дополнительное образование, образовательная среда, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), портреты занятий

Соловецкий архипелаг: нить прошлого в настоящее

Елена Чубиева, автор "Соловецкой азбуки"
Елена Чубиева, автор «Соловецкой азбуки»

Три экскурсии по одной выставке

Литературные экскурсии, как одна из форм проведения внешкольного занятия, позволяют детям получить новые знания о русской культуре, об истории Русского Севера.

В этой работе мы делимся опытом разработки литературных экскурсий на основе выставки «Соловецкий архипелаг: нить прошлого в настоящее».  Планируя такие экскурсии для учеников 1-9 классов, мы опирались на материалы выставки, на авторский проект петрозаводской школьницы, ученицы 9 «б» класса школы №34 Елены Чубиевой  «Соловецкая азбука», на «Письма о добром и прекрасном», одну из самых задушевных книг Дмитрия Сергеевича Лихачева.

В результате получились три литературные экскурсии: «Соловецкая азбука», «Письма о добром и прекрасном», «Соловецкий архипелаг».

Экскурсия 1. «Соловецкая азбука»

В первой экскурсии мы знакомим школьников с историей возникновения письменности на Руси, с интересными фактами о буквах русского алфавита. Дети узнали о том, что азбука часто становится источником вдохновения для известных поэтов, писателей и художников. Написать или нарисовать свою азбуку — уникальная задача, сравнимая с придумыванием или описанием собственного мира.

На этой литературной экскурсии мы познакомили учеников с азбуками, созданными в разное время русскими художниками. Они увидели «Подарок русским детям на память об Отечественной войне 1812 г» И.И. Теребенева (основой для этой азбуки послужили антифранцузские карикатуры), знаменитую «Азбука в картинках» Александра Бенуа, «Азбуку» Е.М. Бём, задуманную как история в картинках и более поздние работы – «Сказочную азбуку» Татьяны Мавриной и «Русскую азбуку» Марины Ханковой.

После этого мы познакомили детей с авторскими работами, выполненными ученицей 9 «В» класса Еленой Чубиевой в рамках проекта по созданию «Соловецкой азбуки» в 2016 году.

Каждый лист (формата «А3») — это отдельная буква алфавита, украшенная орнаментом, и окруженная тематическими образами, связанными с историей и природой Соловецкого архипелага, выполненная в смешанной технике акварели и графики. Каждая буква сопровождается текстом, раскрывающим культурные традиции Русского Севера.

Ниже приведен фрагмент «Соловецкой азбуки».

 С - Соловки Соловецкая крепость – архитектурный ансамбль, пограничная крепость, форпост Русского Севера.

Святое озеро – обеспечивает хозяйственные службы Соловецкого монастыря водой, прокопанными монахами каналами соединено с Белым морем и озерами Большого Соловецкого острова.

Б - Ботанический сад
Б — Ботанический сад
Ботанический сад – один из самых высокоширотных, северных в России, разбит в 1822 г. на территории Макарьевской пустыни, «Хуторе Горка» с особым мягким микроклиматом, на берегу озера Большой Перт; имеет уникальную ботаническую коллекцию около 250 видов и сортов растений, прошедших акклиматизацию в условиях приполярного климата.
Ж - СтороЖевая КороЖная башня Сторожевая Корожная башня – архитектурное сооружение конической формы, сложенное циклической кладкой; северное укрепление Соловецкого монастыря, расположено по близости с небольшими каменистыми островками в Белом море, коргами.
Ь - солЬ  Соль – известная приправа к пище; с ХII в. на Белом море развивается добыча соли, на Соловецких островах строились поселения – «усолья», где с декабря по апрель варили соль морянку – из морской воды и ключевой (колодезной) из вод подземных соляных источников. «Соловки на соль ловки», «Москва веками соловецкой солью жила» (поморы).
Ч - Часовня  Часовня – отдельное небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы – молитвенный дом, без алтаря с иконами и лампадой. Александровская часовня во имя святого Александра Невского, святого покровителя императора Александра II, посетившего Соловецкий монастырь в 1858 году.
П - Поморы  Поморы – жители Беломорского побережья, «живущие на море», потомки новгородцев–первопроходцев и финно–угорских племен, поселившихся в XII веке, освоивших и ведущих морские промыслы. «Кому вода – беда, а помору – одежда и еда» (поморы).
Ю - Юнга  Юнга – подросток, обучающийся морскому делу на судне. В 1942 году на базе учебного отряда Северного флота открыта Соловецкая школа юнг, которая обучала молодых ребят морской военной науке, которые впоследствии воевали на разных фронтах Великой Отечественной войны.

