Интернет-журнал «Лицей»

Быстрее олимпийского огня

Фото Михаила Мешкова
Олимпийский огонь в центре Петрозаводска

На прошлой неделе столица Карелии встретила эстафету олимпийского огня. Ее бурное обсуждение началось еще накануне, после поста петрозаводской учительницы.

Пост собрал около двух сотен лайков и разошелся по Сети со скоростью, опережавшей шествие олимпийского огня, тем более что он путешествовал с опозданием. На Кургане детям пришлось ждать его более двух часов. Интернет-СМИ распространили мнение учительницы, суть которого сводилась к тому, что педагог не желает приводить детей на эстафету в принудительном порядке. Спустя сутки это заявление исчезло с личной страницы учительницы, а на планерке всех педагогов попросили привести страницы в соцсетях в соответствие со своим публичным статусом. Что же такого написал педагог, после чего ей пришлось не только удалить написанное, но еще и объяснительную для руководства написать?

 

 

«Строем под барабан»

«Моё глубокое убеждение, что не финансовые вложения (пусть даже под якобы высокую «олимпийскую» идею) укрепляют патриотический дух страны, не хождение строем под барабан, а УВАЖЕНИЕ К СВОБОДНОМУ ВЫБОРУ ЧЕЛОВЕКА!» — написала учитель.

 

«Лицей» обратился за комментариями к карельским педагогам, общественникам и родителям. Как они увидели эту ситуацию? По понятным причинам некоторые из них пожелали не называть своего имени.

 

 

Учительница английского языка: «Давления  в нашей школе не было»

— Во многом учительница права. Не знаю, как в других, но в нашей школе было сказано так: «Это городское мероприятие, школа должна в нем участвовать. Учителя представляют школу, идем все, скажите детям». Но давления не было. Каждое предложение, касающееся мероприятия, далее начиналось со слов «те, кто идет»: «Списки тех, кто идет, подайте в канцелярию»… Речь шла лишь о том, чтобы школа была представлена на мероприятии городского уровня — и всё. Может, у педагога появилось столько агрессии потому, что им это всё преподнесли как обязательное дело.

 

 

Ирина, руководитель молодежной организации: «А как же ответственность перед учениками?» 

— Профессионализм педагога подразумевает прежде всего ответственность перед учениками. Судя по тому, насколько сумбурно обращение, написано оно было в состоянии возмущения. Это реакция конкретного человека, а не человека, ответственного за воспитание подрастающего поколения. И в этом своем проявлении педагог мало чем отличается от чиновников, задумавших акцию такой, какая она есть, — каждый из них выполняет свою задачу, а молодежь лишь ширма. Но хотелось бы напомнить педагогу, что она работает в государственной системе, выполняет государственный заказ. И доступ к детям она получила именно в рамках этой системы, а потому не имеет права использовать свое положение для пропаганды своих личных взглядов.

 

 

Завуч по воспитательной работе, Медвежьегорск: «Другие чувства, но не патриотизм»

— По долгу службы мне очень часто приходится выполнять подобные приказы сверху. Признаюсь честно, это вызывает другие чувства, но не патриотизм. С большим пониманием отношусь к тому, что написала учительница. Если бы меня пригласили, то пошла бы только с желающими принять участие в церемонии. А вот как сделать так, чтобы все пошли, — это мастерство и убеждение педагога.

 

 

Сергей Силкин: «Состояние отрицания» 

— По-моему, эта ситуация — пример того, что сейчас происходит в России. Я говорю о поразившем страну состоянии отрицания, сопротивлении всему и всем независимо от целей отрицаемого действия, – говорит Сергей Силкин, в прошлом учитель английского языка, папа троих сыновей, педагог детского культурного центра Хельсинки (Финляндия). — Не смею рассуждать о причинах, это другая тема, да и выражать свои мысли каждый имеет право. Но как педагог мог принять решение за детей, смотреть им или не смотреть, гордиться или нет, — мне непонятно! Родители — да, и в том случае, если «карельская хмарь» или «дурацкий олимпийский огонь» их не устраивают, могли отказаться от мероприятия. А вот педагог, простите, на работе! Автор протеста путает общие принципы педагогики и «предписанный нам чиновниками поросячий восторг», смело рассуждая о патриотизме. Мне кажется, частные интересы в этом случае взяли верх.

