Интернет-журнал «Лицей»

Как урок… только лучше

на экскурсии
на экскурсии

Интерактивная образовательная экскурсия, сохраняя все полезные признаки урока, имеет множество не менее полезных отличий от него. Как использовать эту форму работы со школьниками? Значительное место в современном образовании занимает учебная экскурсия, выделенная в новом стандарте как одна из форм внеурочной деятельности.

Однако опыт показывает, что классическая форма проведения экскурсии не приносит желаемого эффекта. Традиционные экскурсии мало интересны учащимся. Дети с трудом усваивают информацию в силу не зависящих от них причин: недостаток знаний в области терминологии, неудачная интерпретация материала, отсутствие внутренней мотивации к получению новых знаний.

Совсем другое дело интерактивная образовательная экскурсия, способная не только научить чему-либо, но и оставить в душе школьника особое эмоциональное впечатление. Основной ее результат – углублённое изучение школьной программы. В числе преимуществ – особая система планирования времени, когда занятие делится на познавательную и развлекательную части. Таким образом учащиеся не только познают новое, но и закрепляют в игровой (интерактивной) форме полученные знания, а сама экскурсия превращается в образовательный отдых. Занятие строится в виде диалога, ни один ученик не остаётся без внимания педагога.

У образовательной экскурсии много общего с традиционным уроком:

– наличие темы, цели, задач, которые успешно решаются в ходе всей экскурсии;

– проведение фронтального опроса, в данном случае в виде викторины;

– закрепление полученных знаний и получение оценок как в виде поощрительных призов – сувениров по итогам викторины, так и в форме обычных отметок в классном журнале.

Учимся печь калитки

Однако интерактивная образовательная экскурсия имеет целый ряд полезных отличий от традиционного урока:

– получение школьниками живого опыта общения;

– формирование умения коллективно действовать, вживаться в природную и социальную окружающую среду;

– развитие способности к восприятию красоты созидательной деятельности человека;

– творческая активность учащихся в совместной со взрослыми деятельности.

Образовательная экскурсия – чётко спланированное, методически и педагогически продуманное мероприятие, состоящее из трёх главных этапов:

1. Подготовительный этап – вводное занятие по теме экскурсии.

2. Информационный этап – собственно экскурсия.

3. Закрепляющий этап (итоговое занятие).

Рассмотрим пример образовательной экскурсии «По Беломорской Карелии» для учащихся 10-11 классов. Экскурсия была полностью апробирована в средней общеобразовательной школе № 2 им. А. С. Пушкина города Костомукша.

Тема экскурсии – «По Беломорской Карелии»

Цели:

– воспитывать у детей чувство бережного отношения к культурному наследию своей Родины.

– прививать культуру межнационального общения и толерантного поведения в обществе.

Задачи:

– познакомить учащихся с историей и культурой старинной карельской деревни Вокнаволок, тем самым дав возможность учащимся повысить свой интеллектуальный уровень;

– помочь в социальной адаптации и неформальном общении со сверстниками;

– приобщить учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

 

Этапы экскурсии

1. Подготовительный этап

На данном этапе ребятам сообщается тема, цель и задачи экскурсии для учащихся. Цель – сохранить и укрепить национальную культуру и своеобразие карелов, уважая при этом многообразие культур и традиций других народов, проживающих на территории Карелии.

Задачи:

– во время экскурсии собрать материал о ресурсах старинной карельской деревни Вокнаволок;

– представить собранный материал в мультимедийном проекте, очерке, эссе, отзыве (по выбору ребят).

Современные кантелисты

На этом этапе проводится подготовка учащихся к получению информации во время экскурсии. Школьники узнают, что экскурсия состоится в старинную рунопевческую деревню Вокнаволок, которая входит в состав Костомукшского городского округа.

Там Элиас Лённрот, финский собиратель рун, записал самый богатый материал для карело– финского эпоса «Калевала», тем самым прославив Вокнаволок на весь мир. У ребят будет уникальная возможность ознакомиться с обычаями и традициями северных карелов, послушать такое редкое пение, как ёйку. Они смогут сами испытать себя в таких традиционных карельских ремёслах, как ткачество, изготовление мини-кантеле и берестяных оберегов, выпекание калиток. Участников экскурсии ждут подвижные народные игры, призы и сюрпризы.

Ребятам демонстрируются объекты, на которых они смогут побывать: фотографии традиционных домов, амбаров, бань, кладбищ с намогильными «домиками», отображающих уклад жизни, обряды и обычаи северных карелов.

