Интернет-журнал «Лицей»

Объявить мораторий на реорганизацию образовательной сети Карелии

Дискуссия за круглым столом на Дне сельской школы Карелии. 8 февраля 2019 года. Фото Марии Голубевой
Дискуссия за круглым столом на Дне сельской школы Карелии. 8 февраля 2019 года. Фото Марии Голубевой

Рабочая группа Совета Ассоциации сельских школ Карелии обнародовала оценку декабрьских предложений Минобразования РК по реорганизации сети сельских школ и внесла свои предложения по развитию образования в сельской местности. Публикуем этот документ.

Предложения

участников Круглого стола «Вопросы и проблемы развития системы образования в сельской (негородской) местности Республики Карелия», состоявшегося в рамках VII Республиканского Дня сельской школы Республики Карелия 8 февраля 2019 года

В обсуждении вопросов Круглого стола приняли участие:

очно – представители Ассоциации СШ РК, профсоюзных организаций, сельских муниципальных образований и сельских образовательных организаций РК, представители Законодательного Собрания РК, Общественной палаты ЗС РК, Министерства образования РК, общественных организаций, СМИ – всего около 70 человек;

заочно (письменные предложения) – представители Ассоциации СШ РК, профсоюзных организаций и сельских образовательных организаций РК, родители и педагоги – всего более десятка предложений.

На Круглом столе:

— обсуждалась ситуация, сложившаяся в сельских муниципальных образованиях, в ряде сельских поселений и сельских образовательных учреждений в связи с предложениями Министерства образования Республики Карелия мероприятий по реорганизации сети образовательных организаций на территориях муниципальных образований от 04.12.2018 года;

— вносились предложения по вопросам реорганизации сельских образовательных организаций и развития образования в сельской местности Республики Карелия.

 

  1. Общая оценка проекта: Участники Круглого стола, прежде всего представители сельских территорий, оценивают предложения Министерства образования РК как непродуманные, поспешные, не учитывающие реального положения в муниципальных образованиях, в сельских поселениях, в конкретных сельских образовательных учреждениях республики. Реализация предложений будет способствовать усугублению деструктивных явлений, дальнейшему ухудшению и без того сложной социально-экономической, социокультурной и образовательной ситуации во многих территориях региона.

Содержательная оценка проекта – Проект МО РК по реорганизации сети не содержит аналитической части, в которой были бы определены стратегические задачи региональной политики в сфере образования и ограничен предложениями с тремя вариантами решений: ликвидация образовательной организации, подвоз обучающихся, проживание обучающихся в интернатах. Педагогические эффекты такой оптимизации негативные: качество условий образования большинства сельских детей из оптимизируемых школ и детских садов ухудшится. Социальные эффекты, как показала реакция жителей многих сельских поселений, также отрицательные.

Ожидаемые экономические эффекты оптимизации сомнительны, так как:

1) механизм расчётов неполный, он затрагивает только внешние «поверхностные» показатели (ставки педагогов, соотношение «учитель-ученик», содержание зданий, приобретение транспорта);

2) не учтены дополнительные расходы и потенциальные потери, обусловленные потребностями и следствиями реорганизации сети (дороги, транспорт, эксплуатация освобождаемых помещений и др.);

3) не предусмотрены затраты на реорганизационные мероприятия тех образовательных организаций, которые организуют подвоз, пришкольный интернат и новые для них функции по созданию организационно-педагогических условий.

Организационная оценка проекта – Отсутствие вариативности предлагаемых реорганизационных мероприятий, жёсткие, ограниченные 1-2 годами сроки их выполнения не предусматривают необходимого минимального задела времени для обеспечения реализации  законных прав граждан РФ, прописанных ФЗ «Об образовании» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данный проект не предусматривает широкого общественного обсуждения, учёта мнений самих сельских жителей, проведения объективной экспертизы и оценки последствий. Проект включает предложения, противоречащие ранее принятым решениям правительства РК.

В предложенном варианте проявляется межведомственная разобщенность и несогласованность действий. Например, в поселках, где предложено ликвидировать школы возводятся ФАПы, или предлагается закрыть школы, в которые за последние годы вложены серьезные средства регионального бюджета.

Участники Круглого стола понимают и поддерживают саму идею необходимости преобразований системы образования в сельской местности, рассматривают реорганизационные процессы как закономерные при определённых условиях:

— реорганизация не ухудшает условия получения образования конкретным ребёнком;

— реорганизация способствует развитию сельской образовательной организации (школы) и улучшению социокультурной образовательной ситуации сельского поселения.

Предложения общего порядка:

– на основе уже принятых региональных программ и решений: программ социально- экономического развития РК и муниципальных районов, решения VIII съезда карел, плана мероприятий по совершенствованию демографической ситуации в РК, стратегии государственной национальной политики РК, плана мероприятий по исполнению Указа Президента РФ «Об объявлении десятилетия детства», федеральной целевой программы по подготовке и проведению 100-летия РК и др.;

– на основе межведомственного взаимодействия, интеграции и распределения ресурсов разных ведомств, производств, социальных институтов, общественных движений, действующих и влияющих на ситуацию соответствующего уровня (регион, муниципалитет, поселение). Вопросы межведомственного взаимодействия и государственно-общественного управления в сфере образования (и в иных сферах) поставить на контроль Правительства РК.

В частности, относительно развития образования средствами реорганизации в сельской (негородской) местности актуальным является обучение по таким вопросам:

— стратегия и тактика планирования, проектирования и моделирования образовательных систем (системы и её элементов);

— вариативность муниципальных систем образования и современных сельских образовательных организаций, форм и способов организации образования;

— нормативно-правовые основы процессов реорганизации образования;

— методика  организации, управления и сопровождения процессов реорганизации, обеспечения участия в них широкой общественности.

