(Концепция педагогической модели для формирования и развития творческой личности)
Творческая Личность (вот так, с большой буквы) — результат, который трудно описать в педагогических параметрах. Мы понимаем, что хотим получить человека, способного ставить и решать масштабные творческие задачи, но не знаем, как это сделать. А между тем, потребность общества в таких людях растет с каждым днем.
Это понимают родители, озабоченные развитием креативности у детей. Недаром приобретают популярность программы творческого обучения на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Однако ни способность ребенка к решению нестандартных задач, ни даже его владение инструментами ТРИЗ, не гарантируют, что в перспективе он будет серьезно заниматься творчеством. Желание ставить большие творческие цели, способность добиваться результата — эти качества сформировать гораздо труднее, чем умение решать каверзные задачи.
Концепция «Я — не робот!» ТРИЗ-педагога Сергея Владимировича Ефремова — попытка решить проблему формирования творческой личности средствами самой ТРИЗ. Это своего рода эксперимент, который второй год ведет сам автор статьи и к участию в котором приглашает нас с вами. Начиная публикацию этой концепции, мы рассчитываем на неравнодушное отношение читателей и, возможно, их участие в эксперименте.
Педагогическая проблема Творческой Личности
Феномен Творческой Личности волнует человечество с давних пор. Кто это и откуда они берутся? Наиболее распространённая точка зрения состоит в том, что способность к творчеству – это «ДАР БОЖИЙ». Он или есть, или его нет, а искусственно воспитать или развить этот дар невозможно.
Рассмотрим, как ученые искали корни формирования творческой личности.
Во-первых, начали исследовать органические и физиологические параметры: кровь, размер головы, количество извилин в полушариях мозга, темперамент и др. Существенных отличий найдено не было.
Во-вторых, рассмотрели, есть ли отличия в способностях? Если есть, то как выявить творческие способности? Дж. Гилфордом было предложено разделить два типа мышления – конвергентное (основанное на стратегии точного использования алгоритмов) и дивергентное – ориентированное на поиск большого числа разнообразных решений. Считается, что дивергентный тип мышления определяет творческие способности.
А. Лук в своей работе «ТВОРЧЕСТВО» («Наука и Жизнь», №1,2, 1973г.) выделяет следующие творческие способности:
- Зоркость в поисках проблем.
- Способ кодирования информации нервной системой. (Наверное, речь идёт о моделировании).
- Способность к свёртыванию.
- Способность к переносу.
- Способность к «сцеплению».
- Боковое мышление.
- Цельность восприятия.
- Готовность памяти.
- Лёгкость ассоциирования.
- Гибкость мышления.
- Спонтанная гибкость.
- Лёгкость генерирования идей.
- Способность к оценочным действиям.
- Беглость речи.
- Способность к доведению дел до конца.
В последнее время для обозначения творческих способностей употребляют термин «креативность». Вопрос: все ли высококреативные люди становятся Творческими Личностями? Ответ скорее «НЕТ», чем «ДА». Возможно, «креативность» — это необходимое условие, но не достаточное.
В-третьих, исследовали, есть ли что-то общее в жизненных историях известных Творческих Личностей? Г.С. Альтшуллер и И.М. Вёрткин изучили огромное количество биографий выдающихся людей и выявили события, которые повторялись в жизни большинства из них. На основании этого ими была описана «Жизненная Стратегия Творческой Личности» (ЖСТЛ)[i]
Выстроенная как шахматная партия, которую играет Личность с «Внешними Обстоятельствами», ЖСТЛ показывает, как нужно действовать Творческой Личности, чтобы «Внешние обстоятельства» обыграть, но она не отвечает на вопрос, как стать Творческой Личностью, т.е. приобрести соответствующие качества:
- способность смело выбирать Достойную Цель;
- способность видеть проблемы, решение которых приведёт к цели;
- способность работать планомерно;
- высокая работоспособность;
- хорошая техника решения задач;
- умение «держать удар».
Этот список качеств выделили Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин в результате исследования более 1000 биографий Творческих Личностей. Собственно, к качествам здесь можно отнести только «работоспособность», остальное правильнее будет назвать видами деятельности, которыми должны владеть люди, ориентированные на получение крупных творческих решений.
