Интернет-журнал «Лицей»

Зуд оптимизации

Бывший детдом, куда перевели ДМШ

Если уж чиновники в Медвежьегорске приняли решение объединить музыкальную и художественную школы и перевести их в здание бывшего детского дома, надо было сделать всё по уму.

Прочитала, что  Глава  республики А. Худилайнен  протест родителей первого  сентября в Ламбасручье назвал «раздуванием истерии». Не буду комментировать этот вывод, замечу только, что если это «истерия», то у этого события есть автор,   и это  –  глава администрации района В.А. Карпенко как учредитель образовательных учреждений, ответственный за  результаты «планируемых оптимизационных  мероприятий, реализуемых в 2015 году».  А реорганизация  школ Заонежья – это лишь один эпизод мероприятий  по  «оптимизации» расходов  бюджета  на образование. Я же хочу рассказать о другом пункте районных  мероприятий  по «оптимизации»  расходов  на образование  – о  реорганизации Медвежьегорской Детской музыкальной школы.

 

В соответствии с планом «оптимизации»  создаётся новое образовательное учреждение «Медвежьегорская школа искусств» путём слияния двух  школ  – музыкальной и художественной. Экономия бюджетных средств,  в результате  такой реорганизации,  составляет около 360 тысяч рублей. В год. Конечно, при  годовых расходах районного бюджета, а это 622 миллиона рублей, экономия  в 0,05 % — тоже ведь показатель эффективности расходов. С этим можно согласиться.

После принятия решения о слиянии двух школ в одно учреждение  встал вопрос: а что дальше? Можно было оставить школы по прежнему месту проживания, как это было, например, при слиянии детских садов. Но тут встал вопрос о том,  а  что   же  делать со зданием детского дома, ликвидированного в процессе «оптимизации»? Учредитель принимает решение: в бывшее здание детского дома перевести  новое  учреждение – Медвежьегорскую  школу искусств.

 

Постановление о слиянии двух школ в одно учреждение глава администрации В.А. Карпенко  подписывает 17 июля 2015 года, а  вот распоряжение о передаче  директору Медвежьегорской музыкальной школы  муниципального имущества –  здания Медвежьегорского детского дома – подписывается только 2 сентября 2015 года. При этом акты приёмки-передачи предлагается представить на подписание в течение 15 дней после решения.  Акт  представлен, видимо, в рекордно короткие сроки, и уже  5 сентября в музыкальной школе издаётся приказ  о переезде в здание бывшего детского дома.

Но проблема в том, что переезд осуществляется в неподготовленное и неприспособленное здание. Если уж чиновники приняли решение объединить музыкальную и художественную школы и перевести их в здание бывшего детского дома,  надо было делать всё по уму: очистить авгиевы конюшни детского дома от  залежей ненужного оборудования, а то и просто хлама – медицинская техника, горы тюфяков, кровати, обеденные столы , библиотека и прочее, сделать ремонт, спортивный зал переделать под концертный, установить необходимое освещение. Однако ничего этого сделано не было.

Местные чиновники, прежде всего глава администрации В.А. Карпенко  продемонстрировали своими действиями полное пренебрежение  к коллективу музыкальной школы.

Лично я перевод музыкальной школы в неподготовленное здание бывшего детского дома, да ещё во время учебного года, расцениваю как плевок коллективу ДМШ со стороны чиновных лиц районной администрации, ответственных за развитие дополнительного образования. Плевок, который унижает прежде всего ту же  власть.

И я имею полное право так говорить: обсудить вопросы  реорганизации ДМШ  с коллективом школы не посчитали нужным  ни глава района Н.А. Тихонов, ни глава администрации В.А. Карпенко, ни его замы.

 

Между тем признание  достижений Медвежьегорской ДМШ и в музыкальном сообществе, и у родительской общественности подтверждают значимые результаты музыкального образования и воспитания детей: младший концертный хор «Соловушки» носит звание образцового коллектива Республики Карелия, а старший  концертный  хор «Онего» —  образцового коллектива России; вокальный ансамбль «О*неженки», оркестр баянистов и ансамбль гитаристов, солисты-инструменталисты и вокалисты, хоры «Росинки» и «Дивертисмент» –  из года в год показывают высокий исполнительский уровень на конкурсах и фестивалях российского, республиканского и международного уровня. И я не говорю уже о школьных концертах и музыкальных спектаклях, о региональных фестивалях и конкурсах, которые организует  школа.

Понятно, что за этими достижениями большой труд всего талантливого коллектива ДМШ  и каждого педагога отдельно. В небольшом коллективе школы  более десяти преподавателей отмечены государственными наградами — это лауреаты года Республики Карелия, заслуженные работники Республики Карелия, почётные работники общего образования России. Эти звания в нашем музыкальном мире дают за заслуги, а не за чинопочитание местных царьков.

Впрочем, такое неуважительное отношение чиновников к  людям – не исключение, а скорее система. Зуд «оптимизации»  порождает  целую череду непродуманных  управленческих  решений, которые вызывают общественный протест и  наносят непоправимый вред развитию, в частности,  дополнительного образования детей в районе.