 

 

Николай Савин, учитель информатики, Питкяранта : «Все бы поехали с радостью»

— Жалею, что мы живем далеко и на саму церемонию попасть не смогли. Моих учеников интересуют олимпийское движение и спорт, и если бы школа могла отправить автобус детей на эту эстафету, то не надо было никого заставлять, все бы поехали с радостью!

 

 

Ольга Кивелева, учитель карельского языка, Эссойла: «Приятно быть частичкой истории»

— Я специально привозила дочку в Петрозаводск смотреть огонь, а на следующий день была волонтером на маршруте и помогала факелоносцу. Мне приятно быть частичкой истории, прикоснуться к ней, а рассказывать и показывать детям мы обязаны, они потом вспоминать об этом будут. Кому-то в жизни больше никогда и не удастся увидеть ничего подобного!

 

 

Вечером того дня, когда олимпийский огонь побывал в Петрозаводске, учительница, пост которой облетел Интернет, убрала  его с комментарием: «Удалила высказывание, дабы не давать повод СМИ неправильно интерпретировать мои слова. Оно, безусловно, по форме слишком резкое, на грани, но по содержанию остаюсь на прежних позициях».

 

 

К сожалению, нам не удалось побеседовать с автором нашумевшего текста. Более никто из учителей открыто не заявил о том, что на мероприятие их отправляли принудительно. Кстати, один из студентов Петрозаводского государственного университета выложил в Сеть фото объявления, вывешенного в корпусе вуза, в котором сказано, что «участие студентов в мероприятиях обязательно»

 

Мнения об эстафете олимпийского огня, о посте учительницы и реакции на него поражают полярностью суждений. 

 

 

Алеся Ивановская: «Давно не ощущала такого таких сильных и ярких эмоций!»

— В тот день я пришла в пункт сбора факелоносцев, нас всех зарегистрировали, выдали форму по размеру. Затем у нас было время немного познакомиться, пофотографироваться. Нас поддерживали и организаторы, и волонтеры. Перед выездом на участок для нас провели инструктаж по обращению с факелом и рассказали, что произойдет после того, как мы прибудем на свой слот — участок бега. Факелоносцы на нашем участке были разными по возрасту и роду деятельности, но все были счастливыми! Сама я давно не ощущала такого выброса адреналина, таких сильных и ярких эмоций. Было приятно, что совершенно незнакомые люди тебя поддерживают. Из толпы мужчина прокричал: «Не волнуйся! Мы с тобой!» Во время бега с олимпийским факелом я кричала: «Ура-а-а! Олимпийский огонь в Петрозаводске!» Это незабываемо!

 

 

Наталья Микитенко, мама первоклассника: «Сын был разочарован»

— Мой сын заинтересовался внешней стороной этого события — его как маленького мальчика привлек сам факел, огонь, флажки. Как раз совпало, что тренировка в бассейне закончилась точь-в-точь перед стартом олимпийского огня. Нам оставалось только спуститься на набережную, чтобы увидеть само действо. Посмотрели, но мы ожидали большего. Девушка, несущая факел на участке, где стояли мы, почему-то вместо гордой улыбки, ведь ей все махали флажками, аплодировали и приветственно улюлюкали, громко говорила, что ей хотелось бы идти пешком, а не бежать. Вокруг нее шли какие-то люди, в пяти шагах перед ней ехал микроавтобус. В общем, событие не выглядело торжественным и впечатляющим, и сын не понял его сути. Он был, скорее, разочарован. Еще больше моего ребенка расстроил тот факт, что с Пушкинской до верха Калинина мы должны идти пешком из-за неработающего общественного транспорта.

 

 

Полина Крышень, педагог и композитор: «Сомнительное удовольствие»

— Из-за перекрытых дорог в тот день я не попала в консерваторию: даже улицу не могла перейти, ждала полчаса. Зачем было специально куда-то вести детей? Там и так полно народу было! Час-полтора ожидания на улице, не в самую хорошую погоду, ради того, чтоб полминуты созерцать бегущего спортсмена? И попутно рекламу Кока-колы и Газпрома. На мой взгляд, сомнительное удовольствие.

