Методист — это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение. Основная составляющая его деятельности заключается в организации и реализации такой помощи.
Консультативно-методическая помощь
Аннотация
Этот материал поможет методисту дополнительного образования найти новые направления организации методической помощи педагогам. Сделанная автором подборка приемов консультирования будет полезна также школьным заместителям директоров по УВР и методистам дошкольных учреждений.
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы дополнительного образования детей школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.
Консультативная деятельность методиста – одно из важнейших направлений работы, она напрямую касается повышения профессионального мастерства педагогов учреждения и социума. Методист может дать консультации по заранее запланированным темам, а также подготовить методический материал по запросам. Это могут быть подготовленные тематические папки, сборники рекомендаций по конкретному вопросу и, наконец, живое общение с педагогом.
Давайте разберёмся, какие виды консультаций можно, а главное, нужно предложить педагогам?
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистом заранее и вносятся в перспективное планирование (см. перспективный план, п.2 раздел Консультационно-методическая помощь) Возможно проведение цикла тематических консультаций в начале учебного года для различных категорий педагогических кадров. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Приведу пример нетрадиционного вида тематической консультации: консультацию проводит не методист или руководитель отдела, а педагог, да, да, именно педагог! Подойдет любая актуальная тема, например, «Формы и методы контроля на занятии в образовательном объединении». Проведение консультации можно предложить либо наиболее опытному и компетентному в данном вопросе педагогу, либо, наоборот, тому, кто испытывает трудности в этой области. Во втором варианте в процессе подготовки к консультации педагог изучает подобранную методистом литературу, выясняет трудные вопросы темы. Он начинает апробировать на практике изученные методы и приемы и потом уверенно проводит консультацию для коллег. Таким образом, решая свою собственную профессиональную проблему, педагог параллельно консультирует своих коллег. Так работает обратная связь, т.е. активное включение педагогов в воспроизведение, изучение и закрепление материала.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности. Она даёт возможность получить нужную информацию по очередным повседневным вопросам, возникающим в практике воспитательной работы. Для проведения текущих консультаций методисту целесообразно в плане работы выделить специальное время (см. перспективный план, п.3 раздел Консультационно-методическая помощь).
Текущая консультация возникает, в основном, по итогам посещений учебных занятий методистом, при выявлении проблем или затруднений, либо по вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их деятельности.
Оперативная консультация проводится по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных мероприятий. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи. Оперативные консультации, как правило, не планируются, они могут проводиться по инициативе методиста (например, как реакция методиста на замеченную во время посещения занятий ошибку в организации образовательного или воспитательного процесса, конкретных дел).
Примером может быть оперативное консультирование педагога в процессе подготовки к конкурсу или аттестации по следующим вопросам: как писать самоанализ педагогической деятельности, что должно быть отражено в его содержании, как он может быть связан с темой конкурса, каким языком должен быть написан и т.д. Здесь для проведения консультации можно подключать психолога с целью формирования у педагога умений работать с аудиторией, проявляя свои коммуникативные навыки при публичном выступлении, умений быстро адаптироваться к новой для педагога конкурсной ситуации, быстро устанавливать контакт с коллегами и детьми.
Интересные виды консультаций приводит Т.А. Дужик, старший воспитатель МОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина» (г. Прохладный) в статье «Использование различных форм методической работы с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий» (http://uo-prohladny.narod.ru/novosti/logoped/opit.htm )
Консультация-практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно, например, подготовить наглядное пособие или диагностический материал, провести игру, разработать конспект занятия и т.д.).
Такой вид консультации можно провести, например, с цельюформирования ИКТ- компетенций педагога по таким темам, как сервисы и ресурсы Интернета: основы поиска и отбора информации; телекоммуникационные проекты — поддержка работы учащихся средствами ИНТЕРНЕТА; проектирование и создание электронных учебных материалов.
Консультация-тренинг — устное изложение материала сочетается свыполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у педагога необходимых профессиональных качеств. Такие консультации могут проводиться по по развитию коммуникативных навыков, по созданию благоприятной развивающей среды, эмоционального комфорта, снятия напряжения и стрессов и др.
Консультация-инструктаж. Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему, используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее подходит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка. Педагог, выполнивший правильно все задания, получает допуск к новому оборудованию, использованию новых компьютерных программ в работе с детьми и т.п.
И снова о перспективном планировании. После приобретения определённого опыта методической работы вы вдруг обнаружите, что в вашем учреждении, оказывается, существуют категории работников, которые нуждаются в особой помощи методиста и тогда ваше перспективное планирование однозначно должно расшириться.
Мы приводим пример плана, предложенный Н.В. Немовой в книге «Методическая служба в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007:
Категории работников, нуждающихся в метод помощи | Особенности планирования |
Молодые специалисты | · организация обучения у опытных педагогов; · организация посещения учебных занятий; · помощь в разработке программно-методического обеспечения ОП; · организация обучающих семинаров; · создание благоприятных условий для активного включения в деятельность ОУ; · другое |
Вновь пришедшие специалисты | · знакомство с целями и задачи деятельности ОУ; · изучение уровня мастерства, достигнутого педагогом; · выявление профпроблем и разработка программ профроста; · другое |
Участники инновационных процессов | · прогнозирование проблем, которые могут быть решены в ходе применения новых технологий, и прогнозируемые результаты; · помощь в изучении теории, на которую опирается данная образовательная технология; · другое |
Немаловажное значение во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования имеют индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность методиста, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития: психологического тренинга, индивидуальных бесед, решений педагогических ситуаций, коучинг и др.
В завершение данной статьи хочется обратить внимание на примерные проблемы, которые могут возникнуть в ходе различного рода консультирования:
— отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении;
— ожидание педагогов готовых рецептов решения проблем;
— отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации;
— собственная инерция педагогов;
— недостаточный уровень оперативного информирования по вопросам методической деятельности и педагогического анализа;
— недостаточный уровень подготовки методистов, отсутствие специальной базовой подготовки методиста.
В следующей части практических советов — создание методической продукции.
До встречи!
Об авторе: Жилина Елена Евгеньевна, зав. отделом базовых программ ГБОУ РК ДОД РЦРТДиЮ «Ровесник».