Праздник «Город мастеров» для воспитанников коррекционных школ Петрозаводска и 18-й школы-интерната Повенца провели в Республиканской школе-интернате №24, которая стала первопроходцем в работе с федеральным госстандартом для особых детей.
Профориентационная встреча стала продолжением научно-практической конференции, которая прошла в столице Карелии 15 декабря. Педагоги, чиновники и специалисты-дефектологи обсуждали проблемы внедрения нового федерального стандарта в коррекционную педагогику. Вчера на базе 24-й школы-интерната, экспериментальной площадке по переходу на ФГОС, теоретики и практики убедились, что в системе коррекционной педагогики Карелии есть как ресурсы, так и стремление педагогов работать с детьми по-новому.
… Родители, как правило, верят, что детские проблемы можно решить курсами таблеток, сеансами массажа или поездками к столичным специалистам. Обычно на первом году жизни ситуация проясняется, и мамам и папам становится ясно: не всё лечится, с чем-то придется не просто мириться, а учиться жить. К семи годам ребенка многие родители накапливают немало травматических переживаний по поводу того, как же взрослеющий малыш будет жить, учиться, социализироваться, получать знания, если даже простейшие действия вызывают у него трудности.
Именно таким детям бросают спасательный круг в 24-й школе-интернате. Ей исполнилось два года — в ее нынешнем республиканском статусе, а создана была городская вспомогательная школа-интернат № 47 еще в 1926 году. Здесь получают образование дети с нарушениями интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития, в том числе с аутизмом. С понедельника по пятницу школа работает в режиме интерната для ребят из районов, а также как школа для воспитанников-петрозаводчан.
Сейчас в республиканской школе-интернате № 24 обучаются 143 человека. В прошлом году здесь было 11 выпускников. Четверо из них учатся в Индустриальном колледже, остальные работают или живут дома с родителями.
— Многое зависит от мам и пап. Кому-то удается устроить детей на работу, другие живут дома, помогают по хозяйству, особенно если это в деревне, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Татьяна Николаевна Еремкина. — Уже второй год школа участвует в программе по апробации федеральных государственных стандартов. При их введении наши ученики могут находиться в школе не 11, а 13 лет. Теперь воспитанники могут жить у нас до 20 лет.
Просторные коридоры, светлые интерьеры, современная мебель, рисунки и поделки, ухоженные цветы в горшках, пластиковые окна — и всюду чистота. Всё это создает приятную атмосферу, легче справляться со сложностями, которые требуют и коррекции, и лечения, и особого подхода.
Учительница музыки Ольга Васильевна Ковальчук каждый учебный год переделывает свою программу для новых учеников. К первому сентября она отыскивает музыку, слова, обновляет репертуар музыкальной студии. А как тянутся к ней ребята! Здороваются, общаются, терпеливо ждут, когда она поправит им рубашку или платье. Когда же ее воспитанники поют, она в первом ряду… поет вместе с ними. И дети, видя глаза любимого педагога, чувствуют себя уверенными и успешными.
— Сегодня я выполняла поделку в технике скрапбукинга. Маша меня даже похвалила два раза! — делится своими впечатлениями Татьяна Владимировна Пушкина, ведущий специалист отдела общего образования министерства образования Республики Карелия.
Татьяна Владимировна приехала в школу-интернат вместе с участниками профориентационного праздника «Город мастеров». Помимо учеников школы-интерната №24 в нем участвовали воспитанники коррекционных школ города № 20, 21, 22, 23, а также школы-интерната №18 из поселка Повенец Медвежьегорского района.
— 15 декабря в Петрозаводске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная экспериментальному введению ФГОС для особых детей, — рассказывает Татьяна Владимировна Пушкина. — Были подняты важные содержательные моменты. К нам в гости приехали специалисты из семи субъектов России. Вчера одна из участниц конференции — кандидат психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики из Московского института открытого образования Ирина Магомедовна Бгажнокова читала лекцию, посвященную федеральному стандарту и организации образовательной среды для детей с нарушением интеллекта. Логичным продолжением этой работы стал сегодняшний праздник. Специально мы ничего не планировали, но я считаю это своеобразным итогом планомерной работы.
По словам Татьяны Владимировны, работа началась два года назад, когда Карелия вошла в федеральную целевую программу развития образования по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Благодаря этому у нас получилось отремонтировать школы-интернаты, закупить новое оборудование. Не только новые школьные доски или мебель, а именно то, что было необходимо каждой школе-интернату по профилю. Здесь, в 24-й школе, появилась новая оборудованная кухня с плитой, обновились гончарная и столярная мастерские, появились новые швейные машинки. Так что сейчас для детей с особыми потребностями здоровья в наших коррекционных интернатах созданы достойные условия.
— Для нас участие в эксперименте по введению ФГОСА стало хорошей возможностью перестроить свою работу, — рассказывает Татьяна Николаевна Еремкина, которая работает здесь много лет. До изменения своего статуса школа принимала лишь городских детей. — Мы стали первопроходцами в вопросе внедрения федерального госстандарта и на конференции с коллегами из районов Карелии и других регионов делились своим опытом. Методически в вопросах апробации нас сопровождал Карельский институт развития образования. Конечно, еще остаются вопросы по программам, которые утвердят только к 2016 году, и нормативной базе, но мы на сегодня проделали колоссальную работу и наши материалы по внедрению ФГОСА получили все участники конференции.
Приветствуя ребят на празднике «Город мастеров», директор школы-интерната №24 Марина Николаевна Кузьмина назвала школу домом, а воспитанников и педагогов семьей. Ее волнует вопрос постинтернатного сопровождения. Ребята не всегда после лет, проведенных здесь, готовы к успешной социализации за пределами школы-интерната.
Капиталина Алексеевна Вагина, заведующая отделом воспитательной работы школы интерната № 24, считает, что проблема дальнейшего трудоустройства и выбора жизненного пути — одна из самых острых для выпускников. И даже продолжение обучение в колледже — не гарантия того, что молодой человек с особыми потребностями сможет успешно устроиться на работу.
… Правда, на празднике «Город мастеров» ребята не задумывались о сложностях современной жизни. Они с радостью мастерили новогодние поделки, знакомились друг с другом, много улыбались и даже танцевали. Наверное, для них школа — эта та территория, где их жизнь не кажется такой уж особенной, поскольку рядом есть взрослые, которые готовы заботиться, учить и воспитывать.
Сайт школы-интерната №24: internat24.wordpress.com
Фото Марии Голубевой