Интегрирующая роль курса информатики в содержании начального общего образования
Многообразие содержательных линий делает информатику не только комплексной, но и межпредметной дисциплиной. Фактически каждый школьный предмет в той или иной степени оказывается связанным с ней каким-либо видом межпредметной связи.
Аннотация
Учителям начальных классов и информатики эта статья поможет установить межпредметные связи при создании дидактического материала и проектировании урока. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе сможет воспользоваться этим материалом при разработке программы формирования универсальных учебных действий для учащихся начальной школы, т.к. не только ИКТ-компетентности, но и многие регулятивные и познавательные УУД получают свое развитие в курсе информатики.
В Стандарте по начальному общему образованию первого поколения информатика была представлена в предметной области «Технология» в качестве учебного модуля «Практика работы на компьютере», что существенно ограничивало значимость и содержание предмета, сводя его к технологическому аспекту. В Стандарте второго поколения информатика приобрела новый статус – теперь она включена в предметную область «Математика и информатика», однако, некоторые содержательные линии курса остались в предметной области «Технология», и информатика в начальной школе так и не приобрела необходимой цельности. Вместе с тем, как можно судить по авторским учебно-методическим комплектам по информатике и сложившемуся опыту преподавания предмета в школе, содержание пропедевтического курса отражает все (или почти все) содержательные линии базового курса информатики (см. табл. 1).
Целью проводимого нами исследования является рассмотрение интегрирующей роли начального курса информатики, которая, с нашей точки зрения, проявляется в следующем:
1. В наличии многообразных межпредметных связей информатики с другими дисциплинами, изучаемыми в начальной школе.
2. В ведущей роли начального курса информатики при формировании информационной культуры детей.
3. В общеобразовательном значении информатики в формировании операционного стиля мышления.
На интеграционный характер курса информатики указывают многие специалисты. Так, А.И. Бочкин рассматривает информатику как межпредметную дисциплину, считая, что решение даже внутренних ее проблем имеет значение и для других дисциплин (1, с. 8-9). Автор концепции раннего обучения информатике Ю.А. Первин подчеркивает фундаментальное, методологическое значение основных навыков операционного стиля мышления, формируемых в рамках курса информатики (3, с. 17).
В процессе исследования мы обнаружили несколько видов межпредметных связей информатики с другими предметами 1:
1) Информатика является источником межпредметной информации для других учебных предметов:
a) категории информатики (информация, алгоритм, модель) находят свое место в понятийной системе других учебных дисциплин;
b) В других предметах изучаются отдельные виды понятий информатики (ярким примером является изучение в математике одного вида информационных моделей – математических моделей).
2) Другие учебные дисциплины являются источниками межпредметной информации для информатики. Например, на лингвистические понятия языка, текста, абзаца, буквы в информатике опираются при изучении линий «Представление информации» и «Информационные технологии» (в теме «Обработка текстовой информации»)
3) При изучении различных содержательных линий информатики широко используется предметное содержание других учебных предметов, в частности, изучение понятия «алгоритм» нередко осуществляется на примере математических задач, а освоение информационных технологий (например, технологии обработки текстовой или графической информации) осуществляется на основе дидактического материала из области математики, русского языка, изобразительного искусства и других предметов.
Ниже приводятся примеры межпредметных связей информатики с другими предметами (табл. 1). В графах «Информатика» называются содержательные линии и изучаемые понятия информатики, а также научные определения понятий; в графе «Выдержки из программ ФГОС» представлены названия тем соответствующего учебного курса (кроме информатики) и цитаты из текста «Программ отдельных учебных предметов, курсов» Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.
Таблица 1. Межпредметные связи информатики с другими учебными предметами (на основе анализа программ ФГОС)
Информатика | Выдержки из программ ФГОС (примеры) | Учебный предмет | Вид связи | |
Содержательные линии | Понятия | |||
Информация и информационные процессы | Информация – это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающие в аппарате мышления человека после получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями (4, с. 85). | Виды речевой деятельности. «Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации». |
Русский язык | 1 |
Алгоритмы и исполнители | Алгоритм — это понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи (2, с. 368). | Арифметические действия. «Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел». |
Математика | 1 |
Базовые алгоритмические структуры. Линейный алгоритм, цикл с заранее заданным числом повторений | Геометрические фигуры. Изображение геометрических фигур:…квадрат, окружность, круг. | Математика | 3 | |
Ветвление | Арифметические действия. Деление с остатком. | |||
Информационные технологии | Текстовый реактор | Систематический курс. Текст. Признаки текста… Последовательность частей текста (абзацев). |
Русский язык | 2 |
Формализация и моделирование | Модель | Художественное конструирование и дизайн. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека». | Искусство | 1 |
Человек и природа. Глобус как модель Земли. |
Окружающий мир |
Очевидно, что все школьные дисциплины в той или иной степени способствуют формированию информационной культуры младших школьников, однако именно информатика ставит целью формирование у детей представлений об информационной картине мира и умений грамотно работать с информацией. В процессе обучения информатике учащиеся должны усвоить общие закономерности осуществления информационных процессов, приобрести начальные умения в области хранения и поиска информации в различных информационно-поисковых системах, передачи и кодирования информации.
Операционный стиль мышления, с точки зрения Ю.А. Первина, связан с комплексом следующих умений: планировать структуру целенаправленных действий, строить информационные модели, организовывать поиск информации, инструментировать свою деятельность. Все эти умения имеют общекультурную, общеобразовательную ценность и нужны в современном информационном обществе каждому человеку. Ю.А. Первин считает, что из всех школьных дисциплин только информатика обладает системой понятий, которые позволяют в полном объеме сформировать эти умения (3, с.13-14).
Обучение информатике в начальной школе «по умолчанию» является развивающим, на что указывает комплекс направлений, содержащихся в начальном курсе информатики: теоретическое, практическое (компьютерное), алгоритмическое и исследовательское (3, с.42). Интеграционные связи информатики позволяют более полно реализовать цели развивающего обучения. В процессе изучения большинства тем курса учащимся приходится решать учебные задачи, многие из которых опираются на дидактический материал математики, русского языка, искусства и других предметов, сравнивать традиционные (ручные) и компьютерные технологии обработки текста и графической информации, решать информационно-поисковые задачи по различным дисциплинам.
Литература
1. Бочкин А.И.Методика преподавания информатики. Минск: Вышэйшая школа, 1998. 431 с.
2. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 624 с.
3. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 228 с.
4. Фридланд А.Я. Информатика. Процессы, системы, ресурсы. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. 232 с.