в помощь методисту

Зона ближайшего развития-1

Новый стандарт ориентирует нас на поддержку и развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Дополнительное образование, которое мы привыкли воспринимать как  «золушку»  педагогики, получило шанс занять почетное место принцессы. Желая ему в этом помочь, мы начинаем серию публикаций в помощь педагогам и методистам допобразования.

 Советы начинающему методисту дополнительного образования

 Аннотация

Этот материал поможет методистам дополнительного образования спланировать свою работу. Он также будем полезен заместителям директоров по УВР общеобразовательных школ, которые реализуют дополнительную образовательную деятельность в условиях новых ФГОС.

 

Всё, что я хотел бы узнать — это яблоня.
Всё, что я знаю, это ветвь яблони.
Всё, что я могу преподать ученикам — это яблоко.
Всё, что остаётся в них — это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня.
ЭРВЕ БАЗЕН

 

Дополнительное образование детей одна из важных и значимых составляющих развития образования. Оно позволяет ребёнку или подростку сделать самое главное приобретение на будущее — веру в себя и свои силы, чувство собственного достоинства, активную жизненную позицию. История имеет достаточно примеров, подтверждающих подобное утверждение. Сколько достойных, уважаемых страной людей вышло из стен детских центров, спортивных школ, станций технического творчества.

В последние годы Интернет и печатные издания предоставляют много материалов по организации и реализации данного направления образовательной деятельности. Если года два-три назад допобразование детей рассматривалось как «зона ближайшего развития» образования, то с введением нового образовательного стандарта в школы этот момент, на наш взгляд, уже наступил. Дополнительное образование должно приобрести более чёткие ориентиры, структуру и содержание в современном образовательном поле.

В настоящее время ориентир развития данной деятельности направлен на организацию структурных подразделений непосредственно в школе. На наш взгляд, это не очень продуктивная позиция. Существуют учреждения дополнительного образования детей (УДОД), имеющие определённую материально-техническую базу, богатый опыт работы с детьми и подростками, прекрасный резерв педагогов дополнительного образования — специалистов в той или иной области деятельности. В учреждениях этого типа отработаны нетрадиционные педагогические технологии и формы, позволяющие организовать развитие ребёнка через практико-ориентированную деятельность. Другое дело, что ещё недостаточно обобщён сам опыт работы таких учреждений. Они (учреждения) на сегодняшний день имеют ещё довольно слабый методический потенциал. Такая ситуация объясняется рядом причин:

• зачастую УДОД используют ставку методиста как часть дополнительной ставки для педагога дополнительного образования, методическая работа в учреждении, по сути, не проводится;
• молодёжь, приходящая в дополнительное образование из педагогических учреждений, не владеет достаточной компетенцией и опытом организации деятельности в вопросах методической работы;
• многим педагогическим работникам УДОД не хватает профессиональных педагогических знаний;
• и … просто не хватает опытных методистов.

Желание исправить сложившуюся ситуацию побудило нас к созданию данного методического пособия, в котором мы попытаемся раскрыть некоторые «секреты» организации и реализации деятельности методиста учреждения дополнительного образования.

Материал разбит на части. В этом выпуске мы представляем первую часть, посвященную целям методической работы и вопросам ее планирования.

Часть 1 Планирование

Начнём с определения. Методическая деятельностьэто целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге — на повышение качества образовательно-воспитательного процесса, роста уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Методической деятельностью, конечно, должен заниматься и педагог дополнительного образования (разговор об этом будет темой отдельного выпуска).

Однако в УДОД существует должность методиста. Наш разговор о данной должности. В обязанности методиста входит не только подбор литературы для педагогов дополнительного образования или реализации образовательной программы, как это принято понимать в учреждениях УДОД. В большей мере это деятельность по созданию условий развития самого педагога в плане его педагогических компетенций. Это анализ методов работы педагогов учреждения, обобщение их опыта, пропаганда и внедрение наиболее эффективных и значимых педагогических инструментов в образовательно-воспитательный процесс.

