Интернет-журнал «Лицей»

Зона ближайшего развития-3

Методист  —  это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение.  Основная  составляющая его деятельности заключается в организации и реализации такой помощи. 

Консультативно-методическая помощь

 

Аннотация

Этот материал поможет методисту дополнительного образования найти новые направления организации методической помощи педагогам. Сделанная автором подборка приемов консультирования будет полезна также школьным заместителям директоров по УВР и методистам дошкольных учреждений.

Методическая помощьэто оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы дополнительного образования детей школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Консультативная деятельность методиста –   одно из важнейших направлений работы, она напрямую касается повышения профессионального мастерства педагогов учреждения и социума. Методист может дать консультации по заранее запланированным темам, а также  подготовить методический материал по запросам.  Это могут быть подготовленные тематические папки, сборники рекомендаций по конкретному вопросу и, наконец, живое общение с педагогом.

Давайте разберёмся,  какие виды консультаций можно, а главное,  нужно предложить педагогам?

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистом  заранее и вносятся в перспективное планирование (см. перспективный план, п.2 раздел Консультационно-методическая помощь)  Возможно проведение цикла тематических консультаций в начале учебного года для различных категорий педагогических кадров. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Приведу пример нетрадиционного вида тематической консультации: консультацию проводит не методист или руководитель отдела, а педагог,  да, да, именно педагог! Подойдет любая актуальная тема,  например, «Формы и методы контроля на занятии в образовательном объединении». Проведение консультации  можно предложить либо наиболее опытному и компетентному в данном вопросе педагогу, либо, наоборот, тому, кто испытывает трудности  в  этой области. Во втором  варианте в процессе подготовки к консультации педагог изучает подобранную методистом литературу, выясняет трудные вопросы темы. Он начинает апробировать на практике изученные методы и приемы и потом уверенно проводит консультацию для  коллег. Таким образом, решая свою собственную профессиональную проблему, педагог параллельно консультирует своих коллег. Так работает обратная связь, т.е. активное включение педагогов в воспроизведение, изучение и закрепление материала.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности. Она  даёт возможность получить нужную информацию по очередным повседневным вопросам, возникающим в практике воспитательной работы.  Для  проведения текущих консультаций методисту целесообразно в плане работы выделить специальное время (см. перспективный план, п.3 раздел Консультационно-методическая помощь).

Текущая консультация возникает, в основном, по итогам посещений учебных занятий методистом, при выявлении проблем или затруднений, либо по вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их  деятельности.

Оперативная консультация проводится по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных мероприятий. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи. Оперативные консультации, как правило, не планируются, они могут проводиться по инициативе методиста (например, как реакция методиста на замеченную во время посещения занятий ошибку в организации образовательного или воспитательного процесса, конкретных дел).

Примером может быть оперативное консультирование педагога в процессе подготовки  к конкурсу или аттестации по следующим вопросам: как писать самоанализ педагогической деятельности, что должно быть отражено в его содержании, как он может быть связан с темой конкурса, каким языком должен быть написан и т.д. Здесь для проведения консультации можно подключать психолога с целью формирования у педагога умений работать с аудиторией, проявляя свои коммуникативные навыки при публичном выступлении, умений быстро адаптироваться к новой для педагога конкурсной ситуации, быстро устанавливать контакт с коллегами и детьми.

Интересные виды консультаций приводит Т.А. Дужик, старший воспитатель МОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина» (г. Прохладный) в статье «Использование различных форм методической работы с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий» (http://uo-prohladny.narod.ru/novosti/logoped/opit.htm )

Консультация-практикум  предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно, например, подготовить наглядное пособие или диагностический материал, провести игру, разработать конспект занятия и т.д.).

Такой вид консультации можно провести, например, с цельюформирования ИКТ- компетенций педагога по таким темам, как сервисы и ресурсы Интернета: основы  поиска и отбора информации; телекоммуникационные проекты — поддержка работы учащихся средствами ИНТЕРНЕТА;  проектирование и создание электронных учебных материалов.

Консультация-тренинг —  устное изложение материала сочетается свыполнением  упражнений, направленных на развитие, формирование,  коррекцию у педагога необходимых  профессиональных  качеств. Такие консультации могут проводиться по  по  развитию коммуникативных навыков, по  созданию благоприятной развивающей среды, эмоционального комфорта, снятия напряжения и стрессов и др.

Консультация-инструктаж. Чтобы определить, способству­ет ли консультация повыше­нию квалификации, насколько педагоги понимают обсуждае­мую проблему, используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестиро­вание, или экспресс-опрос. Для этого наиболее подходит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, от­вет и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка. Педагог, выполнивший правильно все  задания, получает  допуск  к  новому оборудованию, использованию новых компьютерных программ в работе с детьми и т.п.

И снова о перспективном планировании.  После приобретения  определённого опыта методической работы  вы вдруг обнаружите, что в вашем учреждении, оказывается, существуют категории работников, которые нуждаются в особой помощи методиста и тогда ваше перспективное планирование однозначно должно расшириться.

Мы приводим пример плана, предложенный  Н.В. Немовой в книге «Методическая служба в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007:

 

Категории работников, нуждающихся в метод помощи

Особенности планирования

Молодые специалисты

·     организация обучения у опытных педагогов;

·     организация  посещения учебных занятий;

·     помощь в разработке программно-методического обеспечения ОП;

·     организация обучающих семинаров;

·     создание благоприятных условий для активного включения в деятельность ОУ;

·     другое

Вновь пришедшие специалисты

·     знакомство с целями и задачи деятельности ОУ;

·     изучение уровня мастерства, достигнутого педагогом;

·     выявление профпроблем и разработка программ профроста;

·     другое

Участники инновационных процессов

·     прогнозирование проблем, которые могут быть решены в ходе применения новых технологий, и прогнозируемые результаты;

·     помощь в изучении теории, на которую опирается данная образовательная технология;

·     другое

Немаловажное значение во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования имеют индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность методиста, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития: психологического тренинга, индивидуальных бесед, решений педагогических ситуаций, коучинг и др.

В завершение данной статьи хочется обратить внимание на примерные проблемы, которые могут возникнуть в ходе различного рода консультирования:

— отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении;
— ожидание педагогов готовых рецептов решения проблем;
— отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации;
— собственная инерция педагогов;
— недостаточный уровень оперативного информирования по вопросам методической деятельности и педагогического анализа;
— недостаточный уровень подготовки методистов, отсутствие специальной базовой подготовки методиста.

В следующей части практических советов — создание методической продукции.

До встречи!

Об авторе:  Жилина Елена Евгеньевна, зав. отделом базовых программ ГБОУ РК ДОД РЦРТДиЮ «Ровесник».

Exit mobile version