Интернет-журнал «Лицей»

Путешествие в Google

Фото Веры Мансуровой
В Академии Google. Фото Веры Мансуровой

В Академии Google преподавателей учили использовать инструменты Google для улучшения нашей образовательной системы. Рассказывает Александр Матюшкин, доцент кафедры литературы КГПА.

Не погуглишь — не найдешь

Компания Google известна в мире, прежде всего, своим поисковиком. В России поиск в интернете для большинства людей ассоциируется с Яндексом. Однако стран, где есть национальная система поиска, совсем немного, там же, где его нет, слово google уже стало синонимом слова “поиск”, а глагол to google занесен даже в Оксфордский словарь английского языка. Вместо “я поищу в интернете” говорят “я погуглю”, “я нагуглю” и т.д.

Вместе с тем, инструменты для поиска – это только один из нескольких десятков сервисов Google. Сюда входит также Диск Google, включающий в себя программы для создания текстовых документов, презентаций, таблиц и форм, а также их синхронизации между разными устройствами, подключенными к интернету (ноутбуком, планшетом, смартфоном), самая популярная в мире электронная почта, видеосервис Youtube, конструктор сайтов, конструктор блогов, инструмент для создания форумов, календарь, редактор изображений, карты, познавательный сервис Google Планета Земля, интернет-браузер Chrome и много других продуктов, включая сервис для создания картин на песке.

Особое место занимает операционная система для смартфонов Android, наверное, самая популярная на рынке мобильных устройств. Все эти сервисы имеют одну общую черту – они создают уникальные, не побоюсь этого слова, возможности для коллективного взаимодействия. Именно эту черту я бы назвал отличительной чертой сервисов Google и именно ею я могу объяснить свой интерес к использованию этих сервисов в образовательном процессе.

Обычно, когда студенты начинают совместно писать в Google-документах, и каждый видит, что пишет другой, это вызывает бурные эмоции. Но когда сервисы Google начинаешь использовать для коллективного создания серьезных проектов, начинаешь понимать, что такое коллективный ум, чем он лучше ума индивидуального, и почему Ларри Пейдж и Сергей Брин за 14 лет смогли превратить свой “гаражный бизнес” в одну из крупнейших ИТ-корпораций мира.

Сгуглены одной целью

В начале ноября мне удалось побывать в московском офисе компании Google. Мероприятие, на которое я был приглашен, называлось Академия Google. Такие мероприятия компания проводит ежегодно в разных странах мира. В прошлом году Академия Google проходила в Израиле, в позапрошлом году в Сиднее, в этом году местом встречи стала Москва.

Участники Академии отбирались путем конкурса, на который нужно было прислать видеоролик о себе и заполнить анкету. От участника требовалось показать, как он использует в учебной деятельности информационные технологии, включая сервисы Google. Конкурсный отбор прошли 50 претендентов из России, Белоруссии, Эстонии, Украины и Киргизии. В их числе оказался и я.


В Академии Google. Фото Сергея Катальникова

Собравшиеся вместе преподаватели были очень не похожи друг на друга: они представляли не только разные регионы, но и разные типы учебных заведений. Здесь были преподаватели начальной и средней школы, педагогических и классических вузов, организаций, занимающихся повышением квалификации учителей, организаций, специализирующихся на дополнительном образовании и на работе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или поведенческие проблемы, и другие. Однако их всех объединяла одна цель: научиться использовать инструменты Google для улучшения нашей образовательной системы.

Сегодня все больше людей начинает понимать, что информационные технологии – это не только и не столько технологическая, сколько гуманитарная проблема. Google, Facebook, Wikipedia и многие другие громкие проекты современности могли бы не возникнуть, если бы не было педагогической технологии Марии Монтессори. И неудивительно, что информационные технологии, созданные этими компаниями, и оказавшиеся необыкновенно востребованными обществом, подталкивают развитие образования, внедрение в него тех элементов, которые стимулируют развитие личности и коллективное творчество. Но для новой школы нужны новые учителя. Наблюдая за участниками, я пытался выяснить, из какой предметной области они пришли к технологиям Google, и обнаружил, что в Академии были представлены все школьные предметы. Оказалось, что даже физкультуру можно организовать с помощью сервисов Google, причем организовать качественно, не для галочки.

– У меня есть возможность внедрять компетентностный подход не по федеральным государственным образовательным стандартам, а так, как положено, – сказала одна из участниц.

В какой-то мере эти слова мне видятся девизом участников Академии, но как бы ни ругали новые образовательные стандарты, они дают небольшой шанс подтолкнуть развитие образования. И сервисы Google, как говорила заведующая кафедрой ИКТ в образовании Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Ольга Брыксина, идеально вписываются в те хорошие начинания, которые есть в новых стандартах. В отличие от многих конкурентов Google умеет создавать программы, которые понятны интуитивно. Виллиам Флоранс, директор по образовательным сервисам Google в Европе, Ближнем Востоке и Африке, рассказал поучительную историю о том, как в африканскую деревню, где жили люди, не умеющие читать и писать, привезли коробку со Android-планшетами. Через 4 минуты дети смогли включить планшет, а через 5 месяцев смогли взломать блокировку настройки.

