Учитель

Быстрее олимпийского огня

Фото Михаила Мешкова
Олимпийский огонь в центре Петрозаводска

На прошлой неделе столица Карелии встретила эстафету олимпийского огня. Ее бурное обсуждение началось еще накануне, после поста петрозаводской учительницы.

Пост собрал около двух сотен лайков и разошелся по Сети со скоростью, опережавшей шествие олимпийского огня, тем более что он путешествовал с опозданием. На Кургане детям пришлось ждать его более двух часов. Интернет-СМИ распространили мнение учительницы, суть которого сводилась к тому, что педагог не желает приводить детей на эстафету в принудительном порядке. Спустя сутки это заявление исчезло с личной страницы учительницы, а на планерке всех педагогов попросили привести страницы в соцсетях в соответствие со своим публичным статусом. Что же такого написал педагог, после чего ей пришлось не только удалить написанное, но еще и объяснительную для руководства написать?

 

 

«Строем под барабан»

«Моё глубокое убеждение, что не финансовые вложения (пусть даже под якобы высокую «олимпийскую» идею) укрепляют патриотический дух страны, не хождение строем под барабан, а УВАЖЕНИЕ К СВОБОДНОМУ ВЫБОРУ ЧЕЛОВЕКА!» — написала учитель.

 

«Лицей» обратился за комментариями к карельским педагогам, общественникам и родителям. Как они увидели эту ситуацию? По понятным причинам некоторые из них пожелали не называть своего имени.

 

 

Учительница английского языка: «Давления  в нашей школе не было»

— Во многом учительница права. Не знаю, как в других, но в нашей школе было сказано так: «Это городское мероприятие, школа должна в нем участвовать. Учителя представляют школу, идем все, скажите детям». Но давления не было. Каждое предложение, касающееся мероприятия, далее начиналось со слов «те, кто идет»: «Списки тех, кто идет, подайте в канцелярию»… Речь шла лишь о том, чтобы школа была представлена на мероприятии городского уровня — и всё. Может, у педагога появилось столько агрессии потому, что им это всё преподнесли как обязательное дело.

 

 

Ирина, руководитель молодежной организации: «А как же ответственность перед учениками?» 

— Профессионализм педагога подразумевает прежде всего ответственность перед учениками. Судя по тому, насколько сумбурно обращение, написано оно было в состоянии возмущения. Это реакция конкретного человека, а не человека, ответственного за воспитание подрастающего поколения. И в этом своем проявлении педагог мало чем отличается от чиновников, задумавших акцию такой, какая она есть, — каждый из них выполняет свою задачу, а молодежь лишь ширма. Но хотелось бы напомнить педагогу, что она работает в государственной системе, выполняет государственный заказ. И доступ к детям она получила именно в рамках этой системы, а потому не имеет права использовать свое положение для пропаганды своих личных взглядов.

 

 

Завуч по воспитательной работе, Медвежьегорск: «Другие чувства, но не патриотизм»

— По долгу службы мне очень часто приходится выполнять подобные приказы сверху. Признаюсь честно, это вызывает другие чувства, но не патриотизм. С большим пониманием отношусь к тому, что написала учительница. Если бы меня пригласили, то пошла бы только с желающими принять участие в церемонии. А вот как сделать так, чтобы все пошли, — это мастерство и убеждение педагога.

 

 

Сергей Силкин: «Состояние отрицания» 

— По-моему, эта ситуация — пример того, что сейчас происходит в России. Я говорю о поразившем страну состоянии отрицания, сопротивлении всему и всем независимо от целей отрицаемого действия, – говорит Сергей Силкин, в прошлом учитель английского языка, папа троих сыновей, педагог детского культурного центра Хельсинки (Финляндия). — Не смею рассуждать о причинах, это другая тема, да и выражать свои мысли каждый имеет право. Но как педагог мог принять решение за детей, смотреть им или не смотреть, гордиться или нет, — мне непонятно! Родители — да, и в том случае, если «карельская хмарь» или «дурацкий олимпийский огонь» их не устраивают, могли отказаться от мероприятия. А вот педагог, простите, на работе! Автор протеста путает общие принципы педагогики и «предписанный нам чиновниками поросячий восторг», смело рассуждая о патриотизме. Мне кажется, частные интересы в этом случае взяли верх.

