Новости, Образование, Школа и вуз

Объявить мораторий на реорганизацию образовательной сети Карелии

Дискуссия за круглым столом на Дне сельской школы Карелии. 8 февраля 2019 года. Фото Марии Голубевой
Дискуссия за круглым столом на Дне сельской школы Карелии. 8 февраля 2019 года. Фото Марии Голубевой

Рабочая группа Совета Ассоциации сельских школ Карелии обнародовала оценку декабрьских предложений Минобразования РК по реорганизации сети сельских школ и внесла свои предложения по развитию образования в сельской местности. Публикуем этот документ.

Предложения

участников Круглого стола «Вопросы и проблемы развития системы образования в сельской (негородской) местности Республики Карелия», состоявшегося в рамках VII Республиканского Дня сельской школы Республики Карелия 8 февраля 2019 года

В обсуждении вопросов Круглого стола приняли участие:

очно – представители Ассоциации СШ РК, профсоюзных организаций, сельских муниципальных образований и сельских образовательных организаций РК, представители Законодательного Собрания РК, Общественной палаты ЗС РК, Министерства образования РК, общественных организаций, СМИ – всего около 70 человек;

заочно (письменные предложения) – представители Ассоциации СШ РК, профсоюзных организаций и сельских образовательных организаций РК, родители и педагоги – всего более десятка предложений.

На Круглом столе:

— обсуждалась ситуация, сложившаяся в сельских муниципальных образованиях, в ряде сельских поселений и сельских образовательных учреждений в связи с предложениями Министерства образования Республики Карелия мероприятий по реорганизации сети образовательных организаций на территориях муниципальных образований от 04.12.2018 года;

— вносились предложения по вопросам реорганизации сельских образовательных организаций и развития образования в сельской местности Республики Карелия.

 

  1. Общая оценка проекта: Участники Круглого стола, прежде всего представители сельских территорий, оценивают предложения Министерства образования РК как непродуманные, поспешные, не учитывающие реального положения в муниципальных образованиях, в сельских поселениях, в конкретных сельских образовательных учреждениях республики. Реализация предложений будет способствовать усугублению деструктивных явлений, дальнейшему ухудшению и без того сложной социально-экономической, социокультурной и образовательной ситуации во многих территориях региона.

Содержательная оценка проекта – Проект МО РК по реорганизации сети не содержит аналитической части, в которой были бы определены стратегические задачи региональной политики в сфере образования и ограничен предложениями с тремя вариантами решений: ликвидация образовательной организации, подвоз обучающихся, проживание обучающихся в интернатах. Педагогические эффекты такой оптимизации негативные: качество условий образования большинства сельских детей из оптимизируемых школ и детских садов ухудшится. Социальные эффекты, как показала реакция жителей многих сельских поселений, также отрицательные.

Ожидаемые экономические эффекты оптимизации сомнительны, так как:

1) механизм расчётов неполный, он затрагивает только внешние «поверхностные» показатели (ставки педагогов, соотношение «учитель-ученик», содержание зданий, приобретение транспорта);

2) не учтены дополнительные расходы и потенциальные потери, обусловленные потребностями и следствиями реорганизации сети (дороги, транспорт, эксплуатация освобождаемых помещений и др.);

3) не предусмотрены затраты на реорганизационные мероприятия тех образовательных организаций, которые организуют подвоз, пришкольный интернат и новые для них функции по созданию организационно-педагогических условий.

Организационная оценка проекта – Отсутствие вариативности предлагаемых реорганизационных мероприятий, жёсткие, ограниченные 1-2 годами сроки их выполнения не предусматривают необходимого минимального задела времени для обеспечения реализации  законных прав граждан РФ, прописанных ФЗ «Об образовании» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данный проект не предусматривает широкого общественного обсуждения, учёта мнений самих сельских жителей, проведения объективной экспертизы и оценки последствий. Проект включает предложения, противоречащие ранее принятым решениям правительства РК.

В предложенном варианте проявляется межведомственная разобщенность и несогласованность действий. Например, в поселках, где предложено ликвидировать школы возводятся ФАПы, или предлагается закрыть школы, в которые за последние годы вложены серьезные средства регионального бюджета.

Участники Круглого стола понимают и поддерживают саму идею необходимости преобразований системы образования в сельской местности, рассматривают реорганизационные процессы как закономерные при определённых условиях:

— реорганизация не ухудшает условия получения образования конкретным ребёнком;

— реорганизация способствует развитию сельской образовательной организации (школы) и улучшению социокультурной образовательной ситуации сельского поселения.

