Интернет-журнал «Лицей»

Педагогический десант: «Да. Почему нет?»

Петрозаводские учителя вместе с Карельской региональной общественной организацией «Учитель Республики Карелия» продолжают поездки по северу Карелии. В марте они побывали в Беломорске. На этот раз педагоги отправились в кемскую школу № 3 и среднюю школу Рабочеостровска.

Для такого путешествия учителям пришлось в час ночи выехать из Петрозаводска, а в девять утра после завтрака и небольших приготовлений продолжил работу семинар «Старая школа в новом времени».

 

Урокам и мастер-классам от учителей английского, истории, обществознания, русского языка и физкультуры предшествовал неформальный диалог с чиновниками образования района. Несмотря на выходной день и ранний час, в школу № 3 Кеми приехал Алексей Дмитриевич Кокков, глава района.

 

В Кеми снег сошел недавно. Проблема дорог и неубранного мусора весной одна из насущных. Часто с добротными домами соседствуют пустующие или сгоревшие избы.

 

– Мы надеемся на принятие федеральной программы развития республики. Предполагается, что в ней будут запланированы средства на образование, которые позволят отремонтировать наши школы и к 100-летию республики преобразить все учебные заведения, – обнадежил глава района.

 

Сергей Викторович Пауш, начальник управления образования, рассказал гостям о районной системе образования. Всего в Кемском районе работают девять школ. Среди них две основных и три начальных, пять общеобразовательных. Выпускники двух основных школ района после окончания девятого класса перебираются учиться в Кемь. При школе № 3 открыт гостевой дом (интернат), в котором останавливаются дети из деревень и поселков района.

 

– Подушевое финансирование сельской школы не может создать равные условия для обучения детей из отдаленных поселков и деревень, – уверен Сергей Викторович. – Но мы пытаемся выжить.

 

В районе 2023 ученика. Пауш поделился наблюдением, подкрепив его статистикой: количество детей в районе перестало уменьшаться, демографическая яма позади. В этом году из школ района выпустятся 173 человека, а на смену им придут 220 первоклассников.

 

Зал на это заявление отреагировал сдержанно. В 2009 году в стране началась модернизация образования, которая продолжается до сих пор. С небольшой разницей: в этом году финансирование на нее не выделено, но директора и руководители до сих пор о том, как проходит модернизация, пишут отчеты.

 

После знакомства начались уроки обществознания, истории, английского языка и физкультуры в старших классах. Евгений Валерьевич Кустов, учитель информатики Рабочеостровской средней школы привез в школу № 3 Кеми учеников старших классов.

Анастасия Дмитриевна Ковальчук, учитель истории и обществознания петрозаводской школы № 36 посоветовала ребятам запоминать термины с помощью перевода составных частей. К слову, из небольшого класса ЕГЭ по обществознанию будут сдавать человека три — именно эти ребята активно слушали педагога.

Во время обсуждения урока коллега сказал:

–Больше всего мне понравился позитивный настрой Анастасии Дмитриевны. Учительница сказала ученику о том, что она в него верит. Несмотря на то, что парень за урок не вымолвил и слова, я понял, насколько это было важно!
От урока английского языка Ирины Александровны Сидоровой из школы № 36 школьники тоже были в восторге. Старшеклассники уверены – если бы язык им преподавали так, как прошел этот урок, они обязательно заговорили  бы на английском уже через месяц.

Порадовала школьников и физкультура. Полноценного спортзала в кемской школе № 3 нет. Два кабинета объединены в один — это и есть зал, где проходят уроки . Александре Ануфриевой урок понравился даже несмотря на то, что не было перерыва на отдых.

–  Мне кажется, если бы подобные занятия ввели в нашей школе, стало бы меньше прогульщиков, – говорит она.

Елена Малкина уверена, что было бы неплохо ввести элементы художественной гимнастики в учебную программу для людей со слабым здоровьем.

 

Мне посчастливилось быть на уроке истории Марии Леонидовны Цветковой. Я планировала заглянуть в класс минут на десять, но тема холодной войны звучала настолько актуально, что я так и осталась на этом уроке до конца. Мария Леонидовна провела классический урок-лекцию для старшеклассников, рассказав, как после окончания второй мировой войны складывались отношения двух сверхдержав — США и СССР. Учительскую речь, размеренную и плавную, дополняла информация, которая  выводилась на интерактивную доску. Учитель задавал уточняющие вопросы, многие ребята отвечали, к разговору подключились даже мальчики — нечасто такое бывает в старших классах.

