В данной работе предлагается игра «Поймай ответ», использованная автором в работе с детьми начальной школы. Оговоримся сразу: вопросы, которые ставятся в этой игре, направлены именно на понимание смысла текста, а не на отработку элементов морфологического или синтаксического анализа. Игра помогает понять, что вопросы к тексту можно поставить по-разному, в зависимости от конкретной задачи. Если такое понимание есть, легче объяснить ребенку, что для определения части слова или члена предложения недостаточно поставить любой вопрос к слову, нужно выполнить некоторые условия. Например, чтобы не ошибиться в определении части речи, слово нужно поставить в начальную форму, а затем уже задавать вопрос.
В данном случае игровая цель – задать вопрос так, чтобы на основе текста на него однозначно можно было дать точный ответ. В ответе обязательно должны использоваться слова из текста, однако их формы ученики могут менять. Вопрос считается пойманным, если игрок, отвечающий на него, смог использовать ОДНО НУЖНОЕ СЛОВО В ТОЙ ФОРМЕ, В КОТОРОЙ ОНО УПОТРЕБЛЕНО В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Играть можно вдвоём, можно группой, можно дома, можно в классе.
Суть игры.
Даётся предложение.
Рассмотрим, например, предложение из учебника 2 класса: «Светлое поле лежало по сторонам дороги».
Выбирается количество игроков по количеству слов в предложении, к которым можно задать вопросы. Для игры с данным предложением потребуется 5 человек плюс один ведущий, итого шесть. Можно добавить еще роль автора, задача которого – придумать для игры заковыристое предложение.
Каждый игрок отвечает только за один член предложения. 1-й – СВЕТЛОЕ, 2-й – ПОЛЕ, 3-й – ЛЕЖАЛО, 4-й – ПО СТОРОНАМ, 5-й – ДОРОГИ.
Задача ведущего – победить каждого игрока. Он задаёт такой вопрос, к которому подойдёт слово выбранного игрока. Игрок должен дать ответ на основе предложения. Если вопрос поставлен так, что слово игрока является ответом, то ведущий остаётся в игре, а если слово игрока не соответствует вопросу по смыслу или на вопрос лучше подходят другие слова предложения, то ведущий выбывает из игры. Поиграем с данным предложением.
Ведущий:
— Какое поле лежало по сторонам дороги?
1-й игрок:
— Светлое.
Ответ первого игрока пойман.
Ведущий:
— Что лежало по сторонам дороги?
2-й игрок:
— Поле.
Ответ пойман.
Ведущий:
Что делало поле?
3-й игрок.
— Лежало.
Ответ пойман.
Ведущий для 4-го игрока.
— Где лежало поле?
Отвечает по смыслу 5-й: «У дороги». Ведущий проигрывает. Не пойман ответ «По сторонам».
Возникла проблемная ситуация. Нужно поставить вопрос, на который надо дать ответ: «ПО СТОРОНАМ». Если это может сделать игрок, отвечающий за данное слово, он становится ведущим. Если нет, его место занимает любой, кто сумеет задать такой вопрос.
— По каким частям дороги лежало поле?
— По сторонам. Ответ пойман
Вопрос для 5-го игрока.
По сторонам чего лежало поле?
5-й игрок:
Дороги.
Ответ пойман.
Мы видим, что некоторые вопросы отличаются от тех, что ставятся обычно к членам предложения. И на вопросы, которые задают к частям речи, они тоже не похожи. Можно задуматься о том, в каких случаях на вопрос, поставленный к обстоятельству, можно дать точный ответ, а в каких – нет, можно заняться исследованием этой ситуации.
Это было простое предложение, которое раскрывает принцип игры.
Рассмотрим ещё варианты, где может появиться творчество. Предложение с однородными членами из того же учебника.
В лагере пионеры играли, купались и трудились в огороде.
В игре 6 игроков и ведущий.
— Где были пионеры?
— В лагере. – Ответ пойман.
— Кто был в лагере?
— Пионеры. – Ответ пойман.
— Что они делали в лагере?
— Играли, купались, трудились. Ответ проигран, т.к. в ответе 3 слова, а надо только одно.
Возникла проблемная ситуация. Надо задать такой вопрос, чтобы ответом было только слово «ИГРАЛИ», а слова «КУПАЛИСЬ» и «ТРУДИЛИСЬ» не подходили.