Так было  в 2009 году с  Медвежьегорской художественной школой, когда в результате неуклюжих действий районных «оптимизаторов» из художественной школы ушли все преподаватели во главе с основателем  школы, членом союза художников России Л. Буриным.  Об этом писал тогда  «Лицей»:  «…чиновники от образования решили сэкономить, в итоге Бурин, не согласный с их политикой, в марте 2009 года был уволен, следом уволились преподаватели. Школа формально существует, но уникальной,  буринской,   больше  нет».

В 2011 году увольняют директора музыкальной школы Е.С. Филюк, посмевшую не согласиться с непродуманной  политикой реорганизации  учреждений дополнительного образования. За прошедшие четыре года в школе сменились четыре директора, а в должности завуча побывал даже  социальный работник – без базового, заметим,  образования  хотя бы в объёме музыкальной школы! Только активное сопротивление предотвратило назначение в 2014 году на должность очередного  директора музыкальной школы бывшего главы города, имеющего базовое образование по специальности «учитель физкультуры». С такой кадровой политикой учредителя   школы  главы администрации В.А. Карпенко согласиться нельзя.

Ещё примеры. Ликвидируется  в результате неуклюжей «оптимизации»  Медвежьегорский Клуб юных моряков, а кораблик «Аист»  уплывает  из  КЮМа за копейки.  Дом детского творчества в поселке Пиндуши в результате оптимизации-реорганизации  перестаёт действовать  как самостоятельное учреждение, освободившееся здание, которое усилиями коллектива поддерживалось  практически в идеальном состоянии, было заброшено и вскоре превратилось в развалины.

Как депутат  районного Совета и член Общественного совета по образованию  Медвежьегорского района, как гражданин считаю, что ответственность за деятельность главы администрации района В.А. Карпенко,  в том числе за  результаты и методы «оптимизации» и развития образования  в районе, вместе с ним должны взять на себя правительство А.П. Худилайнена и  депутаты Законодательного  Собрания Карелии. Почему? А потому что две трети членов конкурсной комиссии по назначению В.А. Карпенко  на должность главы администрации составляли представители правительства и ЗС РК.

Раз уж  доверили ему должность главы администрации района, так должны нести ответственность за его деятельность, в том числе бестолковую реорганизацию учреждений образования  в районе. Ведь всё это, согласимся, подрывает в обществе доверие к власти в целом.

 

P.S. Как-то при обсуждении  предложения  заморозить  на новый учебный год плату за обучение в ДМШ я  обратила также  внимание на несправедливость взимания платы за обучение  в ДМШ по сравнению, например,  с ДЮСШ. Тогда один из замов главы администрации парировал, что, мол, в спортивной школе дети хотя бы здоровье укрепляют,  « а вы только деньги  проедаете».  А я  в ответ  привела слова заслуженного работника культуры Республики Карелия, известного музыканта, преподавателя  Медвежьегорской ДМШ В.Г. Савицкого. Так вот, отвечая на поздравления с очередной наградой, он заметил: «Главной своей  заслугой считаю то, что мои ученики не пойдут по кривой дорожке».

Прежнее здание ДМШ, откуда выселяют детей. «Пианино Рёниш, которое мы бережём как зеницу ока. Когда его спускали со второго этажа, повредили лестничные плитки. Я не удержалась, очень ругалась. А что их ругать: это сантехники и работники УК без специальных навыков и приспособлений по переноске именно пианино…»
Концертный зал Медвежьегосркой ДМШ — кому он приглянулся?

Площадка второго этажа в здании ДМШ, откуда детей выселяют

А вот сюда вселяют:

Столовая детдома, где предполагается установить рояль и устроить концертный зал

Помещения в детдоме не освобождены до сих пор
Если третий этаж ремонтировали три года назад, то на втором этаже ремонта давно не было

Здание детдома совершенно не подготовлено для детской школы искусств. Почему  до переезда не был проведён косметический ремонт? Почему до такого состояния доведено муниципальное имущество,  в том числе само здание и внутренние помещения? Отремонтирован и находится в нормальном состоянии только кабинет директора! Почему не освободили помещения, не передали  кровати, тюфяки, обеденные столы, библиотеку  и прочее  другим учреждениям? Тем же школам, интернатам? Некоторые родители учеников ДМШ готовы были покрасить классы в здании детдома, почему нельзя было организовать всё это летом? Скажут, детдомовцев поздно перевезли в другие детдома. Почему? Все ответы на поверхности: решение  по реорганизации  не продумано в деталях и пошагово. А заложниками стали дети и преподаватели.

В.И. Евсеева,

преподаватель Медвежьегорской ДМШ,

заслуженный работник культуры РК

От редакции.  7 октября Валентина Евсеева выступила перед членами профильного комитета Заксобрания Карелии и рассказала о переезде только что созданной школы искусств в здание бывшего детдома, показала фотографии, которые мы публикуем. Парламентарии взяли вопрос на контроль и решили обратиться в прокуратуру Медвежьегорского района для оценки соблюдения всех норм законодательства в процессе этой реорганизации.

Фото автора

Exit mobile version