Итак, возникает педагогическая проблема: «Каким должен быть образовательный процесс, чтобы на выходе появилась Творческая Личность»?
Камень преткновения в том, что конечная цель – Творческая Личность – плохо описывается в педагогических параметрах. Критерии оценки разнообразны, варьируются виды творческих способностей, а их количественные показатели чаще всего отсутствуют или имеют неопределённые границы. Зафиксируем две проблемы.
Проблема 1: «Творческие способности не превращаются в деятельность Творческой Личности».
Проблема 2. «Какие качества личности необходимы для творческой деятельности, описанной в теории Г.С. Альтшуллера и И.М. Верткина?
Давайте посмотрим с другой стороны на конфликтующую пару: «Творческая Личность – Внешние обстоятельства». Если так трудно найти параметры Личности, то может быть это можно сделать для «Внешних Обстоятельств»? Спроектируем образ «Внешних Обстоятельств», создавая которые для ученика, мы увеличим вероятность вырастить из него Творческую Личность.
Предлагаемое решение.
Образовательный процесс – это искусственно созданные «Внешние обстоятельства», которые формируют качества Творческой Личности.
«Внешние обстоятельства» должны обеспечить творческую деятельность, описанную в теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Педагогическая цель
Надо разработать образовательную модель искусственно созданных «Внешних обстоятельств», обеспечивающих творческую деятельность, которая сформирует нужные качества Творческой Личности.
Чтобы сделать такую модель, обратимся к деятельностному подходу в педагогике. Для начала попробуем разделить деятельность по признаку ТВОРЧЕСКАЯ / НЕТВОРЧЕСКАЯ. Сделать это практически невозможно, так же, как и с качествами Творческой Личности. Как же быть?
Посмотрим на носителей творческой деятельности. Кто это? Учёные, художники, актёры, писатели и т. д. Здесь опять неопределённость. А что же с носителями нетворческой деятельности? Здесь определённости больше. Есть основной признак такой деятельности – выполнение одних и тех же действий по заданной программе.
Предлагаемое решение: в качестве элемента «Внешних обстоятельств» использовать носителей НЕТВОРЧЕСКОЙ деятельности – роботов.
Прототипами взять известные образы: ТЕРМИНАТОР, МАТРИЦА, ЗОМБИ.
В процессе учёбы и повседневной жизни человек сравнивает себя с роботами и решает, обыгрывает он их или нет, может ли он сделать лучше, чем они, и что именно.
Под ТЕРМИНАТОРОМ подразумеваются все технические средства, улучшающие физиологические способности человека: машины, самолёты, катера, и т.д. Они сильнее, быстрее, точнее. Надо очень постараться, чтобы определить, где с ними можно соревноваться.
Можно ли обыграть МАТРИЦУ? Её представители на сегодняшний день – это компьютеры, вычислительные машины, различные программы. Они умнее, если обыгрывают чемпиона мира по шахматам? Они быстрее и точнее считают, грамотнее пишут, у них лучше память и они пунктуальны.
Можно ли в обществе быть НЕ ЗОМБИ? Кто и насколько поддается манипуляциям или силе убеждения политиков, рекламы, средств массовой информации, знакомых, шарлатанов и мошенников?
Если представить образовательные ситуации в свете обозначенных соперников, становится ясно – то, чему и как учат в садах, школах, ВУЗах, не даёт никаких шансов выиграть у РОБОТА. Считать, писать, знать, выполнять физическую работу РОБОТ будет лучше, быстрее и больше.
Вопрос. В каких видах деятельности ЧЕЛОВЕК будет успешнее РОБОТА?
Начнём работать над проблемой с выяснения, в чём же отличие РОБОТА от ЧЕЛОВЕКА. Как правило, предлагают внешние и внутренние отличия. Например, у человека есть мозги и душа, а у робота нет. Но мы знаем, что наличие мозгов и души не гарантируют от превращения человека в ЗОМБИ. Исходя из этого, давайте искать отличия по действиям. Разберемся, что может делать робот, а что человек.
1. Достижение результата
Робот работает по приказу или программе.
Человек может САМ давать задания себе и другим.