Подсказка в сочетании «трудились в огороде». Для 5-го слова есть такой вопрос: «Что делали пионеры в огороде?»
— Трудились. – Ответ пойман. Сказать ИГРАЛИ и КУПАЛИСЬ уже не удается.
Итак, есть аналог, по которому можно додумать свои версии. Например.
— Что делали пионеры на футбольном поле? — Играли. Ответ пойман.
— Что делали пионеры на речке? – Купались. Ответ пойман.
Ещё пример. Ребята вырастили морковь, капусту, огурцы, картофель.
В игре 6 игроков и ведущий.
— Кто вырастил овощи? — Ребята. Ответ пойман.
— Что сделали ребята с овощами? — Вырастили. Ответ пойман.
— Что вырастили ребята?
Кому отвечать неизвестно. Все четыре слова под один вопрос. Этот вопрос не подходит.
Творческое задание – придумать 4 разных вопроса для своих ответов.
Получается, что нужно вывести правило для однородных членов: узнать, чем они различаются и по каждому различию поставить вопрос (как в предложении про лагерь). Например.
— Какой оранжевый овощ вырастили ребята? – Морковь. Ответ пойман.
— Какой овощ с кочаном вырастили ребята? – Капусту. Ответ пойман.
— Что зелёное и продолговатое вырастили ребята? – Огурцы. Ответ пойман.
— Что выкопали ребята для приготовления чипсов? – Картофель. Ответ пойман.
Обратите внимание, к похожим существительным можно подобрать разные вопросительные слова. Опять есть шанс заняться исследовательской работой.
Ещё пример из этого же учебника – фрагмент из стихотворения Е. Благининой.
«Не слыхать кукушки в роще».
Играют три игрока и ведущий.
Вопросы к игрокам номер два и три – простые: «Кого не слыхать в роще?», «Где не слыхать кукушку?».
А на какой вопрос можно однозначно ответить «НЕ СЛЫХАТЬ», как его сформулировать? Вот изобретательская задача. Обычный морфологический вопрос «Что делать?» не подходит к данному сюжету.
Один из вариантов решения – выйти в надсистему и представить реальную ситуацию, при которой игрок может дать ответ: «НЕ СЛЫХАТЬ».
Например. «Что там в роще? Слышен ли голос кукушки?»
— Не слыхать. Ответ пойман.
И ещё один пример на изобретение вопроса.
Летом дни становятся длиннее.
4 игрока и ведущий.
— Когда дни стали длиннее?
— Летом.
Что делают дни?
— Становятся.
— Какими стали дни?
— Длинными. А надо – ДЛИННЕЕ.
Какой надо задать вопрос, чтобы прозвучал ответ — ДЛИННЕЕ. Есть ли вопросы на сравнительные слова? А может быть, это и не вопросы?
Чтобы решить эту задачу давайте перейдём в сопутствующую систему, где также встречаются сравнительные слова. Вот самый простой пример.
Десять больше шести.
Вопросы к первому и третьему слову поставить несложно.
— Что больше шести? – Десять. Ответ пойман.
— Что меньше десяти? – Шесть. Ответ пойман.
Вопрос к слову БОЛЬШЕ не придумывается. Что делать? Давайте попробуем переформулировать задачу. Конечный результат – это когда игрок произносит требуемое слово. А каким способом мы это сделаем –несущественно. Нужно отстраниться от заданного предложения, и тогда появятся варианты решения. Например.
– Какой это знак? – И пишем на доске знак >. Игрок отвечает: «Больше». Ответ пойман.
Или показываю 6 пальцев и спрашиваю: «Это 10?». При этом потихоньку открываю по одному пальцу. Есть большая вероятность, что игрок не выдержит и начнёт выкрикивать:
— Больше! Больше! Ответ пойман.
Заканчивая, давайте вернёмся к предложению со словом ДЛИННЕЕ. Возможно, вам поможет предыдущий разбор предложения, а может быть, найдёте свои варианты. Например, такой.
Чтобы достать до потолка короткой палкой, нужно сделать ее…? ДЛИННЕЕ (ответ принят).
Уважаемые учителя и родители! Русский язык – кладезь для творческих задач и изобретений. Пользуйтесь этим, и вашим детям будет интересно изучать родной язык, и они не станут роботами, у которых только один правильный ответ – из учебника.