И войди в историю культуры Карелии с самой лучшей стороны
Выставка, которая прошла в конце минувшей неделе в Музее изобразительных искусств Карелии, была, пожалуй, самой кратковременной – работала она всего два дня. И хотя вернисаж был самым малолюдным из всех тех, на которых мне довелось побывать, тем не менее в жизни музея, его истории она оставит свой след.
В 2015-м Музей изобразительных искусств отмечает свое 55-летие. Было решено с марта по октябрь провести акцию «Усынови картину». Александр Герцен говорил, что самое большое наказание для книги, когда ее не читают. Для произведения искусства, соответственно, — если его никто не видит, потому что проводит он годы, а то и десятилетия, выйдя из мастерской художника, в запасниках. Чтобы выйти в люди, картинам нужна соответствующая «одежда», а на приобретение ее сегодня у большинства российских музеев просто нет средств.
И Музей изобразительных искусств обратился ко всем любителям искусства (независимо от места проживания, потому что информация об акции была выложена на сайте музея): «Усыновите картину! Помогите одеть ее в соответствующие рамы», которые, по мнению искусствоведов, играют немалую роль в восприятии произведений станкового искусства. Они помогают соотнести работу художника с определенной эпохой, подчеркнуть сильные стороны композиции и колорита, способствуют лучшему восприятию художественного образа. А не только открывают работам путь на выставки и в постоянные экспозиции.
Мы сегодня много чего спасаем: от тяжело больных маленьких детей (для лечения которых почему-то нужны деньги уже не только за границей, но и в своей стране!) до амурских тигров в дальневосточной тайге или бегемотов в зоопарке (тоже надо!). Но вот с просьбой помочь произведениям искусства, в данном случае картинам, лично я сталкиваюсь впервые. Может быть, поэтому акция взывала интерес у жителей не только Карелии, Петрозаводска, но и других регионов России. По крайней мере на сайте музея я нашла запросы разъяснить, какова процедура усыновления и куда обращаться? Кстати, одну из работ — художника Б. Шаманова «Дождливый день. Шиповник» — уже усыновил Музейно-образовательный центр «Школа – Музей – Культура» из Новокуйбышевска Самарской области.
При знакомстве с выставкой обратила внимание на этикетки, на которых были указаны фамилии усыновителей. Где-то объединились несколько человек, чтобы помочь одной картине, – друзья, единомышленники, коллеги? А, впрочем, разве это важно. Кто-то без помощи других нашел возможность взять под опеку понравившуюся работу художника. А на ряде этикеток короткая надпись, свидетельствующая о том, что усыновитель решил остаться неизвестным. Среди тех, кто принял участие в акции, чиновники, депутаты, жители Петрозаводска (без указания места работы, политических пристрастий и возраста), общественные организации и даже коллективы учреждений.
Следует отметить, что одной из первых приняла участие в акции директор музея-заповедника «Кижи», а тогда еще министр культуры Карелии Елена Богданова. Многодетными «родителями» стали сотрудники медицинской клиники «Онегомед», весь коллектив которой взял под свое крыло четыре картины, а еще по одной лично директор и главный врач клиники.
Меня, например, очень порадовало, что мы теперь сможем увидеть на выставках не только «Вечно золотого Баха» великолепной питерской художницы Алисы Порет, но и благодаря акции другие ее работы. Кстати, о творчестве этого мастера в «Лицее» писала в свое время Серафима Полякова, которая была лично знакома с Алисой Ивановной, посещала ее мастерскую. После своей смерти художница завещала часть работ передать в в петрозаводский музей, и было бы, наверное, нашей черной неблагодарностью хранить ее работы в запасниках.
Кстати, для «усыновления» были предложены как работы известных мастеров Карелии и Санкт-Петербурга, так и менее известные широкой публике.
Есть один момент, который сделал акцию музея привлекательной для самого широкого круга людей. Она позволила выбрать картину и мастера, как говорится, по душе, установить очень тонкую, почти невидимую связь между картиной и тем, кто решил ей помочь. Проще, наверное, было объявить о создании фонда, собрать средства, люди бы откликнулись, музей в Петрозаводске любят, и на эти деньги по своему выбору привести картины в порядок. Но, уверена, такая «обезличка» не позволила бы установить эмоционально-духовные контакты, возникшие в ходе акции.
Я подсчитала, что для усыновления были выложены на сайте музея 32 работы, 22 из них нашли «родителей» и были представлены на выставке. Согласитесь, КПД акции высок. Кстати, отныне на этикетках усыновленных картин при экспозиции на других выставках будут обязательно указаны те, кто помог найти им дорогу к зрителю. Но успех акции позволяет надеяться, что она будет продолжена, может быть, даже не ограничена временными рамками.
Фото автора