 

 

Николай Савин, учитель информатики, Питкяранта : «Все бы поехали с радостью»

— Жалею, что мы живем далеко и на саму церемонию попасть не смогли. Моих учеников интересуют олимпийское движение и спорт, и если бы школа могла отправить автобус детей на эту эстафету, то не надо было никого заставлять, все бы поехали с радостью!

 

 

Ольга Кивелева, учитель карельского языка, Эссойла: «Приятно быть частичкой истории»

— Я специально привозила дочку в Петрозаводск смотреть огонь, а на следующий день была волонтером на маршруте и помогала факелоносцу. Мне приятно быть частичкой истории, прикоснуться к ней, а рассказывать и показывать детям мы обязаны, они потом вспоминать об этом будут. Кому-то в жизни больше никогда и не удастся увидеть ничего подобного!

 

 

Вечером того дня, когда олимпийский огонь побывал в Петрозаводске, учительница, пост которой облетел Интернет, убрала  его с комментарием: «Удалила высказывание, дабы не давать повод СМИ неправильно интерпретировать мои слова. Оно, безусловно, по форме слишком резкое, на грани, но по содержанию остаюсь на прежних позициях».

 

 

К сожалению, нам не удалось побеседовать с автором нашумевшего текста. Более никто из учителей открыто не заявил о том, что на мероприятие их отправляли принудительно. Кстати, один из студентов Петрозаводского государственного университета выложил в Сеть фото объявления, вывешенного в корпусе вуза, в котором сказано, что «участие студентов в мероприятиях обязательно»

 

Мнения об эстафете олимпийского огня, о посте учительницы и реакции на него поражают полярностью суждений. 

 

 

Алеся Ивановская: «Давно не ощущала такого таких сильных и ярких эмоций!»

— В тот день я пришла в пункт сбора факелоносцев, нас всех зарегистрировали, выдали форму по размеру. Затем у нас было время немного познакомиться, пофотографироваться. Нас поддерживали и организаторы, и волонтеры. Перед выездом на участок для нас провели инструктаж по обращению с факелом и рассказали, что произойдет после того, как мы прибудем на свой слот — участок бега. Факелоносцы на нашем участке были разными по возрасту и роду деятельности, но все были счастливыми! Сама я давно не ощущала такого выброса адреналина, таких сильных и ярких эмоций. Было приятно, что совершенно незнакомые люди тебя поддерживают. Из толпы мужчина прокричал: «Не волнуйся! Мы с тобой!» Во время бега с олимпийским факелом я кричала: «Ура-а-а! Олимпийский огонь в Петрозаводске!» Это незабываемо!

 

 

Наталья Микитенко, мама первоклассника: «Сын был разочарован»

— Мой сын заинтересовался внешней стороной этого события — его как маленького мальчика привлек сам факел, огонь, флажки. Как раз совпало, что тренировка в бассейне закончилась точь-в-точь перед стартом олимпийского огня. Нам оставалось только спуститься на набережную, чтобы увидеть само действо. Посмотрели, но мы ожидали большего. Девушка, несущая факел на участке, где стояли мы, почему-то вместо гордой улыбки, ведь ей все махали флажками, аплодировали и приветственно улюлюкали, громко говорила, что ей хотелось бы идти пешком, а не бежать. Вокруг нее шли какие-то люди, в пяти шагах перед ней ехал микроавтобус. В общем, событие не выглядело торжественным и впечатляющим, и сын не понял его сути. Он был, скорее, разочарован. Еще больше моего ребенка расстроил тот факт, что с Пушкинской до верха Калинина мы должны идти пешком из-за неработающего общественного транспорта.

 

 

Полина Крышень, педагог и композитор: «Сомнительное удовольствие»

— Из-за перекрытых дорог в тот день я не попала в консерваторию: даже улицу не могла перейти, ждала полчаса. Зачем было специально куда-то вести детей? Там и так полно народу было! Час-полтора ожидания на улице, не в самую хорошую погоду, ради того, чтоб полминуты созерцать бегущего спортсмена? И попутно рекламу Кока-колы и Газпрома. На мой взгляд, сомнительное удовольствие.