 

  1. Предложения по отдельным аспектам реорганизации образования в сельской (негородской) местности Республики Карелия:

Предложение: Внести соответствующие изменения в региональные нормативные акты, определяющие методику расчета субвенции на общее образование, а именно, допускающие возможность осуществлять применение норматива на одного обучающегося не по принадлежности к образовательной организации, а по месту проживания. В этом случае крупные школы будут заинтересованы в филиализации соседних малочисленных школ и/или в сетевом взаимодействии, а муниципалитеты – в оптимизации сети. В ином случае уменьшится средний норматив на одного обучающегося в муниципалитете, что ухудшит положение детей.

Встанет вопрос оказания услуг по дошкольному образованию, даже если в селе остается всего 5-6 детей. Возникнут проблемы:

в случае полной ликвидации учреждения – подвоз дошкольников потребует дополнительного оборудования автобусов и увеличение штата сопровождающих, что в совокупности составит расходы, не меньшие, чем содержание воспитателя на месте;

в случае филиализации дошкольной группы – определение ответственности за реализацию образовательной программы и за содержание здания, необходимости лицензирования программ дошкольного образования более крупными образовательными организациями (школами).

Предложение: Разработать отдельный норматив на финансирование дошкольных малочисленных групп или групп присмотра, чтобы сохранить возможность предоставления услуг по дошкольному образованию детям в месте их проживания. Предусмотреть отдельные субсидии для НКО, готовых оказывать соответствующие услуги. Предложить муниципалитетам субсидии на приобретение или ремонт помещений, в которых можно было бы осуществлять присмотр и уход за детьми в группах численностью 3-5 детей. Предусмотреть через службы занятости меры поддержки для безработных, желающих осуществлять присмотр и уход за детьми или вести образовательную деятельность по программе дошкольного образования в семейных группах.

Предложение: Разработка плана мероприятий или региональной программы, предполагающих не только ремонт дорог регионального значения, но и оборудование остановочных комплексов, железнодорожных переездов, обустройство разворотных колец для автобусов большей вместимости в малых населенных пунктах. Возможно приобретение в школу не только автобусов, но и легковых автомобилей (такси). Нередки ситуации, когда автобус ПАЗ вынужден осуществлять рейсы для подвоза 1-2 детей из отдаленных населенных пунктов.

Главное, необходимо принять региональный нормативный акт, регламентирующий порядок осуществления подвоза школьников, т.к. такой документ отсутствует, а федеральные требования ориентированы на некую идеальную усредненную модель.

Предложение: отказаться от приобретения автобусов этой марки.

Предложение: Исключить из Закона об образовании РК в части определения понятия «малокомплектная школа» пункта «время в пути до ближайшей образовательной организации не более 30 минут». Эта формальность привела к исключению из перечня малокомплектных школ сразу нескольких учреждений республики. А сокращение их финансирования привело к сокращению ставок педагогов, работающих, в том числе и с теми детьми, для которых даже при небольшом расстоянии время в пути растягивается до часа и дольше.

Предусмотреть повышающий коэффициент к нормативу на каждого подвозимого обучающегося, чтобы принимающая школа имела средства на социально-педагогическое сопровождение детей, вынужденных ожидать в первой половине дня начала занятий, а после уроков – отправления школьного автобуса.

Предложение: Начать разработку программы «Мобильный учитель», включая решение таких вопросов, как условия предоставления транспорта и компенсации расходов на его содержание; соблюдение трудовых прав педагога, работающего в нескольких школах; ответственность за повышение квалификации; страхование от рисков, связанных с интенсивным передвижением; нормирование труда с учетом переездов и пр.

Для осуществления варианта дистанционного обучения также необходимы шаги по технической оснащенности не только школ, но в целом сельских поселений; юридические и финансовые основы для оформления трудовых отношений с педагогом-тьютором; упрощение процедуры ведения школьной документации и др.

В настоящее время уровень заработной платы педагогам определяется в соответствии с майскими Указами Президента РФ. В расчете показателя заработной платы учитывается весь доход педагога, в том числе и суммы выплат на компенсацию расходов по коммунальным платежам. Показатель, которого необходимо придерживаться, общий для городских и для сельских педагогов. Если из показателя заработной платы сельских учителей изъять суммы расходов на коммунальные платежи, то их реальная заработная плата будет меньше, чем у коллег-горожан. Таким образом, фактически сельские педагоги не имеют привилегии.

Предложение: При мониторинге показателя «заработная плата» в соответствии с Указами Президента РФ учитывать только реальную заработную плату, без сумм на коммунальные платежи, и финансово обеспечить достижение установленного показателя без фальсификаций и его искусственного подтягивания за счет коммунальных льгот.

Предложение: Провести анализ состояния районных методических служб. Восстановить муниципальные методические службы, предусмотрев отдельную региональную программу, предполагающую для них грантовую поддержку на приобретение современного оборудования и программного обеспечения, на реализацию инновационных образовательных проектов, на поощрение лучших педагогических практик. Изыскать возможность для дифференциации заработной платы педагогов и методистов в соответствии с уровнем квалификации и профессиональной компетентностью.

 

Предложения направляются в адрес Правительства РК, Законодательного Собрания РК, Министерства образования РК, отделов образования администраций муниципальных районов РК, сельских образовательных организаций РК, в СМИ.

 

Рабочая группа Совета Ассоциации сельских школ РК по формированию предложений:

Гусева О.Н.,Ефлова З.Б., Морозова Н.В., Сеппянен Т.П., Танцева Т.И., Хаврусь В.В.

 

Exit mobile version