Продолжая знакомиться с концепцией Сергея Ефремова «Я — не робот!», обратите внимание на то, как четко и бескомпромиссно автор формулирует педагогические задачи.
Педагогические задачи
Необходимо развить качества: ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ, ПРОЗОРЛИВОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ, воспитать СМЕЛОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ и дать необходимую КОМПЕТЕНТНОСТЬ для САМООБРАЗОВАНИЯ.
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ («УДИВЛЯЕМОСТЬ»)
Как показано в книге «Встреча с чудом», события, вызывающие удивление, случайны и зависят от Наставника.
Нужно сделать их регулярными и мало зависящими от личности учителя. На самом деле люди, а особенно дети, часто удивляются, только это не приводит к последующим активным действиям, а тем более к появлению целей. Задача учителя не упускать эти моменты удивления и планировать их в каждом уроке или занятии.
Например, я услышал, как 6-летняя Настя рассказывает сверстнику про отдых на юге. Её выражение: «Солнце падает за море», говорит о том, что девочка испытала удивление. Можно пройти мимо таких разговоров, а можно спланировать занятие с публичным рассказом автора – ребёнка и с последующим показом сути явления с крайними значениями движения Солнца на экваторе и за полярным кругом.
Другой источник удивления – это представления детей или взрослых. Наши представления, а особенно детские, часто не соответствуют действительности, и когда человек осознает это, происходит удивление.
Приведем пример. Многие шестилетние дети думают, что дома начинают строить с крыши, потому что они рисуют дома, начиная с крыши. Если им дать детали дома и попросить построить дом, комментируя свои действия, они удивятся.
Другой пример. Спросите у школьников, как мельница превращает зёрна в муку. Думаю, что большинство ответят, что зёрна бросают на крылья мельницы.
Детские представления формируются до школы, когда каждый ребёнок превращается в «Почемучку». В зависимости от своего опыта или объяснений взрослого у него создаётся картина окружающего мира. Задача учителя увидеть, как устроен мир по версии ребенка, и найти те несоответствия, которые могут удивить.
Ещё один кладезь удивления – это постановка проблем и их решение, особенно, если решения неожиданные. Проблемы и решения желательно искать в обыденном учебном материале.
Например, изучаем таблицу умножения. Казалось бы, что тут удивительного? Но многим школьникам неизвестно, что умножать можно только одинаковые по количеству объекты. Если у нас пять домов сделаны из кирпича и известно, сколько кирпича пошло на один дом, то определить, сколько кирпичей пошло на все дома, можно лишь при условии, что дома эти совпадают по числу этажей, квартир, их размерам.
Удивлять можно на самых простых бытовых вещах и действиях. Присмотритесь к тому, что ежедневно делаете, как правило, не фиксируя на этом внимания. Действия и предметы, над которыми они совершаются, настолько нам привычны, что если мы их изменим, то сами можем удивиться, а окружающие – тем более.
Удивляйте неожиданными вопросами, изменением организационных действий, расстановкой столов, видом тетрадей, необычным использованием канцелярских принадлежностей. Дети будут брать с вас пример.
Самое главное, чтобы дети почувствовали важность и значимость способности удивляться, сделайте это удивление публичным, выделите на него время. Лично я завёл «Дневник удивлений», куда вношу замеченные мной моменты удивления разных людей, расспрашиваю учеников и коллег. Предлагаю каждому ученику завести такой дневник и заносить туда вопросы и наблюдения, которыми он удивил учителя и одноклассников.
Подведём итог по качеству ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ («УДИВЛЯЕМОСТЬ»). Определим, где брать условия для развития этого качества и как его развивать.
- События и разговоры детей, учащихся, взрослых.
- Представления, кажущиеся неправильными или спорными.
- Проблемы и неожиданные решения (желательно – в учебном материале).
- Изменение обыденных действий и предметов.
- Публичность и фиксация удивлений.
2. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Самостоятельно искать проблемы, самостоятельно ставить цель, самостоятельно находить способы решения задач, самостоятельно оценивать результат.
1. Поиск проблем
Учитель должен показать, как выглядят проблемы и где их искать.
Проблема возникает, когда мы заметили что-то отрицательное: какое-то свойство или действие.
Важно научиться формулировать проблемы коротко с одним объектом. Например, ученик говорит: «У меня проблема, я потерял ручку и записать задание не смогу». Тут, как минимум, три проблемы:
- я растеряша,
- потеря ручки,
- незаписанное задание.