 

 

Светлана, учительница, в отпуске по уходу за ребенком: «Детей нужно развивать»

— Прогуляться пешком по свежему воздуху крайне полезно для нынешних детишек, которые ходят по маршруту школа — дом — компьютер, а на воздухе бывают по десять минут в день. Есть мероприятия, на которые дети ходят массово, не потому что они стадо, а потому что их нужно развивать! Это концерты, театр, спортивные соревнования, встречи с интересными людьми. Кто детей научит, если не мы? Кто объяснит, что такие мероприятия посещать нужно, что ты часть страны, значит, и олимпиада общая! В других странах тоже есть проблемы, но они проводят мероприятия, олимпиады, фестивали и праздники. А если тебе все равно, что происходит вокруг, какой же ты гражданин?

 

 

Максим Иванов, историк: «Хочешь — иди,  хочешь  дома сиди»

— Никого в Державинском лицее насильно не заставляли идти на это мероприятие: хочешь — иди, хочешь — сиди дома. Я специально спросил у своих десятиклассников, что они думают об этой акции. Более 90 процентов сказали, что было круто и интересно и значимо для них, пусть они и не поедут в Сочи, но хоть таким образом прикоснутся к Олимпиаде. Кстати, многие пришли с родителями!

 

 

Юлия, учительница из Карелии, сейчас работает в Москве: «Это крик души»

— Я как никто понимаю, что жизнь в Москве совсем не та, что в России. Помню тот душевный раздрай, когда умом все понимаешь, а должен идти с детьми на какое-то мероприятие, на которое ноги не несут. Понятно, что это был крик души. Понятно, что наворовали при подготовке к этой олимпиаде так, что стыдно сказать. Но это дети — им жить дальше в этой стране. И если они не будут жить надеждой на лучшее, то потом нам придется жить в той стране, которой они будут управлять. У нас в школе учитель физкультуры и два мальчика участвовали в эстафете олимпийского огня. Этого учителя все дети любят. Были каникулы, но многие ребята приехали посмотреть на наших. Это объединяет. Все идеи, искусственно придуманные, не несут в себе того смысла, который принесла в нашу гимназию эстафета олимпийского огня. Я случайно оказалась на Красной площади в день начала эстафеты. Люди были в приподнятом настроении. Все улыбались и поздравляли друг друга. Я сама приехала домой в отличном расположении духа.

 

 

Учительница иностранного языка: «Все свелось к раздаче халявной кока-колы» 

— Мне показалось, что мероприятие получилось дешевое и бестолковое. Все свелось к раздаче халявной кока-колы. Дети бегом бежали, сшибая все на своем пути, лишь бы получить еще одну банку лимонада. За банку кока-колы предлагалось потанцевать, покорчить рожи на камеру. Жалкое получилось зрелище. Идея была хорошая: патриотизм, гордость за свою страну, горячая поддержка спортсменов, сплочение, но она погибла под дешевыми понтами, на мой взгляд.

 

 

Светлана Артемьева, бывший директор школы № 45: «Дети — это не массовка!»

— Неожиданно для себя узнала, что у знакомой школьницы классной является та самая учительница, чьи слова стащили с личной странички и выставили на обсуждение всей страны. К слову сказать, класс ее уважает. Дети понимают значение консолидации в ответственные моменты жизни страны и школы, резкость учителя считают ошибкой.

 

Слушая ребят, думала над их словами… В школе их собрали в начале четвертого, сказав, что огонь будет на Кургане. Дети ждали там до начала седьмого на ветру. Эстафета добралась до них в начале седьмого. Выдали школьникам кока-колу — четыре бутылки на всю большую группу детей.

 

В 16-10 огонь несли по проспекту Ленина. Зачем так рано нужно было собирать детей на Кургане? Где был горячий чай с пирожками (бесплатно хорошо бы), где были веселые забавы и игры, чтобы дети почувствовали праздник — день выдался  холодный, чтобы почти трехчасовое стояние на ветру не превратилось в муку? Дети — это не массовка! Они наши российские праздники любят и ждут Олимпиаду, вот только почему-то сил организаторов не хватило на продумывание этих вещей. А они нужны были, особенно на дальних точках ожидания!

 

Жить в обществе учатся все, в том числе и учителя, ошибки уже совершены, выводы сделаны, надо жить дальше не менее интересно и полезно, двигаться по маршруту школьной жизни до следующей переправы, нового испытания, которое обязательно подбросит жизнь.

От редакции. До сих пор неясно, почему учительницу заставили писать объяснительную и других педагогов «попросили» привести свои страницы в соцсетях в порядок. На что имеет право педагог? И есть ли у него реально это право — говорить то, что думаешь, хотя бы на личной странице в социальных сетях? 

