В этом был убежден выдающийся карельский педагог Исаак Фрадков, в своих начинаниях особую роль отводивший молодым учителям. Поэтому неслучайно Фрадковские педагогические чтения с самого начала были задуманы как республиканская конференция для молодых педагогов, которые не боятся дерзать. В минувшую пятницу чтения провели в седьмой раз.
На этот раз Фрадковские чтения собрали около 80 молодых педагогов республики. Прошли они в петрозаводском Державинском лицее, к созданию которого имел отношение Исаак Самойлович. Открывая чтения, министр образования Карелии Александр Морозов посоветовал читать Фрадкова: «Он создал авторскую школу в те годы, когда и понятия такого не существовало. Многое из того, к чему приходит образование, было попробовано в 9-й школе».
В 60-е оттепельные годы школа работала по экспериментальному плану трудового обучения и профориентации. Здесь были созданы классы программистов-вычислителей, велись уроки машиноведения и электротехники, ручного труда. Ученики имели свои цеха на тракторном заводе и швейной фабрике, ремонтном заводе, изготавливали шахматы, шашки, работали в магазине. Ребята получали зарплату, 10-15 процентов от которой шло в фонд школы. 9-я школа имела ежегодный доход до 50 тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. Школа была лидером в самоуправлении: старшеклассники входили в педсовет – ни одно решение не принималось без их участия, создали молодежный боевой отряд, который следил за порядком не только в школе, но и в районе.
Всех новаций не перечислить! Школа гремела на всю страну, о любви учеников к ней говорит такой факт: один из выпускников Владилен Ракушин, давно живущий и работающий в Москве, издал за свой счет книгу о 9-й школе. Есть в ней и глава одного из самых известных выпускников – Валерия Хилтунена, с говорящим названием «9 школа – любовь моя». Владилен Ракушин стал гостем седьмых чтений, как и ученый-химик Владимир Лененко: коренной москвич, он хорошо знаком со многими выпускниками знаменитой школы.
Исаак Самойлович Фрадков был инициатором многих уникальных проектов и после вынужденного ухода из 9-й школы, в 70-е — 90-е годы. Последний, неосуществленный, — школа для трудных подростков. Фрадков всегда почитал Макаренко, с которым работал его отец. Воспитание личности — главная тема седьмых Фрадковских чтений.
По общему мнению, событием стало выступление «Противоречия как инструмент воспитания» доцента кафедры развития образования АПКиППРО, кандидата педнаук Аллы Нестеренко, даже прозвучало: «Браво!». К сожалению, Алле Александровне нечего было ответить на вопрос: «А где вас можно послушать?». Уникальный специалист по ТРИЗ-педагогике, Нестеренко сегодня больше, чем в родной Карелии, востребована в других регионах России, за границей. Как это напоминает мне отношение к Фрадкову бонз от образования при его жизни…
Еще одним событием чтений стала демонстрация недавно найденного документального фильма об Исааке Самойловиче Фрадкове «Человек, обогнавший время», снятого в 70-е годы Леонидом Хорошем. Леонид Юрьевич Хорош, замечательный педагог, в свое время подготовил для «Лицея» цикл публикаций о выдающихся зарубежных и российских педагогах и выпустил их потом отдельными брошюрами, тиражом 20 экземпляров. Надо ли говорить, что их теперь днем с огнем не сыщешь? Валентина Хорош сказала на чтениях о том, о чем мы думаем все годы после ухода Леонида Юрьевича из жизни: надо наконец эти работы издать отдельной книгой.
На секционных заседаниях, мастер-классах молодые учителя рассказывали о своих наработках. Многим явно не хватает опытных наставников, хотя радует, что все в постоянном поиске, ищут новые формы, не боятся экспериментировать.
Учитель 9-й петрозаводской школы, носящей имя Фрадкова, Сергей Невский назвал мастер-класс северорусской загадкой — «Курица на курице, а хохол на улице», заинтриговав, что разгадка будет в конце. Знакомясь с тем, как назывались части традиционного северорусского дома, участники мастер-класса штриховали и писали на выданном каждому рисунке дома: «зуб» (угол дома), «стопа» (сруб избы), «налобник» (фронтон дома)… Дорисовав дом и узнав, что в некоторых местах в старину дома ставили на пнях — «курицах», пришли к отгадке. «Курица на курице, а хохол на улице» — это, оказывается, изба. Сергей Невский назвал свой проект по изучению со своими учениками говоров Карелии «Диалектный словарь школьника» и материализовал его в виде маленькой книжицы, которую мы подержали в руках.
Провели Фрадковские чтения Минобразования Карелии, Карельский институт развития образования и Центр развития образования Петрозаводка. Поразил гостеприимством Державинский лицей. Всё было организовано четко, сам лицей порадовал уютом, чистотой, благожелательным отношением к гостям. Очень понравились музейно-образовательный комплекс лицея, с которым познакомили участников чтений, и лицейский театр, показавший «Сцены из школьной жизни» Жванецкого. Зал стонал от восторга! Ученики блистательно перевоплотились в директора школы и молодую учительницу, а педагоги органично, без швов, сыграли нерадивого ученика и его старшего брата. В этом приблатненном парне я не узнала всегда подтянутого, выдержанного Владимира Станиславовича Яговзика, замдиректора Державинского лицея, неизменного помощника Надежды Дмитриевны Максимовой и Людмилы Исааковны Фрадковой в подготовке чтений. Подумалось: если ученики и учителя могут понять друг друга, посмеяться, значит, наша школа не безнадежна, как иногда кажется.
Фрадковские чтения проводятся с 2004 года. Немало ярких выступлений слышали мы за эти годы. Известно, что у одних его участников сложилась яркая профессиональная судьба — как у учителя математики Державинского лицея Алексея Доронина, ставшего лауреатом российского учительского конкурса. Некоторые же исчезли из поля зрения. Что случилось: ушли из школы, опустили крылья или погрязли в бумажной рутине? Видимо, пора выходить на новый виток в проведении чтений, создать систему, позволяющую выстраивать траекторию развития молодого учителя, через институт наставничества быть с ним постоянно на связи. Следующие Фрадковские чтения состоятся через два года, а время мчится стремительно!
Фото Марии Голубевой и автора