О том, как построить систему трудового воспитания на селе, рассказывают педагоги Муезерского дома детского творчества.
В современном образовании трудовому воспитанию уделяется недостаточно внимания, в результате дети ленивы, не умеют ценить чужой труд. В сельской местности ребятам приходится работать в огороде, чистить снег, ухаживать за домашними животными, поддерживать порядок в доме, но при этом элементарные трудовые навыки все же привиты не всем.
Часть родителей освобождают детей от домашних дел, поэтому психологическая готовность к труду есть не у всех сельских ребят. Нравственная ценность труда в обществе недооценивается, особенно молодыми, у которых материальные потребности и претензии возросли, но их удовлетворение не связано с личным трудом. Отрицательную роль играет и то, что в наше время привлечение детей к общественно полезному труду является спорным вопросом, так как использование детского труда регулируется Конституцией.
Для успешного решения названных проблем за годы работы в Муезерском районном доме детского творчества сложилась система трудового воспитания, включающая природоохранную работу, декоративно-прикладное и техническое творчество, детское самоуправлениее, туристскую подготовку, патриотическую работу, межведомственное взаимодействие, профессиональную ориентацию детей.
Опишем подробнее работу по каждому направлению.
Природоохранная деятельность детей
Особенности проживания в сельской местности позволяют эффективно организовать работу по вовлечению детей в общественно полезную деятельность по охране природы. Вне зависимости от направленности образовательных программ все педагоги МРДДТ уделяют ей пристальное внимание.
Панорама экологических дел, связанных с трудовым участием детей, включает:
- Очистку муравейников от мусора и их ограждение.
- Выращивание саженцев ели.
- Посадку деревьев.
- Уборку мусора.
- Изготовление кормушек и скворечников для птиц.
- Подкармливание птиц в зимний и весенний периоды.
- Проведение акций «Чистые берега», «Чистая поляна», «Посади дерево», «День посадки леса», «Дни наблюдений птиц».
- Помощь в прополке саженцев елок на питомнике лесхоза.
- Изготовление изделий из бросовых материалов.
Выполняя такую работу, дети видят результат своего труда и его реальное значение для окружающей среды.
Декоративно-прикладное и техническое творчество
Ребята создают своими руками игрушки, украшения, различные аксессуары, сувениры, картины, образцы интерьера, модели техники, макеты и все, что подскажет фантазия.
Регулярно проводимые выставки изделий позволяют детям почувствовать свою успешность, что в свою очередь вызывает положительное эмоциональное отношение к труду. Этому способствует и результативное участие наших ребят в многочисленных конкурсах международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней.
Детское самоуправление
Многие нынешние подростки не имеют выхода на серьёзные общественные дела, и это мешает реализации их стремления к самоутверждению и самосовершенствованию. Для становления и развития активной жизненной позиции детей в МРДДТ созданы условия для ученического самоуправления. Особое место занимает организация коллективной творческой деятельности, включающей проведение различных мероприятий, в которых дети становятся инициаторами проведения, ведущими, актерами, фотографами, режиссерами.
Традиционным для учреждения является многодневное мероприятие «Неделя самоуправления», в рамках которой проходят выборы директора, ребята сами проводят занятия и игры, завуч-дублер проверяет конспекты и посещает занятия, на итоговом педсовете анализируются результаты общего дела. Дети приобретают опыт выстраивания взаимоотношений, отстаивания своих интересов и осознания обязанностей, а также учатся самостоятельно планировать работу, определять способы ее выполнения, контролировать ее ход. «Неделя самоуправления» наполнена трудом и игрой, творчеством и товариществом, преодолением страхов и радостью жизни.
Туристская подготовка
В силу своей специфики туристическое направление также наполнено трудовым содержанием, которое заключается в формировании умений и навыков самообслуживания и полезной обществу деятельности. Во время походов расчищаются участки леса и рек, устраиваются кормушки и домики для птиц, оборудуются места для стоянок, площадки для занятий по технике спортивного туризма, охраняются природные и культурные объекты.
Ребята умеют преодолевать препятствия и ориентироваться, ставить лагерь, готовить пищу, ремонтировать снаряжение, чинить одежду, правильно пользоваться инструментами. Юные туристы не только усваивают экономные приемы бытового труда, но и проявляют согласованность совместных действий в работе. Получая трудовую закалку, ребята укрепляют здоровье и приобретают физическую выносливость.
Межведомственное взаимодействие
Это взаимодействие включает детей в социальную практику и формирует мотивацию к труду. В интерактивных формах ребята знакомятся с широким спектром профессий, что способствует их интеграции в современное гражданское общество.
МУЕЗЕРСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА | МЧС, ГИБДД: мероприятия по формированию умений и навыков по действиям в ЧС | |
Инспекция маломерных судов: совместные мероприятия по очистке и охране водоемов, трудовые десанты | ||
Военный комиссариат: мероприятия по подготовке к службе в армии | ||
Отделение реабилитации Центра социального обслуживания населения: проведение силами воспитанников Дома творчества досуговых, оздоровительных и познавательных мероприятий для детей с ОВЗ | ||
Дом культуры: возможность представления результатов труда широкой аудитории поселка (выставки, смотры, концерты) | ||
Социальный приют: проведение силами воспитанников Дома творчества досуговых, оздоровительных и познавательных мероприятий для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | ||
Совет ветеранов: праздничные концерты для пожилых людей | ||
Лесничество: природоохранная работа на лесопитомнике | ||
Охотничье хозяйство: биотехнические мероприятия по устройству подкормочных площадок | ||
Образовательные учреждения: проведение силами воспитанников Дома творчества занятий, игр, акций, концертов, спектаклей, соревнований |
Профессиональная подготовка
Связывая обучение и труд, педагоги учат воспитанников делу, которое может в будущем стать их работой. Ребята, освоившие программу по туризму, обладают навыками, необходимыми для получения профессии в сфере промышленного альпинизма, могут стать экскурсоводами, инструкторами, спасателями, тренерами, а также получить образование в области экологии и гостиничного бизнеса. Начальные профессиональные знания в области декоративно-прикладного и технического творчества дают возможность широкого выбора профессий, среди которых швея, модельер, архитектор, оформитель, дизайнер одежды, мягкой игрушки и текстильных сувениров. Техническое творчество помогает ребятам найти себя в области рационализаторства и изобретательства, они могут стать столярами, слесарями, плотниками, сварщиками. Акцент ставится на многофункциональности сфер деятельности, в связи с тем, что такие специалисты всегда востребованы на рынке труда.
На собственном примере педагоги МРДДТ демонстрируют воспитанникам профессионализм и преданность главному делу своей жизни, поэтому ребята также могут стать учителями, воспитателями, хореографами, режиссерами, актерами, музыкантами.
Трудовая подготовка является средством социальной защиты молодежи, помогая вчерашним школьникам войти во взрослую жизнь.
Организация трудового воспитания в МРДДТ дает свои результаты. Это устойчивый рост индивидуальных коллективных дел с трудовым участием детей, рост числа воспитанников, ориентированных на выбор профессии, связанной со знаниями, полученными в Доме детского творчества, победы в конкурсах разных уровней, и получение ребятами спортивных туристических разрядов и удостоверений инструкторов, рост числа инициативных воспитанников, участвующих в детском самоуправлении. Общий результат – формирование у ребят положительного отношения к труду.
Педагоги Муезерского районного Дома детского творчества учат своих воспитанников понимать пользу и необходимость труда, видеть в нем радость, работать с удовольствием. Педагогический коллектив верит, что будущее России связано с людьми знающими, умелыми и трудолюбивыми, сильными высоким нравственным духом, патриотами своего Отечества.
Приложение. Трудовая включенность детей в различные сферы деятельности Муезерского районного Дома детского творчества
Сферы трудового воспитания | Название мероприятий | Роли участников (по возрастам) | ||
Дошкольники и младший школьный возраст | Средний школьный возраст | Старший школьный возраст | ||
Природоохранная работа | Акции, биотехнические мероприятия | Исполнители | Организаторы, исполнители | Инициаторы проведения, ответственные организаторы, исполнители |
Декоративно-прикладное и техническое творчество | Освоение ремесел, технологий, приемов, участие в выставках, конкурсах | Целевая аудитория | Целевая аудитория, помощники педагога | Целевая аудитория, помощники педагога, инструкторы, мастера |
Детское самоуправление | «Неделя самоуправления» | Целевая аудитория | Педагоги-дублеры, целевая аудитория | Организаторы проведения, педагоги-дублеры, целевая аудитория |
Досуговые мероприятия | Зрители, участники, артисты | Участники, артисты, зрители | Организаторы, ведущие, артисты, участники, зрители | |
Туристская подготовка | Походы, соревнования, экскурсии, природоохранные мероприятия | Участники, исполнители | Инициаторы проведения, исполнители, участники | Инициаторы проведения, ответственные организаторы, инструкторы, экскурсоводы, исполнители, участники |
Патриотическая работа | Игры, акции, участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях | Участники | Исполнители, участники | Инициаторы проведения, ответственные организаторы, судьи, члены жюри, инструкторы, исполнители, участники |
Межведомственное взаимодействие | Мероприятия, акции, конкурсы, соревнования, игры | Участники, целевая аудитория | Исполнители, ведущие, артисты, участники | Инициаторы проведения, ответственные организаторы, члены жюри, артисты, ведущие, исполнители, участники |
Список использованной литературы:
- Болотина Л.Р., Баранов С.П., Семушкина Л.Г. Педагогика – М.: Просвещение, 1987 – 288с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики. //Педагогика – 1993 — №1 — с.72-75 – 98с.
- Макаренко А.С. Цель – воспитание: Сочинения, Т.5. — М.: Просвещение, С.353
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988.
Об авторах: Серебренникова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Бахарева Наталья Геннадьевна, методист, первая квалификационная категория, Муезерский районный дом детского творчества.