От того, какую проблему мы выберем, зависят цели и задачи. Можно поставить цель стать аккуратным, можно – чтобы не терялась ручка, а по третьей проблеме будем решать задачу, как записать задание без ручки.
Проблемы можно брать из повседневной жизни, как в предыдущем примере, но для познания окружающего мира лучше их находить в различных предметах и устройствах. Например, есть школьная доска. Какая проблема была решена с её помощью? Большинство созданных человеком вещей решали какие-либо проблемы. Нужно суметь воссоздать их.
Много проблем «поставляет» нам учебный материал. Например, вопрос к курсу русского языка: какие проблемы решают три склонения существительных и зачем они нужны?
Мы разобрали, где брать решённые проблемы, а где брать новые? Новые проблемы можно найти, если мы захотим что-то улучшить или поменять условия эксплуатации. Например, есть различные виды свистков, каждый создан под определенные требования и условия. Новые требования и условия создавали проблемы для прототипа. Если мы захотим свистеть под водой, то не сможем сделать это с помощью обычного свистка. Возникнут проблемы, какие?
Подведем итог. Источниками для поиска проблем являются
- Жизненные ситуации
- Назначения окружающих вещей
- Учебный материал
- Улучшение или изменение условий и требований для прототипа.
2. Постановка целей
Здесь учитель должен показать, что из себя представляет цель, и как её ставить. Цель должна быть описана в параметрах и условиях, если результатом является объект. Если результатом запланировано какое-то событие, то цель должна описать конкретную ситуацию по действиям.
Вернёмся к примеру из раздела о постановке проблем. «Я потерял ручку и записать задание не смогу». Тут мы обозначили три проблемы.
- я растеряша,
- потеря ручки,
- незаписанное задание.
По первой проблеме многие ставят такую цель: «Я хочу стать аккуратным». Это не цель, а желание, его реализацию нельзя проверить. Поставим цель более конкретно. Надо описать объект и ситуацию, по которой стало бы видно, что я становлюсь более аккуратным по отношению к ручке. Объектом – человек, характеристика – у него есть ручка перед каждым выходом в школу.
По второй проблеме целью будет ручка с параметрами: её наличие, место (класс, дневник, тетрадь), работоспособность, время (на уроке).
По третьей проблеме целью является задание с параметрами: наличие и комплектность, место (дневник, тетрадь), время (во время выполнения задания дома).
Подведем итог. Откуда появляются цели?
- Из описания конечного результата с конкретными параметрами объекта, условий и действий.
- Из любознательности.
- Из проблем.
- Из оценки результата.
3). Решение задач.
Решению творческих задач посвящено большинство книг по ТРИЗ. Хочется напомнить, что по каждой цели можно получить несколько задач, которые зависят от способа достижения результата, а по каждой задаче несколько решений.
4). Оценка результата.
Мало кто в школе умеет самостоятельно оценить результат работы.
- Во-первых, потому, что этому не учат.
- Во-вторых, нет критериев оценки. А их нет потому, что не были поставлены цели в конкретных параметрах.
Важно, как оценка влияет на мотивацию. Сегодняшняя система оценки в виде отметок мало стимулирует интерес к учёбе и повышению образовательного уровня. Она скорее работает по схеме: «Будут ругать родители за отметки или нет». Поэтому многие учителя разрабатывают разные виды оценок: награждения, уровни, бонусы в виде отмены домашнего задания и др.
Совет. Стройте систему оценок с опорой на учебный материал таким образом, чтобы содержание, которое ученику нужно присвоить, само превращалось в оценку. Приведу пример из своей программы «Безбуквенное чтение».
Детям трудно запоминать буквы. Поэтому буквы были переведены в систему оценок и на начальном этапе не участвовали в процессе чтения. («Звуковые ребусы, Сборник «Педагогика + ТРИЗ» № 5—2000). Они выдавались, как награда за выполненные задания. Единственным условием получения такой награды было выбрать и правильно назвать букву. В такой ситуации запоминание букв идёт гораздо быстрее даже у детей с плохой звуковой памятью.
Что же должен уметь делать человек на пути к Творческой Личности по навыку оценки результата?
- Увидеть разницу между результатом и целью в конкретных параметрах.
- Найти причину этой разницы, то есть выявить учебную проблему.
- Поставить новую цель.
- Изменить соответствующим образом систему оценок результата или разработать новую систему.
3. ИНИЦИАТИВНОСТЬ
ИНИЦИАТИВА, в отличие от САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, направлена на внешний мир. Она даёт толчок к превращению желаний и мечты в цели. Эта способность движет человеком, когда он хочет сделать весь мир счастливым и справедливым.