Предложения общего порядка:

  • Объявить мораторий на мероприятия по реорганизации сети образовательных организаций на территориях муниципальных образований РК, предложенные Министерством образования Республики Карелия 04.12.2018 года не менее чем на год (за исключением мероприятий уже согласованных с местным сообществом).
  • Провести комплексный анализ образовательной ситуации на уровнях региона, муниципальных образований, сельских поселений, конкретной сельской образовательной организации:

– на основе уже принятых региональных программ и решений: программ социально- экономического развития РК и муниципальных районов, решения VIII съезда карел, плана мероприятий по совершенствованию демографической ситуации в РК, стратегии государственной национальной политики РК, плана мероприятий по исполнению Указа Президента РФ «Об объявлении десятилетия детства», федеральной целевой программы по подготовке и проведению 100-летия РК и др.;

– на основе межведомственного взаимодействия, интеграции и распределения ресурсов разных ведомств, производств, социальных институтов, общественных движений, действующих и влияющих на ситуацию соответствующего уровня (регион, муниципалитет, поселение). Вопросы межведомственного взаимодействия и государственно-общественного управления в сфере образования (и в иных сферах) поставить на контроль Правительства РК.

  • Организовать обучение управленческих кадров образования регионального, муниципального, локального уровней по вопросам организации и управления реорганизационными процессами, привлечения и включения в эти процессы широкой общественности.

В частности, относительно развития образования средствами реорганизации в сельской (негородской) местности актуальным является обучение по таким вопросам:

— стратегия и тактика планирования, проектирования и моделирования образовательных систем (системы и её элементов);

— вариативность муниципальных систем образования и современных сельских образовательных организаций, форм и способов организации образования;

— нормативно-правовые основы процессов реорганизации образования;

— методика  организации, управления и сопровождения процессов реорганизации, обеспечения участия в них широкой общественности.

 

  1. Предложения по отдельным аспектам реорганизации образования в сельской (негородской) местности Республики Карелия:
  • Ликвидация малочисленных школ и присоединение (филиализация) сельских школ к более крупным, находящимся в поселках городского типа, приведет к потере общего объема субвенции, предоставляемой районам. При этом сохраняются контингент обучающихся и все затраты, связанные с образовательным процессом. Потери могут составлять несколько миллионов рублей.

Предложение: Внести соответствующие изменения в региональные нормативные акты, определяющие методику расчета субвенции на общее образование, а именно, допускающие возможность осуществлять применение норматива на одного обучающегося не по принадлежности к образовательной организации, а по месту проживания. В этом случае крупные школы будут заинтересованы в филиализации соседних малочисленных школ и/или в сетевом взаимодействии, а муниципалитеты – в оптимизации сети. В ином случае уменьшится средний норматив на одного обучающегося в муниципалитете, что ухудшит положение детей.

  • Большая часть учреждений, подлежащих «оптимизации», реализуют программы не только общего, но и дошкольного образования. Есть риск, что с «исходом» учеников из малых школ исчезнут и дошкольные группы при них.

Встанет вопрос оказания услуг по дошкольному образованию, даже если в селе остается всего 5-6 детей. Возникнут проблемы:

в случае полной ликвидации учреждения – подвоз дошкольников потребует дополнительного оборудования автобусов и увеличение штата сопровождающих, что в совокупности составит расходы, не меньшие, чем содержание воспитателя на месте;

в случае филиализации дошкольной группы – определение ответственности за реализацию образовательной программы и за содержание здания, необходимости лицензирования программ дошкольного образования более крупными образовательными организациями (школами).

Предложение: Разработать отдельный норматив на финансирование дошкольных малочисленных групп или групп присмотра, чтобы сохранить возможность предоставления услуг по дошкольному образованию детям в месте их проживания. Предусмотреть отдельные субсидии для НКО, готовых оказывать соответствующие услуги. Предложить муниципалитетам субсидии на приобретение или ремонт помещений, в которых можно было бы осуществлять присмотр и уход за детьми в группах численностью 3-5 детей. Предусмотреть через службы занятости меры поддержки для безработных, желающих осуществлять присмотр и уход за детьми или вести образовательную деятельность по программе дошкольного образования в семейных группах.

  • При предложенной программе оптимизации значительно увеличивается подвоз (численность подвозимых детей, количество единиц транспорта, протяженность школьных маршрутов).

Предложение: Разработка плана мероприятий или региональной программы, предполагающих не только ремонт дорог регионального значения, но и оборудование остановочных комплексов, железнодорожных переездов, обустройство разворотных колец для автобусов большей вместимости в малых населенных пунктах. Возможно приобретение в школу не только автобусов, но и легковых автомобилей (такси). Нередки ситуации, когда автобус ПАЗ вынужден осуществлять рейсы для подвоза 1-2 детей из отдаленных населенных пунктов.

Главное, необходимо принять региональный нормативный акт, регламентирующий порядок осуществления подвоза школьников, т.к. такой документ отсутствует, а федеральные требования ориентированы на некую идеальную усредненную модель.

  • Школьный парк автобусов состоит в основном из автобусов ПАЗ и ГАЗ. Автобусы ПАЗ очень неудобны: часто выходят из строя; неэкономичны по расходу топлива; корпус поддается коррозии через 3-4 года при нормативном сроке службы 10 лет; оборудование, ограничивающее скорость движения, не позволяет автобусу преодолевать подъемы на дорогах и др.

