этой медали: иногда очень сложно работать над ошибками с ребенком. Ответ с его стороны на все попытки коррекции всегда один: «Учитель сказал, что все хорошо!»
Мне кажется, такой подход к ученику обусловлен принципом финского общества «все профессии важны». Это не пустые слова для финнов. Мне рассказывали случай, когда помощник учителя обратился к руководству школы с предложением подтянуть отстающего ученика. В ответ будущий учитель узнал, что финскому обществу нужны работники всех специальностей и далеко не всем обязательно получать высшее образование. Работать уборщиком или сантехником тут действительно не стыдно, уровень зарплат позволяет специалисту жить достойно. Нам, русским людям, для кого диплом о высшем образовании является обязательным условием полноценной личности, сложно переключиться на эту модель обучения.
С вашего позволения я упущу материально-техническую часть вопроса. Не составит труда найти достачно информации об оснащении школ, о бесплатных завтраках (шведский стол), о такси для детей, проживающих далеко от школы. Все школы одинаково оснащены, одинаково финансируются, ремонтируются. Однако, это не делает их равными. Об этом ниже.
А тем временем пришла нам пора покидать подготовительный класс и определяться с дальнейшем обучением в общеобразовательной начальной (1 — 6 классы) школе. Выбирать школу сегодня родители имеют право, но мало кто пользуется им. Почему? Все школы одинаковы? Нет, школы тут разные. Никогда не верил в равенство, чего бы оно ни касалось. Разность школ проявляется, м-м-м-м, как бы быть «толерантным»… проявляется в культурном разрыве между различными социальными слоями общества, населяющими район школы. При этом официально деления на обычные школы, гимназии, лицеи нет. Финны отдают своих детей в ближайшие школы скорее по привычке — еще совсем недавно выбор школы был невозможен. Да и место проживания финны выбирают очень тщательно, а там проблем с соседями не возникает. Стоить отметить, что все вышесказанное относится лишь к столичному региону.
На этом «неравенство», как мне кажется, и заканчивается. Внутри школы отсутствует деление на продвинутые и простые классы. В классе может быть несколько групп с разным темпом обучения, но ребенок может перемещаться из одной группы в другую в течение года. Более того, существует система индивидуальных планов обучения. Зачастую дети на уроке выполняют задания разного уровня сложности и оцениваются, соответственно, согласно индивидуальным критериям. Дальнейшее профессиональное обучение тоже выстроено в такой форме, что любой человек на любом этапе может подключиться к процессу. Совершенно обычная вещь для финского общества, когда, скажем, клерк в 45 лет решил стать парикмахером и наоборот.
Представители любой этнической группы имеют право на изучение родного языка и религии. Для организации курса в школе, правда, необходимо определенное количество желающих. Если таковых не набирается, есть возможность получать эти знания в ближайшей школе (проездной билет оплачивается).
Еще одна из главных отличительных особенностей финской школы — это практическая направленность обучения. Задачи на сложение и вычитание мы решаем, считая монетки, проценты изучаем, считая «прибыль». Пожалуй, самый яркий пример этого принципа обучения произошел у нас в прошлом году. Мой сын вдруг со знанием дела рассказал о том, что такое, простите, «пук» с точки зрения анатомии, химии и физики. На мой вопрос, откуда такие познания, он рассказал, что одноклассник имел некую неосторожность на уроке, и на следующий день, после того как учитель остановил смех в классе, дети получили увлекательное объяснение этого физиологического процесса.
Мы разные. Думаю, отрицать это бессмыссленно. Как финская модель в чистом виде не сможет работать в российском обществе, так и российская модель обучения тут не пройдет. Ну, скажите мне, пожалуйста, как вы отнесетесь к тому, что вашего ребенка будут учить «стучать»? Да, вы правильно меня поняли, жаловаться на одноклассников и рассказывать об увиденных нарушениях. А тут это основа правопорядка в обществе. И ведь работает, не поспоришь!
А это мнение непосредственного участника процесса. Устами младенца, как говорится… Полина, 12 лет (училась и в русской и в финской школе) об отличительных чертах финской школы:
— Не надо носить форму.
— Можно выбирать еду самому.
— Бесплатные завтраки.
— Не много задают домой. (Мой комментарий: нагрузка возрастает постепенно. В начальной школе задают мало, к средней школе количество увеличивается, но быстрые ученики имеют возможность справляться с заданиями в школе. Мой старший, например, редко садится за уроки дома, а со средним сидим за учебниками частенько.)
— Не учимся по субботам. (Мой комментарий: суббота — день, который ученик должен посвятить своим интересам и общению с семьей. Кроме того, считается, что родители тоже имеют право на выходной в этот день.)
— Если проблемы с успеваемостью, то тебе помогут!
— Учителя не унижают!
— Одноклассники меньше издеваются друг над другом.
Поучиться у местных педагогов можно многому: и уважению к личности ребенка, и индивидуальной направленности обучения, пониманию того, что все они разные, и осознанию того, что помимо учебы у ребенка должна быть жизнь! Жизнь, наполненная интересными событиями, увлечениями, встречами, общением, играми наконец.
Писать об особенностях финского образования можно много. Я бы отметил одну, пожалуй, самую главную его особенность: тут учат учиться. Но! Только тех, кому это надо.
Фото с сайта ng58.ru