Чтобы переделать мир, надо его знать. Иначе можно наломать много дров и разочароваться в своих начинаниях. Обычно в этих случаях говорят: «Я им всё сделал(а), а они неблагодарные …»
В школе есть учебный предмет «Окружающий мир». Он вырос из курса «Естествознание» и предлагает детям информацию о вещах, которые людей уже почти не окружают. А учащихся сейчас окружают искусственный и социальный мир. Например, ученики проводят много времени в школе. Спросите их про школу, много они о ней знают, об её устройстве, структуре, взаимоотношениях? Ещё меньше они знают о других социальных учреждениях, таких как магазин, милиция, ЖКХ, банк, транспорт, ресторан, театр, библиотека и др. Какие люди там работают и что делают, какие у них потребности?
Пробудить в людях инициативу можно свободой выбора и наличием поля творческой деятельности, а также поощрением за неё. В качестве примера приведу работу И. П. Волкова «Учим творчеству» (Сборник «Педагогический поиск», М..1989г.). Его организация работ и творческие дневники учащихся развивают инициативу.
Подведем итог. Инициативность обеспечивается следующими знаниями, умениями и способностями.
- Умение находить проблемы в окружающем мире.
- Компетентность по объекту инициативы – знание о том, чьи интересы затрагивает твоя инициатива, какие неудобства она может причинить, что нужно предусмотреть, чтобы свести их к минимуму.
Условия формирования инициативы:
- Свобода выбора.
- Создание ресурсов для творческой деятельности.
- Педагогическая поддержка (инициатива не наказуема, а поощряема).
4. ПРОЗОРЛИВОСТЬ
Это качество опирается на ВООБРАЖЕНИЕ и ИНТЕЛЛЕКТ. Для их развития существует множество программ и методик. Так почему же прозорливых людей так мало? Могу предположить, что это происходит от того, что эти два процесса идут параллельно, каждый сам по себе. Воображение развивают без опоры на конкретные знания и законы. Логические знания дают отдельно от воображения, а чаще всего люди получают голые знания без логики и воображения.
Обратимся к работе Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» к главе «Воображение и действительность». В ней описаны четыре формы связи фантазии и реальности.
- Первая форма: ресурс воображения – это личный опыт человека. Продукт воображения не совпадает с действительностью.
- Вторая форма: ресурс воображения – это общечеловеческие знания и опыт. Продукт воображения совпадает с действительностью».
- Третья форма: ресурс воображения – это эмоциональное состояние человека.
- Четвёртая форма. Здесь продукт воображения становится реальным, но совершенно новым, не существовавшим до этого.
Проанализировав эти формы, можно увидеть, что человек, получив импульс ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, стремится найти ответ двумя путями – через свою фантазию и через знания. Путь ФАНТАЗЁРА и путь РОБОТА. Здесь побеждает РОБОТ, т.к. общечеловеческий опыт и знания гораздо богаче фантазии одного человека. Воображение первой формы не развивается. Не развивается и воображение 2-й формы, т.к. знания даются в виде готовой информации, а в настоящее время информация еще и хорошо визуализирована, то есть представлена готовыми картинками.
Когда в жизни всплывают реальные факты или требования, не укладывающиеся в известную модель, возникает конфликт. У Робота происходит сбой – отказ от работы, большинство людей просто этого не замечают, а у Творческой Личности «проскакивает искра», возникает эмоциональный отклик (3-я форма связи фантазии и реальности по Выготскому) и появляется новая реальная цель, которую можно достичь только с помощью ВООБРАЖЕНИЯ (по Выготскому – 4-я форма).
ПРОЗОРЛИВОСТЬ — это способность видеть конечный результат творчества в реальных параметрах. 4-я форма – это образ конечного результата, доведённый до параметров с помощью интеллекта и законов материального мира и воплощённый в реальный продукт. Творец уже знает, что хочет получить. А это знание происходит от поставленной цели.
Отличительный признак 4-ой формы – это наличие у творца образа ЦЕЛИ. А эмоциональная составляющая воображения – это двигатель, толкающий человека к цели.
Воображение работает на Фантазёрство.
Интеллект помогает приобретать Компетентность.
Итак, мы вышли на задачу: «Совместить деятельность воображения и интеллекта, развивая фантазёрство и приобретая компетентность.
Какие виды работ помогут решить данную задачу?
- Текущие реальные проблемы, о которых мы говорили в разделе «Постановка цели».