Сразу вспоминается наш замечательный фильм «Его звали Роберт». Там показано, как робот Роберт ждёт приказы, которые надо выполнять и как он ломается, когда не понимает задания. Человек может работать без приказов и указаний, в случае, если он САМ умеет себе их давать. Отсюда зафиксируем необходимое качество Творческой Личности – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Самостоятельность в поиске проблем, в постановке целей, в способе достижения цели, в оценке полученного результата. Каждый человек умеет что-то делать самостоятельно: есть, одеваться, делать покупки и др. Как он этому научился? Ему показали, объяснили и потренировали, т. е сформировали умение и превратили его в навык.
Вывод. Надо учить видеть проблемы, ставить цели, находить способы решения задач, оценивать результат; превращать эти действия в самостоятельные умения и навыки, ориентируясь на цепочку:
ПРОБЛЕМА — ЦЕЛЬ – ЗАДАЧА — РЕЗУЛЬТАТ.
Каверзный вопрос:
— Если можно эту цепочку превратить в умение и навык, то тогда и РОБОТ сможет стать самостоятельным и делать это лучше, чем ЧЕЛОВЕК?
— Да, если эта цепочка когда-то и кем-то была пройдена. Но если она имеет вид:
«Новая ПРОБЛЕМА — Новая ЦЕЛЬ – Новая ЗАДАЧА – Новый РЕЗУЛЬТАТ»,
то РОБОТ проиграет, т. к. он не знает, откуда берутся новые проблемы и новые цели и как получаются новые задачи и новый результат.
Откуда же ЧЕЛОВЕК это может узнать? ЧЕЛОВЕК, в отличие от РОБОТА, – социальное существо. Новые проблемы, цели, критерии решения и результата приходят извне: из общества, его культуры, окружающего мира. ЧЕЛОВЕК и РОБОТ по-разному реагируют на это.
2. Реакция на окружающий мир
Робот работает по схеме: «известно – неизвестно» и дает сбой, если факты, события, явления не совпадают с заложенной программой.
Человек при несовпадении его представлений с фактами, событиями, явлениями окружающего мира – удивляется.
Это его качество описано в книге В.Г. Березиной, И.Л. Викентьева, С. Ю. Модестова «Встреча с чудом» (С-Петербург, 1995г.). Назовём это качество УДИВЛЯЕМОСТЬ. УДИВЛЯЕМОСТЬ – это эмоциональная составляющая ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, которая двигает человека к познанию неизвестного. Если человек встретился с чем-то ему неизвестным (фактом, событием, явлением) то стремление узнать это неизвестное гораздо сильнее, когда он удивлён. А если человек не удивлён, то может просто не заметить новое, неизвестное.
3. Отношение к внешнему миру
У робота – пассивное, т.к. он не социален. Есть задание – нет задания.
У человека – активное. Есть желание улучшать и изменять окружающий мир.
Из деятельности человека, который меняет, улучшает, преобразует окружающий мир вытекает следующее качество ТЛ – ИНИЦИАТИВНОСТЬ.
Сразу вспоминается расхожая фраза — «ИНИЦИАТИВА НАКАЗУЕМА». Чаще всего так оно и есть. Если система, в которую вносятся какие-либо изменения, инерционна и устойчива, то она старается удалить эти изменения или не реагировать. Г. Альтшуллер и И. Верткин в «Жизненной стратегии творческой личности» подробно описали, как действуют «Внешние Обстоятельства» в отношении творческих инициатив.
4. Отношение к сопротивлению окружающего мира
У робота – безразличное, нет социальных критериев хорошо-плохо, значимо-незначимо.
У человека – страх.
В ЖСТЛ описано умение «держать удар», не бояться отстаивать свои идеи, идти наперекор общепринятым правилам, находиться в отчуждении. Если перевести данное умение в качество Творческой Личности, то оно называется СМЕЛОСТЬ.
По поводу ИНИЦИАТИВЫ есть ещё известное высказывание: «Дурная голова ногам покоя не даёт». Это говорят о тех очень деятельных людях, которые своей активностью могут сделать ситуацию хуже, чем она была до их инициативы. Вспомним проект «Поворот северных рек», который бы мог привести к экологической катастрофе.
