Будут ли завтрашние дети читать книги или культура чтения уходит безвозвратно? Может быть, завтра место печатной продукции займут аудиокниги, научная литература окончательно перейдет на язык схем, таблиц, диаграмм и графиков, а познавательное чтение полностью вытеснит канал «Дискавери»? Двадцать лет назад эти вопросы не стояли так остро. Мы учили детей получать удовольствие от книги и верили, что умение читать необходимо для полноценной жизни.
Под чтением мы, конечно, понимали не просто умение складывать буквы в слова, но способность воспринимать и понимать прочитанное, искать и перерабатывать информацию, примеривать ситуацию на себя и оценивать ее с разных позиций. За процессом осознанного чтения стоит система мотивов, способностей, умений, которые делают ребенка учеником и личностью.
Так получилось, что в начальной школе у нас не было утвержденной программы по чтению (старые «традиционные» учебники не устраивали не только меня, но и других учителей начальной школы, а новые еще не поступили). По этой причине я чувствовала себя достаточно свободно в выборе текстов и способов работы с ними. Фрагментарно использовались и материалы из программы Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла»[1], и замечательная книга В. А. Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем»[2], и рекомендации С.Л. Рябцевой, активно применявшей театральную педагогику[3]. С первого класса под руководством филолога О.В. Алешиной работал театральный кружок, и это позволило нам театрализованно прочитать многие произведения Б. Заходера, Г. Остера, С. Маршака, С. Михалкова, Э. Успенского. Очень полезными оказались составленный Л. Стрельцовой сборник «Литература и фантазия»[4] и «Плакать погодим»[5] (составитель – С.И. Гин).
В детстве я достаточно рано начала читать взрослые книжки, в основном, русскую классику XIX века. Детскую литературу я открывала для себя вместе со своими учениками. Научившись читать более ни менее свободно, мы с энтузиазмом освоили «Школу Клоунов Э. Успенского», выполнив все предложенные там творческие задания. Удивительные сказки Астрид Линдгрен и Дж. Родари, поэзия Михалкова и Маршака, рассказы Бианки и Пришвина, неожиданно открытый Д. Телешов («Белая цапля» — многие видели мультфильм, поставленный по этой сказке), «Алиса» Л. Кэролла и в конце начальной школы «Маленький принц» Сент-Экзюпери… Я купалась в детской литературе, получая от нее не меньшее удовольствия, чем мои ученики.
Учебник мы открывали в основном чтобы прочитать фольклор, стихи русских классиков и сказки Пушкина. Остальное заменяли чтением книг. Интегрировали окружающий мир и литературу, читая познавательные книжки, из них доставая информацию. Собирая копилку образов, учились создавать собственные сравнения и метафоры. Искали в текстах приемы для новых творческих работ. На первый взгляд, вся эта работа выглядела бессистемной. Но рационального там было, на мой взгляд, все же больше, чем в традиционной программе по детской литературе. Мы учились читать разные тексты и работать с ними разными способами. Опишу подробнее различные задачи, которые мы пытались решать в рамках курса литературного чтения.
1) Во-первых, мы, конечно, учились понимать текст и запоминать его содержание. Достаточно рано я объяснила детям, что у текста, как у любой системы есть свое назначение (функция), т.е. писали его ДЛЯ ЧЕГО-ТО. И работу над произведением мы начинали с вопроса о том, с какой целью автор это написал? Какую идею хотел донести до читателя? Как надеялся изменить нас с помощью своего текста? Далее много работали над пониманием структуры текста. Начинали с простых сюжетов, которые фиксировали с помощью рисуночного плана – раскадровки. От известного задания снять по тексту кино раскадровка отличается тем, что сюжет зарисовывается схематично. Методика раскадровки, придуманная и описанная ТРИЗ-педагогом И.Н. Мурашковской[6], позволяет научить детей дробить сюжетную линию на крупные и более мелкие части, обращать внимание на действия героев, оценивать отношение героев к происходящему, фиксируя их на схематичном рисунке «плюсами» и «минусами». Кроме того, раскадровка позволяла разнообразить процесс чтения. Например, дети читали разные сказки и пересказывали их друг другу, пользуясь собственным рисуночным планом.
2) Работая с познавательными текстами, мы интегрировали курсы литературного чтения и окружающего мира. Главная задача здесь – добыть информацию. Этому я и старалась учить детей – доставать из текста наиболее важную информацию с наименьшими затратами и фиксировать ее в таком виде, чтобы можно было легко вспомнить именно то, что тебе необходимо. Сегодня многие педагоги владеют инструментами для представления и фиксации информации: кластерами, картами понятий, интеллект-картами и активно используют их в учебном процессе. В то время мы пытались искать способы отображения информации самостоятельно. Главным инструментом было созданием картотек (эта работа описана в разделе «Начальная школа: окружающий мир»).
