Интерактивная образовательная экскурсия, сохраняя все полезные признаки урока, имеет множество не менее полезных отличий от него. Как использовать эту форму работы со школьниками? Значительное место в современном образовании занимает учебная экскурсия, выделенная в новом стандарте как одна из форм внеурочной деятельности.
Однако опыт показывает, что классическая форма проведения экскурсии не приносит желаемого эффекта. Традиционные экскурсии мало интересны учащимся. Дети с трудом усваивают информацию в силу не зависящих от них причин: недостаток знаний в области терминологии, неудачная интерпретация материала, отсутствие внутренней мотивации к получению новых знаний.
Совсем другое дело интерактивная образовательная экскурсия, способная не только научить чему-либо, но и оставить в душе школьника особое эмоциональное впечатление. Основной ее результат – углублённое изучение школьной программы. В числе преимуществ – особая система планирования времени, когда занятие делится на познавательную и развлекательную части. Таким образом учащиеся не только познают новое, но и закрепляют в игровой (интерактивной) форме полученные знания, а сама экскурсия превращается в образовательный отдых. Занятие строится в виде диалога, ни один ученик не остаётся без внимания педагога.
У образовательной экскурсии много общего с традиционным уроком:
– наличие темы, цели, задач, которые успешно решаются в ходе всей экскурсии;
– проведение фронтального опроса, в данном случае в виде викторины;
– закрепление полученных знаний и получение оценок как в виде поощрительных призов – сувениров по итогам викторины, так и в форме обычных отметок в классном журнале.
Однако интерактивная образовательная экскурсия имеет целый ряд полезных отличий от традиционного урока:
– получение школьниками живого опыта общения;
– формирование умения коллективно действовать, вживаться в природную и социальную окружающую среду;
– развитие способности к восприятию красоты созидательной деятельности человека;
– творческая активность учащихся в совместной со взрослыми деятельности.
Образовательная экскурсия – чётко спланированное, методически и педагогически продуманное мероприятие, состоящее из трёх главных этапов:
1. Подготовительный этап – вводное занятие по теме экскурсии.
2. Информационный этап – собственно экскурсия.
3. Закрепляющий этап (итоговое занятие).
Рассмотрим пример образовательной экскурсии «По Беломорской Карелии» для учащихся 10-11 классов. Экскурсия была полностью апробирована в средней общеобразовательной школе № 2 им. А. С. Пушкина города Костомукша.
Тема экскурсии – «По Беломорской Карелии»
Цели:
– воспитывать у детей чувство бережного отношения к культурному наследию своей Родины.
– прививать культуру межнационального общения и толерантного поведения в обществе.
Задачи:
– познакомить учащихся с историей и культурой старинной карельской деревни Вокнаволок, тем самым дав возможность учащимся повысить свой интеллектуальный уровень;
– помочь в социальной адаптации и неформальном общении со сверстниками;
– приобщить учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Этапы экскурсии
1. Подготовительный этап
На данном этапе ребятам сообщается тема, цель и задачи экскурсии для учащихся. Цель – сохранить и укрепить национальную культуру и своеобразие карелов, уважая при этом многообразие культур и традиций других народов, проживающих на территории Карелии.
Задачи:
– во время экскурсии собрать материал о ресурсах старинной карельской деревни Вокнаволок;
– представить собранный материал в мультимедийном проекте, очерке, эссе, отзыве (по выбору ребят).
На этом этапе проводится подготовка учащихся к получению информации во время экскурсии. Школьники узнают, что экскурсия состоится в старинную рунопевческую деревню Вокнаволок, которая входит в состав Костомукшского городского округа.
Там Элиас Лённрот, финский собиратель рун, записал самый богатый материал для карело– финского эпоса «Калевала», тем самым прославив Вокнаволок на весь мир. У ребят будет уникальная возможность ознакомиться с обычаями и традициями северных карелов, послушать такое редкое пение, как ёйку. Они смогут сами испытать себя в таких традиционных карельских ремёслах, как ткачество, изготовление мини-кантеле и берестяных оберегов, выпекание калиток. Участников экскурсии ждут подвижные народные игры, призы и сюрпризы.
Ребятам демонстрируются объекты, на которых они смогут побывать: фотографии традиционных домов, амбаров, бань, кладбищ с намогильными «домиками», отображающих уклад жизни, обряды и обычаи северных карелов.