- Воображаемые проблемы. Лучше брать их из учебного материала. Интересно придумывать проблемы по решению и описанию учебной задачи. Это хорошо развивает ситуативное воображение. Например, возьмём задачу начальной школы (Математика, 1-й класс). «Купили 6 билетов в кино и 4 билета в театр. Сколько всего билетов купили?» Надо придумать ситуацию по данной задаче. Кто и зачем будет узнавать, сколько всего билетов? Какую проблему можно решить или получить с этими знаниями?
- Предварительные заказы на конечный результат по какому-либо заданию. Например, нужно выполнить домашнее задание – решить уравнения. Перед началом работы надо ученику самому выбрать критерии конечного результата: количественные и качественные.
- количественные: сколько уравнений и время выполнения,
- качественные: правильность решения, количество исправлений.
- Системный анализ. Не буду здесь описывать, что это такое, только рассмотрим вид заданий, которые помогут продвинуться к нужному нам качеству Творческой Личности.
По линии часть – целое. Упражнения на нахождение частей целого обычно не вызывают затруднений, а вот нахождение целого по его части более вариативно. Например, даётся объект СТОЛ. Нужно найти для него целое или по родовому признаку – например МЕБЕЛЬ, или по ситуативному, например, КУХНЯ. Вроде бы для таких ответов воображение не нужно, но если мы обозначим параметры этого стола, то чтобы отойти от стереотипов, надо будет включать воображение.
СТОЛ – прямоугольный, столешница размером 2м 74 см на 1м 52 см, только для 2-х или 4-х человек. Целым для такого стола будет уже не мебель и не кухня.
По линии причина – следствие. Даётся ситуация и надо определить её причину и следствие. Можно использовать игру в детективов. Есть два ярко выраженных способа раскрытия тайн описанных А. К. Дойлом и Г. К. Честертоном. Шерлок Холмс использует логический путь в разгадках преступлений, а патер Браун идёт к истине через воображение и представление.
Итак, ПРОЗОРЛИВОСТЬ определим следующим набором умений и способностей.
- Постановка конкретных целей по реальным проблемам.
- Создание воображаемых проблем по реальным фактам и параметрам.
- Планирование параметров результата на основе текущей ситуации и образа будущей работы.
- Системный анализ объектов и ситуаций.
- Прогнозирование по законам развития систем.
5. СМЕЛОСТЬ
Это качества даны РОБОТУ от рождения. Ему неведом страх, т.к. он не боится смерти. Он не боится общества и его оценок, т.к. не социален.
СМЕЛОСТЬ. Можно ли её воспитать в человеке? Страх смерти – врождённое качество, т. к. смысл существования человека – это жизнь. А вот со страхом перед обществом можно побороться.
1). Во-первых, можно научиться не боятся своих ошибок. Страх ошибиться убивает инициативу. Человек должен платить за свои ошибки не страхом, а временем и ресурсами. Задача учителя превращать ошибки в цель, а не в страх. Для этого нужно знать следующее:
- Практически любую ошибку можно исправить.
- Ошибки зависят от критериев конечного результата.
- Ошибки зависят от психофизиологических качеств человека.
Пример. Даю задание для первоклассникам: «Написать цифру 1». Критерии и условия выполнения: «Нос» единицы не ниже пояса. «Голова» и «нога» дотрагиваются до клеточки, но не пересекают её. Количество правильных цифр не менее десяти. Время выполнения – 1 мин. Количество написанных единиц – не ограничено.
В итоге некоторые ученики написали только 8 цифр, но все правильные, а другие написали 25 единиц, но правильных тоже только 8.
Если учитель превратит тех, кто не справился с заданием в плохих учеников высказываниями типа: «Ну, что за черепахи у нас в классе, написали только 8 цифр», или «Поспешишь – людей насмешишь, настрогали 25 штук, а нормальных цифр – кот наплакал», результатом таких оценок для тех, над кем посмеялись, будет негатив к данному заданию и обида, а для тех над кем не посмеялись – страх перед ошибками.
А можно превратить данные ошибки в цель и дать новые задания. Для тех, кто пишет медленно, но правильно, оставим те же критерии, но количество написанных цифр увеличим до 15-ти. Для тех, кто пишет быстро, но неправильно, зададим количество цифр не более 13-ти, т.е. они получат только три права на ошибку. Задание превращается в подобие игры, где крайние критерии задают «неуспешные» по первому заданию учащиеся. Их учитель отмечает, как создателей условий игры. Победителем становиться тот, кто напишет больше всех цифр и большинство из них правильные.
