Интернет-журнал «Лицей»

Интегрирующая роль курса информатики в содержании начального образования

Интегрирующая роль курса информатики в содержании начального общего образования

Многообразие содержательных линий делает информатику не только комплексной,  но и межпредметной дисциплиной. Фактически каждый школьный предмет в той или иной степени оказывается связанным с ней каким-либо  видом межпредметной связи. 

Аннотация

Учителям начальных классов и информатики эта статья поможет установить межпредметные связи при создании дидактического материала и проектировании урока. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе сможет воспользоваться этим материалом при разработке программы формирования универсальных учебных действий для учащихся начальной школы, т.к. не только ИКТ-компетентности, но и многие регулятивные и познавательные УУД получают свое развитие в курсе информатики.

 

В Стандарте по начальному общему образованию первого поколения информатика была представлена в предметной области «Технология» в качестве учебного модуля «Практика работы на компьютере»,  что существенно ограничивало значимость и содержание предмета, сводя его к технологическому аспекту.  В Стандарте второго поколения информатика приобрела новый статус – теперь она включена в предметную область «Математика и информатика», однако, некоторые содержательные линии курса остались в предметной области «Технология»,  и информатика в начальной школе так и не приобрела необходимой цельности.  Вместе с тем, как можно судить по авторским учебно-методическим комплектам по информатике и сложившемуся опыту преподавания предмета в школе, содержание пропедевтического курса отражает все (или почти все) содержательные линии базового курса информатики (см. табл. 1).

Целью проводимого нами исследования является рассмотрение интегрирующей роли начального курса информатики,  которая, с нашей точки зрения,  проявляется в следующем:

1.    В наличии  многообразных межпредметных связей информатики с другими дисциплинами, изучаемыми в начальной школе.

2.    В ведущей роли начального курса информатики при формировании информационной культуры детей.

3.    В общеобразовательном значении  информатики в формировании операционного стиля мышления.

На интеграционный характер курса информатики указывают многие специалисты. Так, А.И. Бочкин рассматривает информатику как межпредметную дисциплину, считая, что решение даже внутренних ее проблем имеет значение и для других дисциплин (1, с. 8-9). Автор концепции раннего обучения информатике Ю.А. Первин подчеркивает фундаментальное, методологическое значение основных навыков операционного стиля мышления, формируемых в рамках курса информатики (3, с. 17).

В процессе исследования мы обнаружили несколько видов межпредметных связей информатики с другими предметами 1:

1)    Информатика является источником межпредметной информации  для других учебных предметов:

a)    категории информатики (информация, алгоритм, модель) находят свое место в понятийной системе других учебных дисциплин;

b)    В других предметах изучаются отдельные виды понятий информатики (ярким примером является изучение в математике одного вида информационных моделей – математических моделей).

2)    Другие учебные дисциплины являются источниками межпредметной информации для информатики. Например, на лингвистические понятия языка, текста, абзаца, буквы в информатике опираются при изучении линий «Представление информации» и «Информационные технологии» (в теме  «Обработка текстовой информации»)

3)    При изучении различных содержательных линий  информатики широко используется предметное содержание других учебных предметов, в частности, изучение понятия «алгоритм» нередко осуществляется на примере математических задач, а освоение информационных технологий (например, технологии обработки текстовой или графической информации) осуществляется на основе дидактического материала из области математики, русского языка, изобразительного искусства и других предметов.

4)    В процессе обучения всем учебным предметам сегодня широко используются средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Ниже приводятся примеры межпредметных связей информатики с другими предметами (табл. 1). В графах «Информатика»  называются содержательные линии и изучаемые понятия информатики, а также научные определения понятий; в графе «Выдержки из программ ФГОС» представлены названия тем соответствующего учебного курса (кроме информатики) и цитаты из текста «Программ отдельных учебных предметов, курсов»  Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

Таблица 1. Межпредметные связи информатики с другими учебными предметами (на основе анализа программ ФГОС)

 Информатика  Выдержки из программ ФГОС (примеры) Учебный предмет Вид связи
 Содержательные линии Понятия
 Информация и информационные процессы  Информация – это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающие в аппарате мышления человека после получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями (4, с. 85).  Виды речевой деятельности.
«Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации».
Русский язык  1
 Алгоритмы и исполнители Алгоритм — это понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи (2, с. 368).  Арифметические действия.
«Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел».
 Математика  1
 Базовые алгоритмические структуры. Линейный алгоритм, цикл с заранее заданным числом повторений  Геометрические фигуры. Изображение геометрических фигур:…квадрат, окружность, круг.  Математика  3
 Ветвление  Арифметические действия. Деление с остатком.
 Информационные технологии Текстовый реактор  Систематический курс.
Текст. Признаки текста…
Последовательность частей текста (абзацев).
 Русский язык 2
 Формализация и моделирование  Модель  Художественное конструирование и дизайн. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека».  Искусство  1
 Человек и природа.
Глобус как модель Земли.
 Окружающий мир

 

Очевидно, что все школьные дисциплины в той или иной степени способствуют формированию информационной культуры младших школьников, однако именно информатика ставит целью формирование у детей представлений об информационной картине мира и умений грамотно работать с информацией. В процессе обучения информатике учащиеся должны  усвоить общие закономерности осуществления информационных процессов,  приобрести начальные умения в области  хранения и поиска информации в различных информационно-поисковых системах,  передачи и кодирования информации.

Операционный стиль мышления, с точки зрения Ю.А. Первина, связан с комплексом следующих умений:  планировать структуру целенаправленных действий, строить информационные модели, организовывать поиск информации, инструментировать свою деятельность. Все эти умения имеют общекультурную, общеобразовательную ценность и нужны в современном информационном обществе каждому человеку.  Ю.А. Первин считает, что из всех школьных дисциплин только информатика обладает системой понятий, которые позволяют в полном объеме сформировать эти умения (3, с.13-14).

Обучение информатике в начальной школе «по умолчанию» является развивающим, на что указывает комплекс  направлений, содержащихся в начальном курсе информатики: теоретическое, практическое (компьютерное), алгоритмическое и исследовательское (3, с.42).  Интеграционные  связи  информатики позволяют более полно  реализовать цели развивающего обучения.  В процессе изучения большинства тем курса учащимся приходится решать учебные задачи, многие из которых опираются на дидактический материал математики, русского языка, искусства и других предметов, сравнивать традиционные (ручные) и компьютерные технологии обработки текста и графической информации, решать информационно-поисковые задачи по различным дисциплинам.

Литература

1.    Бочкин А.И.Методика преподавания информатики. Минск: Вышэйшая школа, 1998. 431 с.
2.    Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 624 с.
3.    Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 228 с.
4.    Фридланд А.Я. Информатика. Процессы, системы, ресурсы. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. 232 с.

 

1 Виды межпредметных связей математики и информатики описаны в статье:  Витухновская А.А., Марченко Т.С. Межпредметные связи математики и информатики в комплексной специализации «Математика и информатика в 1 – 6 классах» //Образование школьников и студентов в области окружающей среды: Материалы междунар.науч.-практ. конф. Петрозаводск: Изд-во КГПУ. 2008. С. 189 – 194.

 

 

Exit mobile version