Поэтому в первую очередь лучше всего свою должностную деятельность начинать со следующих видов деятельности:

• мониторинга педагогического коллектива (имеется в виду коллектив педагогов допобразования);
• изучения содержания и состояния образовательных программ учреждения;
• изучения методов и форм реализации воспитательной деятельности, используемых учреждением.

Естественно не забудьте об уставе учреждения и своих должностных обязанностях и функциях.

В начале любой деятельности очень важна система в работе (тем более, для начинающего методиста), поэтому на втором месте стоит этап планирования работы. Планирование делится на текущее и перспективное.

Понятно, что текущий план – это  перечень   выполнения предложенных или возложенных на вас  функций, с указанием срока исполнения в соответствии с деятельностью учреждения.  Обычно  он  составляется в свободной форме на определённое время – день,  неделю, месяц, квартал и т.д .  Не все образовательные учреждения требуют составления такого плана. Приучите себя к нему, и  вам легче будет организовывать работу.  Используя метод планирования дел,  вы научитесь выявлять  первостепенные,   вовремя  реагировать на  исполнение  поручений  вышестоящего начальника.

На первых порах распишите в нём, что и в какой  последовательности нужно сделать, чтобы  за кратчайший срок (без ущерба своему здоровью и личному времени)  войти в «курс дела».

В дальнейшем ваш  текущий план будет напрямую зависеть   от перспективного  (о нем речь пойдет ниже).

Текущий план может выглядеть так, как показано в таблице 1.

 Таблица 1. Пример формы текущего планирования
План  на сентябрь  200_ г.
ФИО методиста       _________________
Направление:  Художественно-эстетическое

№ п/п Содержание работы Дата проведенияОтметка о выполнении

А вот перспективное планирование дело серьёзное и ответственное. От грамотного подхода к нему зависит создание условий развития педагога в плане его педагогических компетенций, имидж учреждения в образовательном пространстве. Прибавьте к этому ваш авторитет у коллег и администрации. Говорят, «Первую половину жизни вы работаете на АВТОРИТЕТ, а вторую — ОН на вас».

Перспективный план – это миниатюра  программы развития  методической деятельности учреждения, первой «скрипкой»,  в которой являетесь вы.   Составляя его,   вы  должны «видеть» желаемый  результат и временной отрезок   деятельности, за который этого результата можно добиться,  а главное – какие  механизмы использовать.  Основная цель  перспективного плана – хорошо подуманная стратегия развития.   Перспективный план может быть разработан на год   или более длительный срок. Начинать легче всего с годичного (учебный год).  При его  разработке  нужно учесть  объём предоставляемой учреждением услуги по дополнительному образованию детей (количество образовательных направленностей и рабочих программ).

В связи с этим предложенные выше первоочередные  вопросы могут занять по времени не один месяц. Разбейте их изучение либо по направленностям,  либо по значимости!

Получение желаемого результата   зависит не от количества предусмотренной  перспективным планом  работы  (большого перечня видов и форм  деятельности),  а от  качества и своевременности их  исполнения.

Таблица 2. Пример формы перспективного планирования

Формы и содержание работы Нормативы СрокиФорма проведения Отметка о выполнении

В таком плане желательно отразить следующие вопросы:

•    координационная деятельность методиста (вопросы, связанные с  выбором  форм  взаимодействия  с другими категориями педагогических работников и влияния этого взаимодействия на развитие  учреждения) ;
•    консультативно-методическая помощь (значение и формы помощи, примерные проблемы индивидуального консультирования);
•    создание методической продукции (понятие методической продукции; методические рекомендации по созданию такой продукции);
•    организация методического обучения педагогов (виды и формы);
•    аналитическая деятельность ( виды и формы обобщения опыта работы педагогов, изучения педагогического «почерка»);
•    повышение личного профессионального мастерства ( самообразование и выбор программ повышения квалификации).