При таком подходе развивается самоконтроль над своими навыками, появляется инициатива расширить предельные критерии, не рождается страх за невыполненное задание.
2). Во- вторых, необходимо устранить боязнь выглядеть смешным в глазах окружающих или не соответствовать своими публичными навыками уровню «отличников».
Одно наблюдение. Большинство первоклассников с удовольствием хотят выйти к доске и говорить, а в средней школе и старших классах практически не найти тех, кто бы добровольно отвечал публично.
Причин здесь несколько. Про страх за ошибку мы уже говорили. Многие просто не умеют выступать и организовать свою речь. В таких случаях нужна формализация ответов, как по построению речи с обязательными фразами, так и по содержанию изучаемого материала.
Другой вариант, когда ученик знает материал и не боится выступать, но ему не интересно это делать. Тут поможет театрализация, но не просто шоу, а выступление в тех же формальных и временных рамках. Выступающему придётся решать много творческих задач для подготовки такого ответа. Для повышения статуса докладов можно вводить оценку, как у фигуристов, «за технику» и «за артистичность».
Итак, СМЕЛОСТЬ проявляется в том, что человек не боится ошибиться и выглядеть смешным.
Перечислим условия для формирования этого качества:
- Превращение ошибки в цель.
- Смена критериев конечного результата.
- Анализ конечного результата.
- Показ и пример наставника.
- Развитие публичных навыков.
- Выявление и огласка положительных качеств.
- Наказание в виде расплаты ресурсами и временем, а не здоровьем.
6. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ
Когда говорят про воспитание целеустремлённости, то представляют волевые качества человека. Волевой человек может делать то, что делать не хочется, может заставить себя работать «через силу». Приведем условия формирования ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ и обсудим возможность их реализации в учебном процессе.
1). Умение выполнять действия, необходимые для достижения цели.
Часто движение к цели останавливает отсутствие необходимого навыка. Хочется делать то, что умеешь, а то, чего не умеешь, делать не хочется.
С другой стороны, есть такие навыки, которые доставляют удовольствие человеку, т. е. процесс нравится больше, чем результат. Педагог может использовать это при постановке учебных целей. Например, ребёнок любит раскрашивать картинки. Поставьте цель, обосновав требуемый результат – раскрасить только кружочки, чтобы было легче их сосчитать. Здесь ограничения выступают как воспитательная цель – научить сознательно отказываться от удовольствия.
2). Долг или «НАДО»
Чувство долга и ответственность – редкие качества для учащихся, т. к. за словом «НАДО» чаще всего стоят абстрактные пожелания из будущего, («надо хорошо учиться, чтобы потом…»), а за ответственностью – наказание за невыполненную работу.
Давайте превратим абстрактное «НАДО» в конкретную цель, а ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перенесем из области наказаний в социальную сферу.
Учитель определяет слабые ЗУНы (знания, умения, навыки) конкретного ученика, договаривается с ним, что он покажет одно своё неумение публично (не побоится выглядеть смешным) и ученик при всех сделает заказ (обещание) на улучшение навыка в конкретных параметрах и времени.
Такое выступление лучше фиксировать на видео. Учитель помогает ученику достичь поставленной цели, давая рекомендации и упражнения. Чтобы снять страх с учащихся, учителю целесообразно начать с себя, показать какое-то своё неумение и взять обязательство получить соответствующие навыки, описав его в конкретных параметрах (результат, время достижения).
3). Результат.
Конечная цель заставляет быть целеустремлённым, если результат будет эффектным и вызывает удивление. Задача учителя – представить поставленную цель в виде эффектного и удивительного результата.
Другое качество результата для целеустремлённости – это его нужность для коллективной работы. Если учащийся будет знать, что от результата его работы зависит общее дело, то у него появляется чувство долга.
4). Награда за результат, как материальная, так и личностная (лучший, первый и др.)
Это самый известный и часто используемый стимул для развития целеустремлённости.
Условия для развития ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ можно объединить в три группы: характеристика предлагаемых ученикам действий, характеристика результата, на достижение которого эти действия ориентированы, виды наград за выполнения действий.
Характеристика действие:
- Совмещение действий.
- Заказы и планирование.
Характеристика результата:
- Нужный.
- Публичный.
- Удивительный.
- Краткосрочный.
Виды наград:
- Материальная.
- Личностная.
7. КРЕАТИВНОСТЬ
Для развития креативности существуют много программ и упражнений, разработанных как в ТРИЗ, так и в других педагогических системах. Для примера приведу проект А. Гина – «Креативное Время».