Экскурсия 2. Письма о добром и прекрасном

На этой экскурсии мы рассказываем детям об этом удивительном человеке Дмитрии Сергеевиче Лихачеве и предлагаем прочесть некоторые из его писем, опубликованных в книге «Письма о добром…».  Фрагмент экскурсии приводим ниже.

— О таких людях, как Дмитрий Сергеевич Лихачев говорят — «Совесть нации».

Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX в. Больше трех лет Дмитрий Сергеевич был политзаключенным в самом мрачном Соловецком лагере особого назначения, затем был сослан на строительство Беломоро-Балтийского канала, пережил блокаду Ленинграда…

Будучи уже в довольно солидном возрасте, пройдя тысячи испытаний, Д.С. Лихачев написал одну из самых задушевных книг «Письма о добром».

Давайте читать их тихо, про себя и вслух с одноклассниками… Давайте обсуждать, спорить, соглашаться… И думать, думать… И любоваться выставкой работ Елены Чубиевой, посвященной Соловкам, холодному, суровому месту, которое Дмитрию Сергеевичу дало такой жизненный опыт, что в дальнейшем он каждый день воспринимал как дар…

«…Воспоминания открывают нам окно в прошлое. Они не только сообщают нам сведения о прошлом, но дают нам и точки зрения современников событий, живое ощущение современников…

Поэтому — стоит ли писать воспоминания? Стоит, — чтобы не забылись события, атмосфера прежних лет, а главное, чтобы остался след от людей, которых, может быть, никто больше никогда не вспомнит, о которых врут документы…»

(Лихачев Д.С.)

Соловки в сердце Дмитрия Сергеевича остались навсегда.

«Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни. Естественно, что меня постоянно интересовала судьба людей, с которыми я там встречался, да и судьба самих Соловков…»

«…Соловецкие острова — место, где ощущение творящего Бога и временности человеческого постоянно поддерживается сменами времен года, ритмом суток, длинными ночами зимой и длинными закатами вечером, длинными восходами солнца по утрам, быстрыми сменами погоды, многообразием ландшафтов, ощущением длительности истории этих мест, отмеченных языческими лабиринтами и обетными крестами, храмами и часовнями, где напряженный крестьянский и ремесленный труд был бы так свят и так угоден Богу…»

(Лихачев Д.С.)

Пребывание на этом острове отражается в каждом его письме.  Дмитрий Сергеевич делится с вами своим опытом. 

«Люди — самое важное в моих воспоминаниях. Стремясь восстановить их индивидуальность, я выполнял свой долг — сохранить о них память. Сколько же их было? Как они были разнообразны и как интересны! Какую ценность представляет человеческая личность!»

(Лихачев Д.С.)

Берите и цените каждый день, цените в себе человека, цените дружбу, цените любовь родителей, цените…»

Экскурсия №3. «Соловецкий архипелаг»

Что такое Соловки? Отчего эти острова называются Соловками? На эти вопросы отвечают школьники в процессе экскурсии. А еще они узнают, как происходило формирование историко-культурного и природного комплекса «Соловецкие острова»; знакомятся с основными объектами Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: монастырем-крепостью, памятниками бывшего монастырского посёлка, скитами, системой озёр и каналов, природными ландшафтами и неолитическими святилищами. С экскурсии дети уходят с вопросом: «Соловки у каждого свои, какими их видите вы?»

Все экскурсии прошли апробацию в период школьной выставки «Соловецкий архипелаг: нить прошлого в настоящее»,  организованной и проведенной в рамках внеклассных мероприятий МОУ «Школы № 34» в феврале-марте 2017 года. Материалы экскурсии и проект «Соловецкая азбука» представлены в одноименной методической разработке, которая может стать подспорьем при проведении уроков истории, литературы, русского языка, обществознания, изобразительного искусства, классных часов и других школьных мероприятий, посвященных культурному наследию Русского Севера.

 

Об авторах:

Никомкина Анна Павловна, учитель английского языка первой категории, классный руководитель 9 «В» класса МОУ «Школа № 34».

Чубиева Инна Васильевна, кандидат экономических наук, член совета МОУ «Школа № 34».

Фотографии, рисунки, тексты к «Соловецкой азбуке»:

 Елена Чубиева, ученица 9 «В» класса МОУ «Школа № 34»

  • Багинет.

    Великолепная задумка и прекрасное исполнение. Это я об «Азбуке». Несомненно дело это нужно продолжать. А такие буквы как: П -пушки и Пётр, О- оборона Соловков, Р- раскол и революционеры, С- ссылка и сейды, К- кормчие и корюх, М- монастырь, Этот список можно продолжать долго. И всё это Соловки. Всей душой с вами.