В Музее изобразительных искусств РК открылась выставка «Все 900 блокадных дней…», посвященная 70-летию полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады.
Выставка камерная, но это не умаляет ее значения и воздействия на зрителя. Среди тех, кто пришел на открытие выставки, были блокадники, в основном женщины, пережившие эти страшные дни. Елена Николаевна Ксенофонтова не помнит практически ничего, ведь ей тогда было только два года. Ее мать за два-три месяца потеряла мужа, больного туберкулезом, дочь, сына и полуторогодовалого младенца. Когда открыли дорогу жизни, с оставшейся дочерью они были эвакуированы и спасены. Одна история простой ленинградки. Понятно, что в такой день Елена Константиновна не могла не прийти в музей.
На выставке представлены работы петрозаводских и ленинградских художников. Пронзительны небольшие зарисовки карандашом и акварелью Павла Кондратьева, который в годы войны служил в военно-воздушной части и занимался маскировочными работами. А вообще-то в училище Штиглица он был учеником Михаила Матюшина, а позже перешел в школу Павла Филонова, был членом группы Мастеров аналитического искусства. И вот целый цикл работ художника такого уровня, посвященных блокаде, из фонда нашего музея представлен на выставке. Иду от одного рисунка к другому – спазм сжимает горло. На желтоватом листке дата: 23 декабря 1941 года. Несколько штрихов – и перед вами картина вселенской трагедии – одинокая и беззащитная, согбенная от горя и отчаяния фигурка тянет за собой страшную повозку-санки с гробом.
Известный советский график Алексей Пахомов, на рисунках которого к книжкам Маршака выросли все советские дети, тоже оказался в блокадном Ленинграде. Он создал целую серию литографий «Ленинград в дни блокады». Его мастерские работы – живые и страшные свидетельства происходящего. Поразила литография ленинградского художника, профессора Бориса Казакова «Убитая санитарка». Создал он эту серию «Медики во время Великой Отечественной войны» в 1964 году. Мне она напомнила о моей тете, которой в 1942-м было неполных двадцать лет и которая погибла в Ленинграде во время одного из артобстрелов.
В нашем фонде есть еще одна удивительная картина советского художника Юрия Тулина. Это не баталия и не сражение, не героическая военная сцена, это просто портрет, но какой! На нем изображена хрупкая изможденная женщина, актриса, диктор Мария Петрова, о которой композитор Сергей Баневич сказал: «Мария Григорьевна Петрова — это целая эпоха в жизни города. Её голос, интонации были как бы позывными Ленинграда. Взрослые и дети включали радио на полную громкость и семьями, все вместе, слушали, как она читала. Её артистизм, сила воздействия на слушателя в сочетании с безграничным авторитетом, завоеванным ещё в годы войны и блокады Ленинграда, повлияли на целые поколения наших граждан». Художнику удалось передать в этом полотне трагизм блокадных дней и настрой защитников Ленинграда
На выставке представлены несколько произведений карельской художницы Екатерины Пеховой. Ее триптих, посвященный блокаде, занимает одно из важных мест в экспозиции. Дополняют выставку фотографии военного времени, строки из стихов Анны Ахматовой.
Юрий Тулин. Читает М. Петрова. Блокада, 1942 год
Алексей Пахомов. В стационар
Павел Кондратьев. 23 декабря 1941 года. Из серии «Блокада»
Борис Казаков. Убитая санитарка
Фото, сделанное во время блокады
Триптих Екатерины Пеховой
Фото автора