Интернет-журнал «Лицей»

Суд обязал восстановить в должности доцента ПетрГУ Глеба Ярового

С университета в его пользу  будет также взыскан средний заработок с момента увольнения, а также пять тысяч рублей моральной компенсации.

Судья Петрозаводского городского суда Павел Малыгин зачитывает вердикт

Вечером 16 февраля судья Петрозаводского городского суда Павел Малыгин огласил решение по делу об увольнении преподавателя, ученого. (О первом судебном заседании здесь). Суд постановил отменить приказ университета об увольнении и восстановить Глеба Ярового в должности доцента кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений.

Напомним, формально Глеба Ярового уволили за прогулы — он дважды выезжал на научные конференции за границу, не оформив при этом надлежащим образом командировку. Признавая дисциплинарный проступок, он не согласился с избранной мерой наказания. Отметил, что, отсутствуя в университете, тем не менее как ученый исполнял свои должностные обязанности, тем более что одна из конференций значилась в его индивидуальном плане, утвержденном руководством. Есть мнение, что поводом для увольнения могла послужить журналистская и общественная деятельность Глеба Ярового, неоднократно поднимавшего темы нарушения прав человека в Карелии.

Глеб Яровой высказывает свою точку зрения

На заключительное слушание Петрозаводского городского суда по этому делу были вызваны в качестве свидетелей представители ПетрГУ — первый проректор Сергей Коржов и заведующий кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений Юрий Килин. Оба дали показания не в пользу уволенного преподавателя.  Причем, если от  проректора, собственно, и уволившего Ярового,  слушатели в зале заседания иного не ожидали, то претензии со стороны завкафедрой  стали неожиданностью, похоже, и для самого истца.

Первый проректор ПетрГУ Сергей Коржов отвечает на вопросы прокурора

Сергей Коржов подтвердил, что осенью в вуз поступил запрос из управления ФСБ, касающийся ряда преподавателей, выезжавших за рубеж, в том числе и Глеба Ярового. Ответ на него был дан в устной форме. Тогда, по его словам, и выяснилось, что доцент выезжал на конференции без согласований. На вопрос, обязан ли преподаватель все время, даже если у него нет лекций, находиться в университете, Сергей Коржов ответил отрицательно, добавив, однако, что, даже отсутствуя в вузе, тот «по всем законам должен быть в городе» — если понадобится. По каким же законам, проректор не уточнил.

Объясняя избранную меру наказания, Сергей Коржов заявил, что на то были три причины: во-первых, характер самого проступка — прогул; во-вторых, отрицательная характеристика, полученная в разговоре от завкафедрой Юрия Килина; в-третьих, проректора не устроила объяснительная Ярового. Из нее он сделал вывод, что «политолог ставит на первое место свои интересы».

Факт отрицательной  характеристики, о которой заявил Сергей Коржов, привлек внимание слушателей. Ранее Совет института письменно обратился к руководству ПетрГУ с просьбой отменить увольнение преподавателя. Юрий Килин также поставил свою подпись. Кроме того, в личном деле Ярового почти за 15 лет работы не значилось дисциплинарных нарушений. Что же послужило поводом для негативного отзыва?

Юрий Килин, заведущий кафедрой зарубежной истории, политолии и международных отношений

Юрий Килин, отвечая на вопросы стороны Глеба Ярового, напомнил, что весной он и его коллега внесли изменения в названия некоторых курсовых работ студентов, не согласовав это должным образом. Кроме того, на суде завкафедрой вменил в вину доценту огрехи в оформлении дипломной работы одной из студенток.

Судья также задал вопросы Юрию Килину. Один из них был таким:

— Вы как считаете, справедливо это наказание? Чисто гипотетически давайте представим вас на месте Ярового. Понятно, что вы в идеале так бы не поступили, получили бы согласование, отпуск за свой счет и прочее. Но вот если бы вы были Яровым? Всегда нужно ставить себя на место другого. Вы бы считали, что справедливо вас уволили?

— Если вы позволите, я не буду гипотезировать… — ответил Юрий Килин.

В итоге суд решил отменить приказ ПетрГУ, восстановить Ярового Глеба Олеговича в должности доцента кафедры с 15 ноября 2016 года, внести соответствующие коррективы в трудовую книжку, взыскать в пользу истца средний заработок с момента увольнения, а также 5 тысяч рублей моральной компенсации и т.д. «Подлежит немедленному исполнению», — отметил судья. ПетрГУ может обжаловать решение в Верховном суде РК.

На мой взгляд, этот процесс говорит о том, что в ПетрГУ есть явные проблемы с приоритетами. Первый проректор утверждает, что доцент ставит свои интересы на первое место, при том, например, что на крупной конференции в Хельсинки в сентябре  Глеб Яровой, сотрудник именно Петрозаводского госуниверситета, был единственным приглашенным ученым из России. Но вместо того чтобы сделать этот факт достоянием, в ПетрГУ решили пойти по противоположному пути.

Почему университет так легко принял решение расстаться с преподавателем и ученым, имеющим в своем активе многочисленные научные труды: статьи, монографии, в том числе на английском языке? Руководство Минобрнауки России на площадках разного уровня с гордостью заявляет об увеличении публикаций молодых ученых. Цитируемость — а ее индекс у Ярового высокий — один из показателей эффективности ученого. Понятно, что хотели наказать, но есть и другие меры дисциплинарного взыскания. И тем более сложно представить, что, увольняя преподавателя, вуз не ждал широкой огласки.

Складывается впечатление, что процесс этот был показательным, чтобы другим — или тому же Яровому — неповадно было.

 

Фото Марии Дмитриевой

Exit mobile version