Здесь же изучается терминология, которая будет активно использоваться в ходе экскурсии, и формулируются задания, которые будут проверяться на итоговом, закрепительном занятии после экскурсии (отзывы, путевые заметки, очерки, рецензии, мультимедийные проекты).
II. Информационный этап
Этот этап можно условно разделить на две части:
1) Сообщение краткой путевой информации по теме экскурсии по дороге (в данном случае – в автобусе).
2) Собственно интерактивная экскурсия, где школьники имеют возможность сыграть в народные игры, попробовать себя в изготовлении музыкальных инструментов или в приготовлении традиционных блюд, собрать информацию для будущих проектов.
Так, например, по дороге педагог рассказывает школьникам о народной игре кюккя, известной в русской культуре под названием «городки». Ребята узнают, что слово «кюккя» переводится с карельского, как чурка, имеется в виду деревянная чурка, которую сбивают битой, по-карельски – майла.
Правила игры очень простые: побеждает та команда, которая выбьет больше кюккя с игрового поля.
Игра была очень популярна у северных карелов до 20-х годов XX века. Тот факт, что в нее играют современные дети, свидетельствует о возрождении карельской культуры. В ходе экскурсии школьники получают возможность сыграть в эту игру, сравнить ее с известными им современными играми (боулингом, кёрлингом), сделать фотографии, которые будут использованы в презентациях на завершающем занятии.
III. Закрепляющий этап реализуется в два подхода:
– На обратном пути – с помощью увлекательных вопросов викторины, в результате которой ученики награждаются призами;
– На занятии в классе, когда подводится итог экскурсии, подтверждается достижение цели поездки, проверяются полученные знания, усвоенные новые термины..
Здесь выделяются следующие шаги:
1. Обмен впечатлениями.
2. Беседа по теории на тему экскурсии.
3. Систематизация проектной группой накопленного материала, фотографий для оформления в мультимедийный проект.
4. Составление плана презентации.
5. Получение остальными учащимися задания написать очерк, эссе, отзыв об экскурсии (по выбору).
Школьники представляют выполненные задания, полученные на подготовительном занятии, и получают оценки по конкретном предмету с занесением в классный журнал.
Таким образом, классический урок в стенах школы переходит в интерактивное выездное занятие, где также есть тема, цель, задачи, которые в условиях экскурсии успешно решаются. Проводится фронтальный опрос (в данном случае это викторина), позволяющий закрепить полученные знания и получить оценки (поощрительные призы – сувениры, отметки в классном журнале).
В заключение можно с уверенностью сказать, что образовательная экскурсия предоставляет школьникам уникальную возможность наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием нашей страны, сформировать уважение и толерантность к культуре, поведению, этикету, быту и обычаям многонациональной России. Эта форма незаменима для социализации учеников.
Образовательная экскурсия отвечает на запрос современного образования в поиске личностно-ориентированного содержания и инновационных методик.
Литература
- Никитина Ю. Н.Социально – культурная адаптация обучающихся из семей международных мигрантов: сборник статей и методических материалов/Научный редактор Ю. А. Горячёв – Москва, ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера, 2012.
- «Илмари Кианто в Северной Карелии. Отрывки» (редакция и перевод Паули Леонтьева). Проект «Институт Кианто», коммуна Суомуссалми, 2004.
- «История Костомукши (документы и материалы)», Издательство Петрозаводского университета, Петрозаводск, 1994.
- «Калевала» (карело-финский эпос), Санкт-Петербург, издательская группа «Азбука – классика», 2010.
- Макаров Григорий. «Карельские пословицы и поговорки», Петрозаводск, «Периодика», 2009.
- Леонтьев Паули (Павел). «Дорогами Вяйнолы», Петрозаводск, «Периодика», 2006.
- Мальми Виола. «Народные игры Карелии», Петрозаводск, «Карелия», 1987.
- «Песни Карельского края (под общей редакцией Б. М. Добровольского)», Петрозаводск, «Карелия», 1977.
- Путешествия Элиаса Лённрота: Путевые заметки, дневники, письма 1828-1842 гг., Петрозаводск, «Карелия», 1985.
Об авторе: Непочатых Лидия Ивановна, учитель английского языка МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина, г. Костомукша.
Текст образовательной экскурсии «По Беломорской Карелии», разработанной Л.И. Непочатых, можно скачать здесь.