Здесь же изучается терминология, которая будет активно использоваться в ходе экскурсии, и формулируются задания, которые будут проверяться на итоговом, закрепительном занятии после экскурсии (отзывы, путевые заметки, очерки, рецензии, мультимедийные проекты).

 

II. Информационный этап

Этот этап можно условно разделить на две части:

1) Сообщение краткой путевой информации по теме экскурсии по дороге (в данном случае – в автобусе).

2) Собственно интерактивная экскурсия, где школьники имеют возможность сыграть в народные игры, попробовать себя в изготовлении музыкальных инструментов или в приготовлении традиционных блюд, собрать информацию для будущих проектов.

Народная игра кюккя

Так, например, по дороге педагог рассказывает школьникам о народной игре кюккя, известной в русской культуре под названием «городки». Ребята узнают, что слово «кюккя» переводится с карельского, как чурка, имеется в виду деревянная чурка, которую сбивают битой, по-карельски – майла.

Правила игры очень простые: побеждает та команда, которая выбьет больше кюккя с игрового поля.

Игра была очень популярна у северных карелов до 20-х годов XX века. Тот факт, что в нее играют современные дети, свидетельствует о возрождении карельской культуры. В ходе экскурсии школьники получают возможность сыграть в эту игру, сравнить ее с известными им современными играми (боулингом, кёрлингом), сделать фотографии, которые будут использованы в презентациях на завершающем занятии.

 

III. Закрепляющий этап реализуется в два подхода:

– На обратном пути – с помощью увлекательных вопросов викторины, в результате которой ученики награждаются призами;

– На занятии в классе, когда подводится итог экскурсии, подтверждается достижение цели поездки, проверяются полученные знания, усвоенные новые термины..

Мини-кантеле Павла Мавричева

Здесь выделяются следующие шаги:

1. Обмен впечатлениями.

2. Беседа по теории на тему экскурсии.

3. Систематизация проектной группой накопленного материала, фотографий для оформления в мультимедийный проект.

4. Составление плана презентации.

5. Получение остальными учащимися задания написать очерк, эссе, отзыв об экскурсии (по выбору).

 

Школьники представляют выполненные задания, полученные на подготовительном занятии, и получают оценки по конкретном предмету с занесением в классный журнал.

Таким образом, классический урок в стенах школы переходит в интерактивное выездное занятие, где также есть тема, цель, задачи, которые в условиях экскурсии успешно решаются. Проводится фронтальный опрос (в данном случае это викторина), позволяющий закрепить полученные знания и получить оценки (поощрительные призы – сувениры, отметки в классном журнале).

В заключение можно с уверенностью сказать, что образовательная экскурсия предоставляет школьникам уникальную возможность наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием нашей страны, сформировать уважение и толерантность к культуре, поведению, этикету, быту и обычаям многонациональной России. Эта форма незаменима для социализации учеников.

Образовательная экскурсия отвечает на запрос современного образования в поиске личностно-ориентированного содержания и инновационных методик.

 

Литература

  1. Никитина Ю. Н.Социально – культурная адаптация обучающихся из семей международных мигрантов: сборник статей и методических материалов/Научный редактор Ю. А. Горячёв – Москва, ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера, 2012.
  2. «Илмари Кианто в Северной Карелии. Отрывки» (редакция и перевод Паули Леонтьева). Проект «Институт Кианто», коммуна Суомуссалми, 2004.
  3. «История Костомукши (документы и материалы)», Издательство Петрозаводского университета, Петрозаводск, 1994.
  4. «Калевала» (карело-финский эпос), Санкт-Петербург, издательская группа «Азбука – классика», 2010.
  5. Макаров Григорий. «Карельские пословицы и поговорки», Петрозаводск, «Периодика», 2009.
  6. Леонтьев Паули (Павел). «Дорогами Вяйнолы», Петрозаводск, «Периодика», 2006.
  7. Мальми Виола. «Народные игры Карелии», Петрозаводск, «Карелия», 1987.
  8. «Песни Карельского края (под общей редакцией Б. М. Добровольского)», Петрозаводск, «Карелия», 1977.
  9. Путешествия Элиаса Лённрота: Путевые заметки, дневники, письма 1828-1842 гг., Петрозаводск, «Карелия», 1985.

 

Об авторе: Непочатых Лидия Ивановна, учитель английского языка МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина, г. Костомукша.

Текст образовательной экскурсии «По Беломорской Карелии»,  разработанной Л.И. Непочатых, можно скачать здесь.

Exit mobile version