Я думаю, ни для кого не секрет, что сегодня взрослые все чаще обращаются к детям с просьбой помочь разобраться в сложной цифровой технике, в которой дети умудряются разбираться самостоятельно. Однако, отправленные в “свободное плаванье” дети могут не только научиться полезному для их будущей жизни. Как доказали французские психологи, слишком раннее погружение в виртуальный мир может сформировать опасное для будущей жизни представление о границах реальности. Дети могут учиться сами, учиться гораздо эффективнее, чем в традиционной классно-урочной системе, но взрослые все равно должны принимать активное участие в процессе развития детей. Об этом также говорилось в Академии, когда участники делились своим опытом использования информационных технологий.

Направо пойдешь – в НИИЧаВо попадешь

Впрочем, может быть, и налево – волшебный камень сделан из легкого пластика и его постоянно передвигают с места на место. С волшебного камня начинается Лукоморье – закрытая зона офиса, где работают его сотрудники. Как рассказала менеджер по развитию образовательных проектов Google в России и СНГ Гульнара Ластовецкая, иностранцам бывает трудно объяснить, что такое избушка на курьих ножках и, особенно, кто такие 38 попугаев, – так называются зоны для уединения сотрудников. Хотел назвать их зонами отдыха, однако сотрудники в них сидели хоть и на диванах, хоть и в расслабленных позах, но с ноутбуками. Это стилизация скорее не под волшебные сказки, а под фантастическую повесть братьев Стругацких “Понедельник начинается в субботу”, события которой разворачиваются в Научно-исследовательском институте чародейства и волшебства (НИИЧаВо).

В Академии Google. Фото Марии Смирновой

Самое же подкупающее в офисе Google – это отношение к человеку. Здесь созданы все условия, чтобы было комфортно, чтобы человек мог погрузиться в свои размышления, и не отвлекаться на бытовые мелочи, чтобы человек мог расслабиться и отдохнуть от работы. Здесь есть кафе и кухня, душевые, настольный теннис, турник, тренажеры. Разумеется, все это бесплатно, качественно и красиво. Разумеется, все это в режиме самообслуживания. Хотите апельсинового сока? Наберите апельсинов, которые лежат возле соковыжималки, и отожмите, сколько вам нужно. Но когда я однажды остановился в раздумье перед мудреной кофе-машиной, как из-под земли появилась сотрудница кафе и с улыбкой начала меня инструктировать, ну, и кофе сделала, конечно.

Наверное, секрет обаяния Google в его менеджменте. Пока мы ужинали, менеджер по образовательным программам Бекки Эванс, специально прилетевшая на встречу с нами из США, убирала конференц-зал: расставляла стулья и наши вещи, убирала мусор. А когда во время одного из заседаний в офис пришла член совета директоров корпорации Google Дайана Грин, она терпеливо стояла в коридоре, ожидая перерыва. Хотел бы я представить отечественного члена совета директоров какого-нибудь “Газпрома”, который скромно стоит в коридорчике где-нибудь в Петрозаводске! Но в Google это возможно – здесь правит коллектив. Здесь начальник, предложивший коллективу какие-либо идеи, будет строго наказан, вплоть до снятия с должности. Так же как будет отправлен на рабочее место сотрудник, пришедший к руководителю со своими идеями. Во внимание принимается только коллективное решение. И это правильно: трудно сказать “нет” руководителю, трудно быть услышанным, если руководитель окружен хором подхалимов, но если ты сумел организовать в коллективе обсуждение своей идеи, если тебя поняли, приняли и подкорректировали, то начальник обязан тебя выслушать и реализовать инициированное тобой предложение.

Погуглил – поделись с другим

Теперь на территории бывшего СССР работает около 60 сертифицированных учителей Google. Каждый из них имеет свои know how использования интернет-сервисов. “Не бойся, что украдут, бойся, что не востребуют”, – сформулировал когда-то один из первопроходчиков использования интернет-сервисов в России Евгений Патаракин. Символично, что во всех самых известных продуктах Google есть кнопочка “Share”, что можно перевести на русский язык как “Поделиться” или “Предоставить доступ”. Google делится с нами своими продуктами (доступ к интернет-сервисам этой компании предоставляется за деньги только коммерческим организациям со штатом более 10 человек) и предлагает нам делиться со всеми, кому интересны наши наработки.

Можно даже попробовать зарабатывать деньги, размещая на своем сайте или блоге, сделанном с помощью сервисов Google, рекламу от Google. Конечно, со стороны Google это не будет благотворительностью: используя продукты Google, вы способствуете укреплению авторитета корпорации и увеличиваете ее рекламные площади. Но при этом вы получаете замечательную площадку для своего присутствия в интернете, потому что, как сказал когда-то основатель корпорации Microsoft, “если Вас нет в интернете – вас нет в бизнесе”.

Однако для учебных заведений продукты Google бесплатны, освобождены от рекламы и могут быть привязаны к тем интернет-адресам, которые есть у образовательного учреждения. Образовательный технолог из Эстонии Людмила Рождественская рассказала, какое впечатление произвел на директора гимназии, где она устанавливала школьный Google Apps, подсчет сэкономленных школой денег. Но специалист по образовательным сервисам Google – это всегда очень многогранный человек. Во-первых, он разбирается в технической стороне дела, во-вторых, он знает, как технические инструменты применять в образовательной практике, в-третьих, он знает, с кем можно проконсультироваться, если возникнут технические или методологические затруднения, и, наконец, в-четвертых, он умеет убеждать и обучать самих педагогических работников.
Именно такие люди и собрались в начале ноября в Москве, чтобы поделиться опытом и получить статус, подтверждающий их квалификацию – “Google certified teacher”.

 Автор публикации Александр Матюшкин. Фото Натальи Чемодановой

Exit mobile version