Для устранения этого вредного эффекта ИНИЦИАТИВЫ есть такие виды деятельности как ПРОГНОЗИРОВАНИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ. Какое качество Творческой Личности позволяет выполнять такую деятельность?
Здесь хочется процитировать строки из воспоминаний кораблестроителя академика А. Н. Крылова о способностях его учителя и друга Петра Акиндиновича Титова.
«И не раз Петр Акиндинович говаривал мне:
— Ну-ка, мичман, давай считать какую-нибудь стрелу или шлюпбалку.
По окончании расчета он открывал ящик своего письменного стола, вынимал эскиз и говорил:
— Да, мичман, твои формулы верные: видишь, я размеры назначил на глаз — сходятся.
Лишь восемнадцать лет спустя, занимая самую высокую должность по кораблестроению, я оценил истинное значение этих слов Титова. Настоящий инженер должен верить своему глазу больше, чем любой формуле; он должен помнить слова натуралиста и философа Гексли: «Математика, подобно жернову, перемалывает то, что под него засыпают», — и вот на эту-то засыпку прежде всего инженер и должен смотреть.
5. Видение проблем и конечного результата
Робот – расчёт параметров конечного результата, последовательности действий. Сбой при незапланированных проблемах.
Человек – представление образа конечного результата, причин и следствий проблем.
Назовём эту способность – ПРОЗОРЛИВОСТЬ (проницательность).
Эта способность базируется на качествах человека – ВООБРАЖЕНИИ и робота – знаниях об окружающем мире и его законах, которое иногда называют КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ.
6. Техника решения задач
Робот – быстро и без ошибок решает задачи с достаточными условиями.
Человек – решает творческие (открытые) задачи.
Способность человека решать нестандартные задачи – КРЕАТИВНОСТЬ.
Эта способность также базируется на ВООБРАЖЕНИИ и КОМПЕТЕНТНОСТИ.
7. Путь к поставленной цели
Робот – движение непрерывное, вектор ориентирован на конечный результат.
Человек – смена направлений, целей, другие увлечения.
По Жизненной Стратегии Творческой Личности — это «Способность работать планомерно. Продвижение к Цели всё время должно давать частичные конкретные результаты». Я бы назвал это умение – удержание цели. Если перевести данное умение в качество Творческой Личности, то оно называется — ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ.
Итак, мы перевели деятельность Творческой Личности в следующие качества:
- САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – способность выполнять действия без посторонней помощи.
- ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (УДИВЛЯЕМОСТЬ) – стремление к приобретению новых знаний.
- ИНИЦИАТИВНОСТЬ – побуждение к новым формам деятельности.
- СМЕЛОСТЬ – способность преодолевать чувство страха и неуверенности.
- ПРОЗОРЛИВОСТЬ – предвидение результата деятельности.
- КРЕАТИВНОСТЬ – способность решать нестандартные задачи
- ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ – способность к достижению поставленной цели.
Соотнесём выявленные качества с «качествами творческой личности», описанными в работе Г.С. Альтшуллера и И.М. Верткина
- Способность смело выбирать Достойную Цель. Самостоятельность, смелость, инициативность.
- Способность видеть проблемы, решение которых приведёт к цели. Прозорливость. Самостоятельность.
- Способность работать планомерно. Целеустремлённость.
- Высокая работоспособность.
- Хорошая техника решения творческих задач. Креативность.
- Умение «держать удар». Смелость.
Видим, что в ЖСТЛ не прописана ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, а в качествах – РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.
Используя критерий ЧЕЛОВЕК – РОБОТ видим, что качества: ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ – способности ЧЕЛОВЕКА, СМЕЛОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – способности РОБОТА, а ПРОЗОРЛИВОСТЬ и КРЕАТИВНОСТЬ способности и человека и робота, которые опираются на присущее человеку ВООБРАЖЕНИЕ (представление) и присущую роботу КОМПЕТЕНТНОСТЬ.
Вывод. Чтобы стать Творческой Личностью, надо уметь быть и ЧЕЛОВЕКОМ, и «РОБОТОМ», уметь переходить из одного состояния в другое.
[i] Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. Как стать Еретиком. Техника — Молодежь — Творчество. Составитель А.Б. Селюцкий. — Петрозаводск, Карелия, 1991. — 365с.