 

 

Светлана, учительница, в отпуске по уходу за ребенком: «Детей нужно развивать»

— Прогуляться пешком по свежему воздуху крайне полезно для нынешних детишек, которые ходят по маршруту школа — дом — компьютер, а на воздухе бывают по десять минут в день. Есть мероприятия, на которые дети ходят массово, не потому что они стадо, а потому что их нужно развивать! Это концерты, театр, спортивные соревнования, встречи с интересными людьми. Кто детей научит, если не мы? Кто объяснит, что такие мероприятия посещать нужно, что ты часть страны, значит, и олимпиада общая! В других странах тоже есть проблемы, но они проводят мероприятия, олимпиады, фестивали и праздники. А если тебе все равно, что происходит вокруг, какой же ты гражданин?

 

 

Максим Иванов, историк: «Хочешь — иди,  хочешь  дома сиди»

— Никого в Державинском лицее насильно не заставляли идти на это мероприятие: хочешь — иди, хочешь — сиди дома. Я специально спросил у своих десятиклассников, что они думают об этой акции. Более 90 процентов сказали, что было круто и интересно и значимо для них, пусть они и не поедут в Сочи, но хоть таким образом прикоснутся к Олимпиаде. Кстати, многие пришли с родителями!

 

 

Юлия, учительница из Карелии, сейчас работает в Москве: «Это крик души»

— Я как никто понимаю, что жизнь в Москве совсем не та, что в России. Помню тот душевный раздрай, когда умом все понимаешь, а должен идти с детьми на какое-то мероприятие, на которое ноги не несут. Понятно, что это был крик души. Понятно, что наворовали при подготовке к этой олимпиаде так, что стыдно сказать. Но это дети — им жить дальше в этой стране. И если они не будут жить надеждой на лучшее, то потом нам придется жить в той стране, которой они будут управлять. У нас в школе учитель физкультуры и два мальчика участвовали в эстафете олимпийского огня. Этого учителя все дети любят. Были каникулы, но многие ребята приехали посмотреть на наших. Это объединяет. Все идеи, искусственно придуманные, не несут в себе того смысла, который принесла в нашу гимназию эстафета олимпийского огня. Я случайно оказалась на Красной площади в день начала эстафеты. Люди были в приподнятом настроении. Все улыбались и поздравляли друг друга. Я сама приехала домой в отличном расположении духа.

 

 

Учительница иностранного языка: «Все свелось к раздаче халявной кока-колы» 

— Мне показалось, что мероприятие получилось дешевое и бестолковое. Все свелось к раздаче халявной кока-колы. Дети бегом бежали, сшибая все на своем пути, лишь бы получить еще одну банку лимонада. За банку кока-колы предлагалось потанцевать, покорчить рожи на камеру. Жалкое получилось зрелище. Идея была хорошая: патриотизм, гордость за свою страну, горячая поддержка спортсменов, сплочение, но она погибла под дешевыми понтами, на мой взгляд.

 

 

Светлана Артемьева, бывший директор школы № 45: «Дети — это не массовка!»

— Неожиданно для себя узнала, что у знакомой школьницы классной является та самая учительница, чьи слова стащили с личной странички и выставили на обсуждение всей страны. К слову сказать, класс ее уважает. Дети понимают значение консолидации в ответственные моменты жизни страны и школы, резкость учителя считают ошибкой.

 

Слушая ребят, думала над их словами… В школе их собрали в начале четвертого, сказав, что огонь будет на Кургане. Дети ждали там до начала седьмого на ветру. Эстафета добралась до них в начале седьмого. Выдали школьникам кока-колу — четыре бутылки на всю большую группу детей.

 

В 16-10 огонь несли по проспекту Ленина. Зачем так рано нужно было собирать детей на Кургане? Где был горячий чай с пирожками (бесплатно хорошо бы), где были веселые забавы и игры, чтобы дети почувствовали праздник — день выдался  холодный, чтобы почти трехчасовое стояние на ветру не превратилось в муку? Дети — это не массовка! Они наши российские праздники любят и ждут Олимпиаду, вот только почему-то сил организаторов не хватило на продумывание этих вещей. А они нужны были, особенно на дальних точках ожидания!

 

Жить в обществе учатся все, в том числе и учителя, ошибки уже совершены, выводы сделаны, надо жить дальше не менее интересно и полезно, двигаться по маршруту школьной жизни до следующей переправы, нового испытания, которое обязательно подбросит жизнь.

От редакции. До сих пор неясно, почему учительницу заставили писать объяснительную и других педагогов «попросили» привести свои страницы в соцсетях в порядок. На что имеет право педагог? И есть ли у него реально это право — говорить то, что думаешь, хотя бы на личной странице в социальных сетях? 

 

 

 

Exit mobile version