Предложение: отказаться от приобретения автобусов этой марки.

  • Дети, проживающие в отдаленных населенных пунктах и попадающие к месту учебы и обратно на школьных автобусах, практически исключены из системы воспитательной работы школы и дополнительного образования. При этом их рабочий день порой длится более 9-10 часов в сутки, не считая времени на выполнение домашних заданий. Иногда время утреннего рейса начинается в 7 утра, а время прибытия из школы домой – 16.30. Чтобы единственный автобус мог успеть в нескольких направлениях, он делает два-три рейса, поэтому дети, прибывшие первым рейсом, вынуждены в течение 40-50 минут ожидать начала занятий. Дети страдают от хронического недосыпания.

Предложение: Исключить из Закона об образовании РК в части определения понятия «малокомплектная школа» пункта «время в пути до ближайшей образовательной организации не более 30 минут». Эта формальность привела к исключению из перечня малокомплектных школ сразу нескольких учреждений республики. А сокращение их финансирования привело к сокращению ставок педагогов, работающих, в том числе и с теми детьми, для которых даже при небольшом расстоянии время в пути растягивается до часа и дольше.

Предусмотреть повышающий коэффициент к нормативу на каждого подвозимого обучающегося, чтобы принимающая школа имела средства на социально-педагогическое сопровождение детей, вынужденных ожидать в первой половине дня начала занятий, а после уроков – отправления школьного автобуса.

  • Сельскую школу упрекают в низком качестве образования из-за отсутствия квалифицированных кадров, особенно тех, кто может обеспечить реализацию федерального стандарта старшей школы в части профилизации. В качестве решения этой проблемы перспективны варианты «Мобильный учитель» и «Дистанционное обучение». Однако ни одна из них не имеет юридической проработки и финансовых механизмов реализации.

Предложение: Начать разработку программы «Мобильный учитель», включая решение таких вопросов, как условия предоставления транспорта и компенсации расходов на его содержание; соблюдение трудовых прав педагога, работающего в нескольких школах; ответственность за повышение квалификации; страхование от рисков, связанных с интенсивным передвижением; нормирование труда с учетом переездов и пр.

Для осуществления варианта дистанционного обучения также необходимы шаги по технической оснащенности не только школ, но в целом сельских поселений; юридические и финансовые основы для оформления трудовых отношений с педагогом-тьютором; упрощение процедуры ведения школьной документации и др.

  • Дефицит кадров в сельских школах также связан также с постепенным «размыванием» льгот для педагогов, работающих в сельской местности. В 2009 году, при переходе на новую систему оплаты труда и отмене единой тарифной сетки, был отменен и 30% надтарифный фонд для сельских школ, позволявший сельскому учителю иметь более высокую заработную плату. Но остались преференции в виде льгот на коммунальные услуги.

В настоящее время уровень заработной платы педагогам определяется в соответствии с майскими Указами Президента РФ. В расчете показателя заработной платы учитывается весь доход педагога, в том числе и суммы выплат на компенсацию расходов по коммунальным платежам. Показатель, которого необходимо придерживаться, общий для городских и для сельских педагогов. Если из показателя заработной платы сельских учителей изъять суммы расходов на коммунальные платежи, то их реальная заработная плата будет меньше, чем у коллег-горожан. Таким образом, фактически сельские педагоги не имеют привилегии.

Предложение: При мониторинге показателя «заработная плата» в соответствии с Указами Президента РФ учитывать только реальную заработную плату, без сумм на коммунальные платежи, и финансово обеспечить достижение установленного показателя без фальсификаций и его искусственного подтягивания за счет коммунальных льгот.

  • В муниципалитетах практически разрушены методические службы. Если они и сохранились в отдельных районах, то методисты перегружены несвойственной их функционалу работой, вменяемой со стороны муниципальных органов управления образованием, тоже малочисленных. Районные методические кабинеты не занимаются наставничеством, сопровождением молодых педагогов. Среди методистов почти нет опытных, высококвалифицированных педагогов, т.к. они не относятся к «указным» категориям, и их заработная плата значительно ниже обычной учительской.

Предложение: Провести анализ состояния районных методических служб. Восстановить муниципальные методические службы, предусмотрев отдельную региональную программу, предполагающую для них грантовую поддержку на приобретение современного оборудования и программного обеспечения, на реализацию инновационных образовательных проектов, на поощрение лучших педагогических практик. Изыскать возможность для дифференциации заработной платы педагогов и методистов в соответствии с уровнем квалификации и профессиональной компетентностью.

 

Предложения направляются в адрес Правительства РК, Законодательного Собрания РК, Министерства образования РК, отделов образования администраций муниципальных районов РК, сельских образовательных организаций РК, в СМИ.

 

Рабочая группа Совета Ассоциации сельских школ РК по формированию предложений:

Гусева О.Н.,Ефлова З.Б., Морозова Н.В., Сеппянен Т.П., Танцева Т.И., Хаврусь В.В.