 

Мария Леонидовна выбрала для иллюстрации отношений двух стран карикатуры тех лет. На них Советский Союз предстает в образе медведя, а страна представляется мрачной и зашоренной. Так формировался имидж нашей страны, который до сих пор некоторыми американцами воспринимается на полном серьезе.

 

После уроков прошли мастер-классы. В составе петрозаводской делегации было много педагогов дополнительного образования, они с радостью рассказывали о своей работе. Педагог Дворца творчества детей и юношества Светлана Анатольевна Крыж  после своего выступления посетовала, что современные дети не знают истории родного края. Этнографический музей дворца каждую неделю посещают примерно 240 школьников, но, по наблюдению Светланы Анатольевны, никто из детей не может похвастаться знанием карельских обычаев и традиций.

 

Виктория Викторовна Панова, преподаватель биологии школы № 29 Петрозаводска, рассказала, как ей удается заинтересовать детей проектной деятельностью. Чтобы им было интересно слушать выступающих, в классе существует одно правило. Докладчик может задать классу шесть вопросов. За каждый ответ ученик получает плюсик. Плюсы накапливаются до тех пор, пока не превратятся в пятерку — это может произойти в любой момент учебного года. Когда именно — решает учитель. Меня не капли не удивило, что ученикам Виктории Викторовны на ее уроках интересно, если даже взрослая аудитория мгновенно подключилась к разговору о личинках, карликовой лошади и диете.

 

Самым резонансным и интересным оказалось выступление Егора Иванова. Он рассказал ученикам и педагогам, как подбирает творческих ребят, которые помогают в организации внеурочной деятельности. Егор Андреевич только в этом году пришел в школу № 36, где и работает организатором, уже успел успешно выступить на городском конкурсе «Учитель года».

 

За 20 минут Егор Иванов не раз повторял: «Да. Почему нет?». Именно такой была его реакция на все ответы и действия учеников, которые получали одобрение и поощрение учителя.

Уже в который раз уверилась, что хорошо бы снимать такие открытые уроки на видео. Они могут оказаться хорошим методическим подспорьем и источником вдохновения для учителей разных городов и поселков. Многое из показанного смогло бы войти в базу, которая оказалась бы востребованной, например, в дистанционном образовании.

Поделиться впечатлениями о семинаре, во время которого были еще экскурсия в краеведческий музей, поездка к Белому морю и Успенскому собору, я попросила Марию Леонидовну Цветкову, учителя истории и обществознания школы № 6 Петрозаводска.

– Семинары такие нужны для того, чтобы понять, чем живет профессиональное сообщество. Важно увидеть уровень и тематику выступлений, посмотреть новые методики и старые в новом исполнении, познакомиться с новыми людьми, коллегами – это всегда интересно, – уверена Мария Леонидовна. –  Для меня лично, кроме названного, эта поездка стала возможностью побывать в Кеми. Я люблю старые города, а специально туда вряд ли поехала бы. Огромное впечатление произвел Успенский собор с сопутствующими храмами, местный музей. Да и город весь какой-то очень наш, российский. Родная наша провинция: терпеливая, мудрая, заброшенная и такая прелестная. Места там исторические: и шведские наскоки постоянные с XIV века, и ворота в ГУЛАГ, и жемчуг для российских цариц… А ведь именно в провинции, в деревне  душа России. Очень понравились детки: открытые и добрые. И главное, мы им, кажется, были даже интересны, что удивительно при нынешнем повальном молодежном нигилизме. Своим ученикам на семинаре я благодарна за готовность к сотрудничеству, за открытость к общению, за помощь: не замкнулись перед чужой тетенькой, слушали, хоть и не готовы были к уроку: ни тетрадей, ни учебников, ни ручек.

Кемская школа №3

На открытие семинара в выходной день приехали глава района Алексей Кокков (слева) и начальник отдела образования Виктор Пауш (в центре)
Анастасия Дмитриевна Ковальчук провела урок обществознания
Мария Леонидовна Цветкова на уроке истории
Мастер-класс Егора Андреевича Иванова
Школьники во время мастер-класса

Светлана Анатольевна Крыж, педагог ДТДЮ

Ольга Германова и Евгений Кустов, организаторы семинара, подводят его итоги

В краеведческом музее
Успенский собор в Кеми

Фото автора

 

Exit mobile version