 

 

 

  • Тищенко Николай Владимирович

    РЧ Священник, учитель и врач отпуска не имеют… Иначе … становИтесь работником в СФЕРЕ УСЛУГ, куда и толкает нас либерастическая ВШЭ, фурсенковское крыло во власти. Честнее трудиться официантом, парикмахером. Отработал своё — и — что хочешь, то и делай — свобода ОТ ЧЕЛОВЕКА, именно СВОБОДА ОТ.

  • Не согласна

    Наверное, мы о разном.
    Я не о единении в порыве, а о том, учителю не стоит врать ни себе, ни детям, он должен пытаться достойно выходить из ситуаций и учить этому детей.В любое время.

  • Р Ч

    «Не согласна»]Интересно, а сколько часов в сутки, по Вашему, учитель является учителем?
    ———————-
    Я думаю, что учитель должен быть учителем только со своими учениками и — желательно — только в рабочее время. Всё остальное, что учителя себе напридумали — от лукавого.
    Минобраз как инструмент власти по унифицированию личности постоянно учителей дрессует, подкидывая «тесты» на «патриотичность’ и «единение». Кто-то из педагогов охотно подчиняется, кто-то неохотно, а кто-то сопротивляется. А ведь как хорошо быть единой сплоченной патриотической МАССОЙ!

  • Leilina

    по стране таскают зажигалку.Куча людей из полиции,фсб, мчс сопровождают безопасность этого шоу. народ стимулируют ликовать, покидывая газированные паршивые напитки.деткам выдают флажки, чтоб радостно помахали людям в белом …И какое все это имеет отношение к спорту? к физическому развитию детей? к патриотизму? разве что минусовое.
    искушенным педагогам, конечно,приходится изловчаться: как начальство не огорчить, и как детям головы настроить на нужный лад. ловчат макаренки дружно. а со стороны посмотреть — все так нелепо. какой личный результат, коллективный прорыв получен в результате шоу с зажигалкой? разве что еще один миллион из бюджета города Птз списан. веселый флажок всем препам в руки, бегите, коллеги …

  • Не согласна

    Интересно, а сколько часов в сутки, по Вашему, учитель является учителем?

  • Р Ч

    Уважаемая «не согласна», я не цитирую Вас или,скажем, «Нюту», а точно также, как и Вы озвучиваю популярное мнение о роли и месте учителя в обществе, с которым, кстати, не согласен.

  • Не согласна

    [quote name=»Р Ч»]Учитель — он как бы 24 часа в сутки учитель и должен «личным примером» и т.д…. Сегодня — вывести детей на факел, вчера и завтра — проголосовать или подтасовать (так нужно для страны!) за правящую партию, а послезавтра?.. [/quote]
    А Вы, г-н Р Ч, не вырывайте из контекста про 24 часа. Дальше написано — сопротивляйся принудиловке, но по уму.

  • Р Ч

    Пока еще в нашей стране многие, но как выясняется не все, имеют право на собственное мнение. В том числе и «учитель петрозаводской школы», пишущий слитные слова раздельно, что говорит о его профессионализме, но никак не мешает гордо нести высокое звание учителя и педагога. Учитель — он как бы 24 часа в сутки учитель и должен «личным примером» и т.д…. Сегодня — вывести детей на факел, вчера и завтра — проголосовать или подтасовать (так нужно для страны!) за правящую партию, а послезавтра?.. Вспомните, кто читал: роль учителя гимназии в романе Э.М.Ремарка «На западном фронте без перемен». Для тех кто не читал, поясню: патриотическими призывами и лозунгами учитель агитировал десятиклассиков стать «пушечным мясом» в бессмысленной войне.
    Г-да Учителя! Не придется ли вам ради ложного понимания чувства долга перешагнуть через собственную совестб и собственные убеждения и отправить учеников совершать неправедные действия? Ведь перешагнув раз через собственную совесть легко натоптать тропинку.

  • Галина

    В нашем лицее мы предложили классным руководителям 7 — 11 классов организовать детей для участия в Эстафете Олимпийского огня, но наши ожидания не оправдались: пришли учащиеся 1 — 11 классов с учителями или родителями. Каждому ребенку выдали сертификат зрителя, заказав дополнительно бланки в спорткомитете. А что плохого, что дети участвовали в этом событии «здесь и сейчас»? Будет что вспомнить! У меня, например, впечатления только позитивные.