3) Художественное чтение начинали с формирования умения доставать из текста образы. Когда-то в детстве самостоятельно осваивая науку чтения, я открыла для себя простую закономерность: неинтересно читать то, чего не можешь представить. Стратегия, сознательно сформированная в подростковом возрасте, осталась на всю жизнь. Я внимательно читала описание героя и рисовала в своем воображении более ни менее яркую картинку – портрет. И только когда портрет начинал самостоятельно жить – двигаться, действовать – продолжала чтение. Если портрета не было, читать было скучно. Свою стратегию я пыталась передать детям, поэтому курс литературного чтения прочно сросся с развитием речи. Умение строить свои образы помогало оценить то, что было создано большими писателями. Путь к анализу выразительных средств лежал через собственный опыт их создания. Мы строили свой мир образов, свое «Зазеркалье» (подробнее об этом рассказано в предыдущем разделе) – и благодаря этому учились понимать и ценить картины мира в художественных текстах.
4) Психологию мы тоже изучали на уроках литературного чтения – другого места и времени для самопознания в учебном процессе тогда не было, да и сейчас практически нет. Курировавшая нас с первого класса филолог Ольга Алешина любила повторять, что литература – предмет человековедческий. На практике у педагогов-филологов мне приходилось наблюдать разный подход к курсу литературы. Одни преподают его как вид искусства, другие как науку, уделяя большое внимание различным аспектам исследования текста, третьих (как нас с Ольгой) интересует в первую очередь Человек – его восприятие мира, переживания, мотивы, поступки. Главным инструментом в начальной школе был прием «Точка зрения»: мы учились видеть мир глазами разных героев (опыт использования приема «Точка зрения» описан в статье «От реальности к сказке«.
5) Конечно, курс литературы пронизывала работа с проблемами. Используя инструменты ТРИЗ, мы изучали, как герои решают свои творческие задачи и как действуют, когда найти решение не удается. Подробнее об этом я расскажу в следующей главе.
6) Наконец, важное место занимало у нас творческое чтение. Идея проста: найди в книге интересный прием и используй его для создания собственных образов, сюжетных ходов, выразительных средств. Вот, например, фрагмент из сказки «Чиполлино» Дж. Родари, где описывается Лук Порей. «…У него был густой чуб, спадающий на лоб, и длинные-предлинные усы[7].
— Из-за этих усов, – жаловался Лук Порей Чиполлино, – у меня немало неприятностей. Когда моя жена собирается сушить белье, она сажает меня на балкон, привязывает мои усы за кончики к двум гвоздям и вешает на них свои простыни, рубашки и чулки. А я должен сидеть на солнце до тех пор, пока белье не высохнет». Для нас это не просто забавная ситуация, а повод для сочинения на тему «Как использовать усы Лука Порея». А замечание о том, что сторож в зоопарке спал, подкладывая под щеку вместо подушки хобот слона, стало источником веселого тренинга, в ходе которого мы собрали немало идей о применении хобота.
Еще пример – фантазия Пэппи Длинный Чулок: «Однажды в Шанхае я видела китайца с такими большими ушами, что они служили ему пелериной. Вот хлынет, бывало, ливень, китаец прикроется ушами – и порядок: ему тепло и сухо. А когда во время дождя он встречал друзей и знакомых, он и их прикрывал своими ушами. Так они сидели и пели свои грустные песни, пока дождь не проходил. Звали этого китайца Хай Шанг. Поглядели бы вы, как он по утрам мчался на работу. Он всегда прилетал буквально в последнюю минуту, потому что любил поспать. Он выбегал на улицу, расставлял свои огромные уши, ветер надувал их, словно паруса, и гнал Хай Шанга с невероятной скоростью…». Для нас это тоже повод для творчества – рисуем комиксы на тему «Человек с очень-очень длинным носом…»… Подробно пример творческого чтения описан в статье «Читать или причитать».
7). Порой мы просто читали. Потому что есть вещи, о которых говорить не хочется, а хочется просто вместе помолчать. Так, я не смогла обсуждать с детьми «Мио, мой Мио» Астрид Лингрен. Мне кажется, у учителя должно остаться это право – промолчать, если чувствуем мы одинаково и этого по большому счету достаточно.
А иногда книга становилась поводом для серьезных вопросов к самим к себе. Не по тексту. По жизни. Но об этом речь пойдет дальше.
[1] Библиографические ссылки на учебные пособия Кудиной и Новлянской можно найти здесь: http://www.biblus.ru/Default.aspx?book=9j4668a3
[2] Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем [Текст] : введ. в методику нач. лит. образования / В. А. Левин. — М. : Лайда, 1994.
[3] Рябцева С.Л. Дети восьмидесятых: Дневник учителя / С. Л. Рябцева. — Москва : Просвещение, 1989. — 239, [1] с. Рябцева С.Л. Диалог за партой : книга для учителя / С. Л. Рябцева. — Москва : Просвещение, 1989. — 94, [2] с. — (Творческая лаборатория учителя).
[4] Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Сост. Л. Е. Стрельцова — М.: Просвещение, 1992. — 256 с.
[5] Плакать погодим!: Кн. для учителей нач. шк. и родителей./ Сост. С. Гин. — Гомель: ИПП Сож, 1995. — 93 С.
[6] См. методическую разработку И.Н. Мурашковски «Сказка, отворись!» (http://www.trizminsk.org/e/23207.htm).
[7] Чиполлино в библиотеке lib.ru: http://lib.ru/RODARI/chipolin.txt