Новости, Хроника

Москва рассудит, как в Карелии проходит реорганизация коррекционного интерната № 22

В профильном комитете парламента республики на этой неделе вновь обсуждали его судьбу. На следующий день стало известно, что в республику с проверкой приедут из Минобрнауки РФ.

Родители воспитанников школы-интерната №22 в парламенте Карелии
Родители воспитанников школы-интерната №22 в парламенте Карелии

Замминистра образования РК Татьяна Васильева заверила с трибуны парламента, что окончательного решения о реорганизации еще не принято, ждут вердикта Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации РК. Решение должно быть вынесено в мае, родителям замминистра сказала, что до конца учебного года они с ним познакомятся.

Нетрудно спрогнозировать решение комиссии не в пользу сохранения коррекционного интерната №22. Для этого достаточно познакомиться с составом комиссии: из 9 человек шестеро — чиновники, причем двое представляют минкульт (?), еще один – проректор Карельского института развития образования, подчиняющегося минобразу. Среди членов комиссии также бывший министр образования, ныне председатель Общественного совета минобраза, и руководитель профсоюзной учительской организации республики, в последние годы превратившейся, по сути, в придаток минобраза. Нет ни представителей родителей, ни экспертов, понимающих специфику заболевания детей с тяжелой патологией речи, а ведь известно, что оно сопровождается поражением головного мозга. Кстати, в постановлении правительства РК от июня 2014 года говорилось: «В целях принятия обоснованного и объективного решения для участия в заседаниях комиссии могут приглашаться эксперты».

Татьяна Васильева
Замминистра Татьяна Васильева

Татьяна Васильева сообщила в парламенте о предполагаемой судьбе воспитанников 22-го интерната в случае принятия решения о его слиянии с коррекционным интернатом № 21. Она заверила, что все педагоги и специалисты будут устроены в интернате №21, специалистам выделят кабинеты. Отвечая на уточняющий вопрос, подтвердила, что у учителей будут сохранены ставки. Однако по последней нашей информации педагоги вынуждены искать работу.

Из выступления Татьяны Васильевой следовало, что из нынешних 43 воспитанников интерната № 22 в 21-й интернат перейдут 14 детей. Остальным изменены программы обучения, или они перейдут в другие интернаты и даже отправятся продолжать обучение в свои районы.

Что это означает на деле? Ребенка с тяжелым нарушением речи, требующего комплексного лечения, возвращают в их деревни и поселки, где обычных-то логопедов не хватает, не говоря о специалистах высокой квалификации, дефектологах и врачах! Председатель комитета по культуре, образованию, спорту и делам молодежи ЗС РК Андрей Рогалевич намерен запросить в районах информацию о наличии у них специалистов, способных работать с  такими детьми.

Одна мама из тех, что пришли в парламент, пожаловалась, что ее ребенку петрозаводская медико-психолого-педагогическая комиссия (МППК) изменила диагноз, и теперь его направляют в интернат для детей с интеллектуальными нарушениями. Родители трепещут при одном упоминании МППК.

Татьяна Васильева дала родителям свой телефон и предложила звонить, чтобы разбираться в каждом случае. Замминистра убеждена, что если реорганизация случится, она не ухудшит условия обучения детей. Однако выступление замминистра не успокоило родителей и породило новые вопросы у депутатов.

Депутат Галина Васильева
Депутат Галина Васильева

— История длится несколько месяцев. Министерство не было готово к реорганизации, — считает депутат Галина Васильева. – Если бы родители не обращались всенародно, не представляю, что было бы…  Должен быть пошаговый план действий. Впечатление, что министерство образования с колес действует.

Отдельный сюжет дискуссии в парламенте – о здании интерната № 22, находящегося в центре города. Ссылка на то, что присутствие школы-интерната мешает начать капитальную реконструкцию здания, депутаты восприняли иронически. Министерство уповает на федеральные деньги к 100-летию Карелии. Андрей Рогалевич процитировал Главу РК Александра Худилайнена, который сообщил о сокращении субсидии к юбилею республики, в том числе на реконструкцию учреждений образования. Резонный вопрос: неужели нельзя было оставить коррекционный интернат № 22 в на месте, пока не появятся реальные деньги на реконструкцию здания?

На следующий день после заседания комитета ЗС РК Андрей Рогалевич получил письмо из Министерства образования и науки РФ, в  котором его информируют, что высокое ведомство  планирует провести выездную проверку в части необоснованной реорганизации ГБОУ РК «Школа-интернат № 22», а также возможного нарушения прав детей и их законных представителей.

Председатель комитета ЗС РК Андрей Рогалевич
Председатель комитета ЗС РК Андрей Рогалевич

В ответе директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Е. Сильянова сказано: «Недопустимой является ситуация закрытия/реорганизация СКОУ (специализированного коррекционного образовательного учреждения. — Ред.) без обеспечения всех условий для реализации права каждого ребенка на получение доступного качественного образования в иной образовательной организации. Актуализация вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью осуществляется в тесном взаимодействии с общественными организациями, родительским сообществом».  Выяснилось, что  Министерством образования Республики Карелия «до настоящего времени не представлено окончательное обоснованное решение о реорганизации школы-интерната № 22».

«Лицей» продолжает следить за ситуацией с коррекционным интернатом № 22.

Фото Марии Голубевой

  • Т. Шестова

    Вообще-то уничтожает интернат министерство образования, а не парламент — депутаты как раз защищают его, пытаются помочь.

  • Madeline

    Реорганизация коррекционного интерната №22 – еще одно неоспоримое подтверждение того, что в нашем городе проблема благоустройства детей с ограниченными возможностями по здоровью не решается. А если и решается – то отнюдь не в положительную сторону. Создается такое впечатление, что в парламенте республики просто не хватает компетентных людей, способных сделать хоть что-то для того, чтобы облегчить и без того трудную жизнь детей, требующих особого внимания и ухода.
    Глубокое недоумение вызывает вопрос о реорганизации, который рассматривает комиссия. У нас что, в городе вдруг стало слишком много школ-интернатов?.. Почему обсуждается ликвидация, а не строительство нового здания для детей с ограниченными возможностями по здоровью?.. Детям и так не хватает специалистов, которых сейчас еще и сокращают в школах. Почему в комиссии нет представителей родителей, которые объяснили бы, что так поступать нельзя, что это – прямое нарушение прав детей.
    Остается надеяться, что комиссия все-таки пойдет на непосредственный диалог с родителями и что ситуация будет разрешена только в пользу детей.