  • Не согласна!

    Школьники — люди не взрослые, а учителя не очень-то и свободные, как выясняется. Учитель в создавшейся ситуации, хотел он того или нет, дома отсидеться не мог…

  • Тищенко Николай Владимирович

    Я почувствовал со своими внуками — ЕДИНЕНИЕ со всей Россией. Пусть царь, Володя Путин, пусть Брежнев…( Разберёмся) Главное — мы вместе!!!. Это было по духу … !!! а кто кого заставлял … Взрослые люди. Не хочешь — СИДИ дома!!!

  • Светлана, учительница в отпуске

    полностью согласна с Ириной, рук. мол. орг-ии.
    1. Мы ответственны за воспитание поколения. именно поэтому я в воскресенье по холоду и дождю «тащщу» своих в театр, а не дома сижу. Такую уж я выбрала профессию.
    2. Расписание мест с указанием времени было в интернете. Мы с мужем пришли в 16 45, в указанное время огонь был на пл. Ленина, соответственно, учителю или зам. дир. по ВР нужно было позаботиться, чтобы на курган дети пришли к 5, а не к 4 и не мерзли. Но это — накладка, так сказать. Мы с классом за несколько лет совместной жизни много раз мерзли и мокли в ожидании автобусов, водителей, мероприятий. Я учила их терпению и спокойствию, ведь все идеально и гладко не бывает, зато то, что мы увидим, будем вспоминать… Много можно писать.
    А потом говорить, в кого молодежь то такая пошла — нервные, злые, дома сидят, ничего им не интересно, ничего не хотят…И правда, в кого?

  • Тищенко Николай Владимирович

    А мы с внуками встречал Огонь на Ровио, около ул.Парфёнова. Празднично, весело. Не видели никого из «пригнанных по воле «кррровавого рррежима». Ждали долговато, но зато увидели , как Огонь передают по эстафете.
    А вот «коке» кричали ХОРОМ — «Go to AmOООrika» — Мы любим русский ЛИ-МО-НАД!!!»

  • Учитель петрозаводской школы

    Мы то же встречали огонь, но у нас все было на добровольных началах. Но и директор школы и заучи и учителя были в месте со своими учениками, были и родители, это я называю воспитанием, своим примером, своим отношением, не к приказу с верху, а конкретному событию в городе и во всей стране.

  • Опытный учитель

    Добровольно-принудительное дело — к этому мы, учителя, за долгие годы привыкли порядком! Но вот почему не смог город выставить взрослых людей на Эстафету Олимпийского огня? Может, потому что им платить не надо? Учителя же — люди дисциплинированные, они построят и приведут наготово детей. Да, привели и простояли на холоде полтора часа. И дети, взрослые замерзли зверски. Домой вернулись в 8 вечера и после отогреваний — за работу!

  • Ольга

    Свобода мыслей у учителей есть, но писать со словами «дурацкиий», «баранья акция» и т.д.- ну не педагогично же, а? Учитель может и умеет мысль красиво оформлять!Я боюсь себе перепосты ставить с матами или картинками, пусть смешными, но, например, пошлыми — у меня в друзьях дети, они смотрят в первую очередь, мы же их воспитываем!

  • Не согласна

    Учитель является учителем все 24 часа в сутки, профессия такая. И это на всю жизнь.
    Не всё, что учитель в сердцах или осознано сказал, стоит читать ученикам.
    Интернет — жизнь напоказ, думать надо.
    Принудиловка ужасная вещь.Сопротивляйся ей, но если ты учитель, то не таким способом, а взвешенным и умным.

  • Нюта

    Извините, конечно, но это ужас. Получается, что учитель у нас, или вовсе не гражданин, или гражданин, но какой-то другой страны. Страны в которой он прежде всего учитель все 24 часа в сутки. Он и после работы , получается, обязан поддерживать всеми правдами и неправдами «линию начальства» и, уж, конечно, собственное мнение иметь педагог, при таком раскладе, просто не может.
    Каких детей мы воспитаем тогда, если они будут знать, что учитель не бывает человеком, что он всегда «при исполнении» и когда и о чем его не спроси он, получается обязан транслировать мнение начальства. Как же мы тогда научим детей думать самостоятельно, если учителей этого права лишают. На наших с вами глазах!