ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — пришла к детям гораздо раньше, чем ее начали преподавать в школе. В 70-е годы Г.С. Альтшуллер (под псевдонимом Г. Альтов) вел в газете «Пионерская правда» рубрику «Изобретать… это так просто!».
Из этих статей потом выросла книга «И тут появился изобретатель». И рубрика, и книжка были чрезвычайно популярны. Дети с восторгом решали изобретательские задачки, открывая для себя правила ТРИЗ (до 10 000 писем приходило Генриху Сауловичу в ответ на изобретательские конкурсы, заявленные в газете). Дети открывали для себя новую науку. К школе все это не имело никакого отношения.
Вслед за Альтшуллером писать для школьников и заниматься с ними стали его ученики. Появились кружки ТРИЗ. Нередко их проводили папы-тризовцы в классах, где учились их дети. Кстати, сама я тем же путем познакомилась с ТРИЗ: через кружок, который вел отец в школе, через статьи Альтова в «Пионерской правде», через книжки, одна из которых была написана в соавторстве моим отцом (А.Б. Селюцкий, Г.И. Слугин. Вдохновение по заказу). Позднее популярным стало обучение детей в пионерских лагерях. Из материалов занятий со школьниками в кружках и летних лагерях тоже создавались книжки (например, «Месяц под звездами фантазии» Б.Л. Злотина и А.В. Зусман, «Формулы творчества или И начинайте изобретать» Г.И. Иванова, «Лестница идей» И.Л. Викентьева и И.К. Кайкова).
ТРИЗ продвигалась в образование на идеях «антишколы»: в школе – репродукция, в изобретательском кружке – творчество; в школе скучно, здесь весело; в школе решаешь задачи, данные учителем; здесь можно оглядеться вокруг и найти задачу, которая кажется тебе самому нужной и полезной.
Контингент первых ТРИЗ-педагогов тоже имел свои особенности. Профессиональных учителей среди нас тогда почти не было. Большинство преподавателей были по профессии инженерами, убежденными в том, что в образовании необходимо многое менять, и уверенными, что им известно, как конкретно следует это делать.
Относительно быстро было освоено преподавание курса развития творческого воображения (РТВ) младшим возрастным группам (детский сад, начальная школа). Становились популярными новые учебные курсы, направленные на развитие общих способностей, курс РТВ на базе ТРИЗ был востребован в школе.
Это было яркое и счастливое время. Уроки РТВ воспринимались детьми как праздник. Курсы для учителей начальной школы собирали большую и благодарную аудиторию. Казалось, что остался один маленький шаг – и школа повернется лицом к творчеству и станет воспитывать изобретателей. Тем более, что появилась реальная надежда внедрить ТРИЗ в учебные предметы: были опубликованы первые разработки Ю.С. Мурашковского по художественным системам, на их основе уже можно было строить курсы литературы и МХК, шла работа над «тризовской» биологией (В.А. Бухвалов).
Возникшая в 1985 году Теория развития творческой личности (ТРТЛ ) давала педагогам новые ориентиры: просто учить изобретательству, развивать воображение, даже – более сильно – учить творчеству – этого было уже недостаточно. Встал вопрос о формировании Творческой личности с большой буквы, о воспитании людей, способных повлиять на развитие цивилизации. Автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер поставил перед ТРИЗ-движением задачу разработки концепции непрерывного обучения творчеству .
ТРИЗ-педагоги объединялись: была необходимость вместе осваивать новую профессию, соединять усилия в исследованиях и разработках. Так появилась группа профессиональных педагогов и разработчиков «ТРИЗ-Шанс» (руководитель – Игорь Викентьев). Позднее мы перестали быть единой командой – слишком по-разному мы смотрели на проблему выбора средств для достижения цели. Но это случилось позднее.
В этот же период на базе Минского центра ОТСМ-ТРИЗ технологий создается образовательный проект «Джонатан Ливингстон», цель которого – продвижение в педагогику технологий решения проблем, на базе ТРИЗ (координатор — Николай Хоменко). Проект открытый, он дает возможность проводить курсы для учителей, публиковать материалы, обсуждать с коллегами неопубликованные работы. Определяются ориентиры: знания устаревают все стремительнее; трудно предсказать, как будет выглядеть наука и культура в том время, когда наши ученики станут взрослыми, следовательно, мы должны учить детей тому, о чем сами понятия не имеем. На разрешения этого противоречия и должно быть направлено развитие образования.
Итак, в начале 90-х триз-педагоги берут курс на формирование творческой личности средствами ТРИЗ. Понятно, что преподавание РТВ и ТРИЗ отдельным уроком раз в неделю не могло обеспечить продвижение к заявленным целям – нужна была система. Конечно, заманчиво было построить такую систему как альтернативную традиционному обучению. Но ТРИЗ-педагогика тогда еще не разработала собственных, адекватных ее целям, методов, позволяющих передать ребенку тот минимум ЗУНов, который сегодня необходим для дальнейшей жизни и продвижения в обществе.
Возникло противоречие: необходимо было обучать школьника проверенным ЗУНам проверенными способами, чтоб обеспечить ему надежное вхождение во взрослую жизнь (ведь новые способы могут и не дать результата) – и в то же время нужно было учить его технологиям решения проблем, чтобы формировать личность, способную адаптироваться в будущем. Это противоречие не удавалось эффективно разделить во времени (учить проверенными способами и отдельно преподавать ТРИЗ). И не только потому, что в таком случае время обучения фактически удваивалось. Репродуктивный метод конфликтовал с методами, основанными на ТРИЗ, на уровне формирования ценностей. Во время преподавания «точечного» (раз в неделю) курса РТВ меня не покидало ощущение, что я на своем уроке «разгибаю» ученикам мозги, а потом их основной учитель всю неделю «сгибает» их обратно.
Я не решала это противоречие сама, а доверилась уже найденному готовому решению. Будучи знакома с работами по развивающему обучению, прежде всего с разработками школы Эльконина-Давыдова, я была убеждена, что грамотное обучение через проблему (а методы такого обучения были созданы в рамках указанной школы) само собой сформирует ЗУН. Особенно — если его поддержать ТРИЗ-инструментом, если научить детей формулировать и разрешать противоречия в учебных задачах.
Собственно, за этим я и шла первоначально в эксперимент: хотела внедрить инструменты ТРИЗ в давыдовскую систему и верила, что это позволит создать развивающие курсы не только в начальном, но и в среднем звене. Если я и была тогда исследователем – то весьма «приземленным». Идеи формирования творческой личности какое-то время оставались для меня просто словами (я не понимала, как приложить их к воспитанию детей, а значит, и не слишком ими интересовалась). Я отталкивалась от простой и понятной мне цели: сформировать личность, способную обращаться с проблемами. С разными проблемами… С самыми разными… Учебные задачи, как они понимались системе Эльконина-Давыдова, казались мне материалом, вполне приемлемым для обучения способам работы с проблемой.
Итак, я набрала экспериментальный класс, имея очень скромные цели: исследовать, как можно применить инструменты ТРИЗ в системе развивающего обучения, чтобы формировать личность, способную работать с проблемами.
Год спустя, оформляя первую в своей жизни документацию по эксперименту, я так и сформулировала основную цель:
«СФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТЬ, которая ХОЧЕТ И МОЖЕТ ВИДЕТЬ и РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА». Это было двадцать лет назад. В ходе эксперимента поменялось многое, а эта цель практически осталась неизменной.