В профильном комитете парламента республики на этой неделе вновь обсуждали его судьбу. На следующий день стало известно, что в республику с проверкой приедут из Минобрнауки РФ.
Замминистра образования РК Татьяна Васильева заверила с трибуны парламента, что окончательного решения о реорганизации еще не принято, ждут вердикта Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации РК. Решение должно быть вынесено в мае, родителям замминистра сказала, что до конца учебного года они с ним познакомятся.
Нетрудно спрогнозировать решение комиссии не в пользу сохранения коррекционного интерната №22. Для этого достаточно познакомиться с составом комиссии: из 9 человек шестеро — чиновники, причем двое представляют минкульт (?), еще один – проректор Карельского института развития образования, подчиняющегося минобразу. Среди членов комиссии также бывший министр образования, ныне председатель Общественного совета минобраза, и руководитель профсоюзной учительской организации республики, в последние годы превратившейся, по сути, в придаток минобраза. Нет ни представителей родителей, ни экспертов, понимающих специфику заболевания детей с тяжелой патологией речи, а ведь известно, что оно сопровождается поражением головного мозга. Кстати, в постановлении правительства РК от июня 2014 года говорилось: «В целях принятия обоснованного и объективного решения для участия в заседаниях комиссии могут приглашаться эксперты».
Татьяна Васильева сообщила в парламенте о предполагаемой судьбе воспитанников 22-го интерната в случае принятия решения о его слиянии с коррекционным интернатом № 21. Она заверила, что все педагоги и специалисты будут устроены в интернате №21, специалистам выделят кабинеты. Отвечая на уточняющий вопрос, подтвердила, что у учителей будут сохранены ставки. Однако по последней нашей информации педагоги вынуждены искать работу.
Из выступления Татьяны Васильевой следовало, что из нынешних 43 воспитанников интерната № 22 в 21-й интернат перейдут 14 детей. Остальным изменены программы обучения, или они перейдут в другие интернаты и даже отправятся продолжать обучение в свои районы.
Что это означает на деле? Ребенка с тяжелым нарушением речи, требующего комплексного лечения, возвращают в их деревни и поселки, где обычных-то логопедов не хватает, не говоря о специалистах высокой квалификации, дефектологах и врачах! Председатель комитета по культуре, образованию, спорту и делам молодежи ЗС РК Андрей Рогалевич намерен запросить в районах информацию о наличии у них специалистов, способных работать с такими детьми.
Одна мама из тех, что пришли в парламент, пожаловалась, что ее ребенку петрозаводская медико-психолого-педагогическая комиссия (МППК) изменила диагноз, и теперь его направляют в интернат для детей с интеллектуальными нарушениями. Родители трепещут при одном упоминании МППК.
Татьяна Васильева дала родителям свой телефон и предложила звонить, чтобы разбираться в каждом случае. Замминистра убеждена, что если реорганизация случится, она не ухудшит условия обучения детей. Однако выступление замминистра не успокоило родителей и породило новые вопросы у депутатов.
— История длится несколько месяцев. Министерство не было готово к реорганизации, — считает депутат Галина Васильева. – Если бы родители не обращались всенародно, не представляю, что было бы… Должен быть пошаговый план действий. Впечатление, что министерство образования с колес действует.
Отдельный сюжет дискуссии в парламенте – о здании интерната № 22, находящегося в центре города. Ссылка на то, что присутствие школы-интерната мешает начать капитальную реконструкцию здания, депутаты восприняли иронически. Министерство уповает на федеральные деньги к 100-летию Карелии. Андрей Рогалевич процитировал Главу РК Александра Худилайнена, который сообщил о сокращении субсидии к юбилею республики, в том числе на реконструкцию учреждений образования. Резонный вопрос: неужели нельзя было оставить коррекционный интернат № 22 в на месте, пока не появятся реальные деньги на реконструкцию здания?
На следующий день после заседания комитета ЗС РК Андрей Рогалевич получил письмо из Министерства образования и науки РФ, в котором его информируют, что высокое ведомство планирует провести выездную проверку в части необоснованной реорганизации ГБОУ РК «Школа-интернат № 22», а также возможного нарушения прав детей и их законных представителей.
В ответе директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Е. Сильянова сказано: «Недопустимой является ситуация закрытия/реорганизация СКОУ (специализированного коррекционного образовательного учреждения. — Ред.) без обеспечения всех условий для реализации права каждого ребенка на получение доступного качественного образования в иной образовательной организации. Актуализация вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью осуществляется в тесном взаимодействии с общественными организациями, родительским сообществом». Выяснилось, что Министерством образования Республики Карелия «до настоящего времени не представлено окончательное обоснованное решение о реорганизации школы-интерната № 22».
«Лицей» продолжает следить за ситуацией с коррекционным интернатом № 22.
Фото Марии Голубевой