Три экскурсии по одной выставке
Литературные экскурсии, как одна из форм проведения внешкольного занятия, позволяют детям получить новые знания о русской культуре, об истории Русского Севера.
В этой работе мы делимся опытом разработки литературных экскурсий на основе выставки «Соловецкий архипелаг: нить прошлого в настоящее». Планируя такие экскурсии для учеников 1-9 классов, мы опирались на материалы выставки, на авторский проект петрозаводской школьницы, ученицы 9 «б» класса школы №34 Елены Чубиевой «Соловецкая азбука», на «Письма о добром и прекрасном», одну из самых задушевных книг Дмитрия Сергеевича Лихачева.
В результате получились три литературные экскурсии: «Соловецкая азбука», «Письма о добром и прекрасном», «Соловецкий архипелаг».
Экскурсия 1. «Соловецкая азбука»
В первой экскурсии мы знакомим школьников с историей возникновения письменности на Руси, с интересными фактами о буквах русского алфавита. Дети узнали о том, что азбука часто становится источником вдохновения для известных поэтов, писателей и художников. Написать или нарисовать свою азбуку — уникальная задача, сравнимая с придумыванием или описанием собственного мира.
На этой литературной экскурсии мы познакомили учеников с азбуками, созданными в разное время русскими художниками. Они увидели «Подарок русским детям на память об Отечественной войне 1812 г» И.И. Теребенева (основой для этой азбуки послужили антифранцузские карикатуры), знаменитую «Азбука в картинках» Александра Бенуа, «Азбуку» Е.М. Бём, задуманную как история в картинках и более поздние работы – «Сказочную азбуку» Татьяны Мавриной и «Русскую азбуку» Марины Ханковой.
После этого мы познакомили детей с авторскими работами, выполненными ученицей 9 «В» класса Еленой Чубиевой в рамках проекта по созданию «Соловецкой азбуки» в 2016 году.
Каждый лист (формата «А3») — это отдельная буква алфавита, украшенная орнаментом, и окруженная тематическими образами, связанными с историей и природой Соловецкого архипелага, выполненная в смешанной технике акварели и графики. Каждая буква сопровождается текстом, раскрывающим культурные традиции Русского Севера.
Ниже приведен фрагмент «Соловецкой азбуки».
Экскурсия 2. Письма о добром и прекрасном
На этой экскурсии мы рассказываем детям об этом удивительном человеке Дмитрии Сергеевиче Лихачеве и предлагаем прочесть некоторые из его писем, опубликованных в книге «Письма о добром…». Фрагмент экскурсии приводим ниже.
— О таких людях, как Дмитрий Сергеевич Лихачев говорят — «Совесть нации».
Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX в. Больше трех лет Дмитрий Сергеевич был политзаключенным в самом мрачном Соловецком лагере особого назначения, затем был сослан на строительство Беломоро-Балтийского канала, пережил блокаду Ленинграда…
Будучи уже в довольно солидном возрасте, пройдя тысячи испытаний, Д.С. Лихачев написал одну из самых задушевных книг «Письма о добром».
Давайте читать их тихо, про себя и вслух с одноклассниками… Давайте обсуждать, спорить, соглашаться… И думать, думать… И любоваться выставкой работ Елены Чубиевой, посвященной Соловкам, холодному, суровому месту, которое Дмитрию Сергеевичу дало такой жизненный опыт, что в дальнейшем он каждый день воспринимал как дар…
«…Воспоминания открывают нам окно в прошлое. Они не только сообщают нам сведения о прошлом, но дают нам и точки зрения современников событий, живое ощущение современников…
Поэтому — стоит ли писать воспоминания? Стоит, — чтобы не забылись события, атмосфера прежних лет, а главное, чтобы остался след от людей, которых, может быть, никто больше никогда не вспомнит, о которых врут документы…»
(Лихачев Д.С.)
Соловки в сердце Дмитрия Сергеевича остались навсегда.
«Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни. Естественно, что меня постоянно интересовала судьба людей, с которыми я там встречался, да и судьба самих Соловков…»
«…Соловецкие острова — место, где ощущение творящего Бога и временности человеческого постоянно поддерживается сменами времен года, ритмом суток, длинными ночами зимой и длинными закатами вечером, длинными восходами солнца по утрам, быстрыми сменами погоды, многообразием ландшафтов, ощущением длительности истории этих мест, отмеченных языческими лабиринтами и обетными крестами, храмами и часовнями, где напряженный крестьянский и ремесленный труд был бы так свят и так угоден Богу…»
(Лихачев Д.С.)
Пребывание на этом острове отражается в каждом его письме. Дмитрий Сергеевич делится с вами своим опытом.
«Люди — самое важное в моих воспоминаниях. Стремясь восстановить их индивидуальность, я выполнял свой долг — сохранить о них память. Сколько же их было? Как они были разнообразны и как интересны! Какую ценность представляет человеческая личность!»
(Лихачев Д.С.)
Берите и цените каждый день, цените в себе человека, цените дружбу, цените любовь родителей, цените…»
Экскурсия №3. «Соловецкий архипелаг»
Что такое Соловки? Отчего эти острова называются Соловками? На эти вопросы отвечают школьники в процессе экскурсии. А еще они узнают, как происходило формирование историко-культурного и природного комплекса «Соловецкие острова»; знакомятся с основными объектами Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: монастырем-крепостью, памятниками бывшего монастырского посёлка, скитами, системой озёр и каналов, природными ландшафтами и неолитическими святилищами. С экскурсии дети уходят с вопросом: «Соловки у каждого свои, какими их видите вы?»
Все экскурсии прошли апробацию в период школьной выставки «Соловецкий архипелаг: нить прошлого в настоящее», организованной и проведенной в рамках внеклассных мероприятий МОУ «Школы № 34» в феврале-марте 2017 года. Материалы экскурсии и проект «Соловецкая азбука» представлены в одноименной методической разработке, которая может стать подспорьем при проведении уроков истории, литературы, русского языка, обществознания, изобразительного искусства, классных часов и других школьных мероприятий, посвященных культурному наследию Русского Севера.
Об авторах:
Никомкина Анна Павловна, учитель английского языка первой категории, классный руководитель 9 «В» класса МОУ «Школа № 34».
Чубиева Инна Васильевна, кандидат экономических наук, член совета МОУ «Школа № 34».
Фотографии, рисунки, тексты к «Соловецкой азбуке»:
Елена Чубиева, ученица 9 «В» класса МОУ «Школа № 34»