Представление о том, как именно надо воспитывать детей в условиях школы, сложилось у меня далеко не сразу.
Следы ТРИЗ-эксперимента
В 2002 году в гимназии №30 завершился 10-летний эксперимент «Введение элементов ТРИЗ в школьные образовательные программы с целью развития творческих способностей учащихся». В этой рубрике я попытаюсь отдать приобретенный в эксперименте опыт, который, как мне кажется, представляет ценность для нынешней развивающейся школы.
10. Начальная школа. Литературное чтение
Литературное чтение. Наверное, ни в каком другом учебном курсе проблемное поле не поменялось за двадцать лет так сильно.
9. Начальная школа. Развитие речи. Жизнь в трех мирах
Урок развития речи в четвертом классе. Серьезные и сознательные дети вместе с целеустремленной учительницей весь урок обсуждают и пытаются решить свою проблему: они никак не […]
8. Начальная школа. Окружающий мир
Сегодня в программах начальной школы курс «Окружающий мир» нацелен на пропедевтику большого ряда предметных дисциплин: физики, химии, биологии, географии, истории, обществонания, даже экономики.
7. Начальная школа. Математика
Мне много приходится работать с учителями начальных классов, и нередко они признаются, что не любят преподавать математику. Таблицы сложения и умножения, операции с многозначными числами, […]
6. Начальная школа. Обучение грамоте и русский язык
Обучение грамоте, чтение, письмо и русский язык традиционно занимают первое место в системе ценностей российского учителя, опережая даже математику. Учебная успешность во многом определяется такими […]
5. Начальная школа: ТРИЗ-инструменты
Постоянно возвращаюсь к мысли о главных адресатах этих заметок — учителях, которым приходится сегодня жить в ситуации эксперимента. Что из нашего с коллегами опыта может […]
4. Начальная школа: первые впечатления
Начало моей карьеры в качестве учителя начальных классов принесло довольно много неожиданных впечатлений. Кабинет мне, конечно же, достался неотремонтированный, потому что в школе по негласному […]
3. Создание Ц-класса
Конец 80-х — начало 90-х — яркий период в истории страны. Разом закончились времена застоя. Пробужденное общество оценивало прошлое и задумывалось о будущем. Будущее — […]
2. На старте. Рождение ТРИЗ-педагогики
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — пришла к детям гораздо раньше, чем ее начали преподавать в школе. В 70-е годы Г.С. Альтшуллер (под псевдонимом […]
1. Эксперимент и я
Еще до того, как мы с детьми завершили 10 лет нашей экспериментальной жизни, мне пришлось выслушать массу советов о том, что делать дальше. Коллеги-тризовцы предлагали […]