Всего направлений пять: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».
Сочинение — это допуск к ЕГЭ, оценка по нему — зачет или незачет.
Ученый секретарь Федерального института педагогических измерений Елена Зинина прокомментировала направления:
— Всего направлений пять. В размышлениях на тему «Отцы и дети» многим поможет школьная программа: произведений, где раскрывается конфликт поколений, достаточно. Вызовет интерес направление «Мечта и реальность». Ведь ребята мечтают о будущем, ставят себе цели и размышляют, как их реализовать. «Месть и великодушие» — эти ключевые понятия связаны с очень сильными эмоциями. Думается, многие захотят порассуждать и об этом. «Искусство и ремесло» тоже привлечет внимание: зачастую выпускники начинают свой творческий путь именно в школе. «Доброта и жестокость»: что питает их? В каких ситуациях они проявляются наиболее ярко?
За что чаще всего получают «незачет»?
Елена Зинина: Прежде всего за грамотность: с ней традиционные проблемы. Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Есть выпускники, которые списывают сочинения. Нередко звучит объяснение: просто запомнили прочитанные ранее тезисы. Такая у некоторых «уникальная» память. Но цель сочинения проверить не навыки зубрежки, а способность создавать собственный связный текст на заданную тему. Поэтому два года назад ужесточили требования: не допускается не только списывание, но и воспроизведение по памяти чужого текста. Эксперт может проверить уникальность работы через Интернет.
Ссылаться можно на любой источник?
Елена Зинина: На любой литературный источник: художественное произведение, дневники, мемуары, публицистику, философские трактаты, устное народное творчество… Исключение малые жанры: пословицы, поговорки, прибаутки. В остальном список открытый. Хочешь сослаться на труды Шопенгауэра? Нет возражений. Библия? Коран? Пожалуйста: подойдет любое произведение, которое реально существует. Это подчеркну особо. Самое грустное, когда читательский багаж ребенка настолько скуден, что он начинает придумывать несуществующих авторов и вымышленные произведения. Такие случаи были не единожды. Жульнический прием требует смекалки, фантазии, но «зачетом» подобное «творчество» не поощряется.
А что поощряется?