Предлагаем вам в качестве примера годовой перспективный план работы методиста учебно-воститательной деятельности ГБОУ РЦРТДиЮ «Ровесник» (приложение 1)

Ну, вот с планированием разобрались! В следующем выпуске мы поговорим подробнее о координационной деятельности методиста.
До встречи!

Приложение. Примерный перспективный план работы методиста по учебно-воспитательной деятельности ГБОУ РЦРДТиЮ «Ровесник».

 п./п.

 

Формы и содержание работы

 

Нормативы

 

Сроки

 

Место проведения

 

Примечание

Координационная   деятельность

1

изучение   образовательных программ  учреждения:

— Художественно-эстетической и т.д.

2 — 3  прогр. в нед.

В течение

месяца

Пр. АВТ. После окончания изучения этот пункт  может быть  исключён

2

Проведение заседаний методического объединения отдела

1 раз в мес.

2- я среда мес.

Кабинет руководителя  отдела

3

Работа по подбору профессионального и методического материала для педагогов.

1 раз в мес.

1-я пятница мес.

Библиотека.

ИПКРО  РК

по запросам педагогов

4

Подготовка методических материалов к организации выпуска обучающихся

1 раз в год

согласно приказу по учреждению

5

Участие в совещаниях и собраниях

 ГБОУ  РЦРТД и Ю «Ровесник»

согласно плану работы учреждения

 Консультационно-методическая помощь

1

 Коррекция и подготовка к экспертизе новых образовательных программ

2 программы

август-сентябрь,

Кабинет руководителя отдела

2

Практическая помощь по доработке авторской программы педагогу доп. обр. Гуляевой А. А.

1 раз в нед.

вторник

Кабинет росписи по дереву

с 15.00 –16.00

3

Индивидуальное консультирование педагогов  по созданию учебно — методического обеспечения образовательных программ

2 раза в нед.

понедельник,

вторник

Кабинет руководителя отдела

пн.

с15.00-16.00

вт.

16.00 – 17.00

4

 Разработка методических рекомендаций по созданию  УМК программ  декоративно-прикладной  направленности.

март

Кабинет руководителя отдела

Методическая  продукция

1

Разработка методического сопровождения к Республиканской молодежной выставке декоративно-прикладного творчества

сентябрь

2

Разработка методического сопровождения к Республиканскому бизнес-семинару

октябрь

3

 Разработка методического сопровождения к семинару-практикуму педагогов доп. обр.

2 раза в год

ноябрь, апрель

4

Разработка методического сопровождения к Рождественской ярмарке-продаже изделий народного творчества

декабрь

5

 Подготовка сборника  образовательных программ (или методических материалов) художественно-прикладного направления

декабрь — январь

6

 Разработка методического сопровождения (на основании данных мониторинга) по организации обучения  на следующий уч. год.

май — июнь

Методическое обучение

1

Проведение семинара-практикума  для педагогов доп. обр.РК декоративно-прикладной направленности (І этап).

ноябрь

г. Петрозаводск,

ГБОУ

РЦРТ ДиЮ «Ровесник»

2

 Организация цикла практических занятий по методике проведения занятий (мастер — классы)

6 мастер — классов

февраль  – май,

3

Семинар-практикум  для педагогов доп. обр. РК декоративно-прикладной направленности (ІІ этап).

апрель

г. Сегежа

Аналитическая деятельность

1

Посещение занятий педагогов

2раза в мес.

согласно  графика

график прилагается

2

Обобщение педагогического опыта пед. доп. обр. Гуляевой А.А.

в течение учебного года

Повышение профессионального мастерства

1

Курсы повышения квалификации «Воспитание в системе  образования»

 март

г. Петрозаводск,

ИПКРО РК

 

  Об авторе:

Князева Антонина Павловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ ДОД РЦРТДиЮ «Ровесник»