Интернет-журнал «Лицей»

В зоне напряжения. Савиново и Крошнозеро

Директор Савиновской школы Ирина Евсеева и Геннадий Сараев. Фото Марии Голубевой
Директор Савиновской школы Ирина Евсеева и Геннадий Сараев. Фото Марии Голубевой

Власти настаивают на необходимости закрытия школ в старинных карельских деревнях Савиново и Крошнозеро. Детский омбудсмен Карелии выступил против.

В Карелии продолжается обсуждение ситуации, связанной с решениями о закрытии сельских школ. С середины февраля в зоне напряжения оказался Пряжинский национальный район, пишет «Учительская газета». Под удар попали две сельские школы — в Крошнозеро и Савиново. На днях их посетил уполномоченный по правам ребенка в Карелии Геннадий Сараев.

Перед этим Геннадий Сараев приехал и в Пряжу, чтобы обсудить вопрос с недавно избранным главой района Романом Петровым. По словам чиновника, закрытие школ — шаг вынужденный. Непопулярные меры связаны со стремлением сократить расходы на содержание зданий. Сэкономленные средства направят на ремонт школы и интерната в поселке Эссойла, где учатся 364 ребенка, из них 143 добираются на учебу на автобусе.

На уточняющие вопросы омбудсмена о количестве учеников в двух школах, которые планируют закрыть, глава района Роман Петров ответил: «Не знаю».

Глава Пряжинского района Роман Петров (слева) и детский омбудсмен Геннадий Сараев. Фото Марии Голубевой
В Крошнозеро сейчас 9 учеников начальных классов, в Савиново — 8 дошколят и 3 ученика начальных классов. Муниципальная власть предлагает организовать подвоз школьников в Ведлозеро и Эссойлу. Родители высказались против планов районной администрации. В начале марта папы и мамы направили открытые обращения с просьбой сохранить школы главе республики Артуру Парфенчикову, уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка Анне Кузнецовой и министру просвещения РФ Ольге Васильевой.
Школа в Крошнозере. Фото Марии Голубевой
Школа-сад в Савиново. Фото Марии Голубевой
Село Крошнозеро и деревня Савиново являются местами компактного проживания карелов. Против закрытия школ в подобных населенных пунктах выступила Наталья Антонова, жительница Ведлозера, которое находится неподалеку. Наталья — координатор языкового гнезда «N`apukat»(«Крошки») в Общественной организации «Дом карельского языка». Она поясняет:
— В Карелии таких деревень почти не осталось. Одно дело посёлки, созданные под нужды производства, и другое дело старинные деревни, где есть  дух, история и отличия.
Наталья Антонова, выпускница сельской Ведлозерской школы, считает, что такие деревни и сёла нельзя лишать школ. Люди нашего века, уверена она,  не хотят, чтобы дети жили в интернате, учились далеко от дома. Взрослые боятся, что с закрытием школы исчезнет деревня.
— Пытаемся донести до руководства республики такие предложения, чтобы здания, неперспективные с точки зрения содержания, использовались для блага жителей, — рассказывает Наталья Антонова. —  Чтобы в них можно было бы развивать в том числе и профориентационную, досуговую, кружковую работу, развивать возможности народного образования. Возможно межсекторное решение, когда о судьбе школьного здания думает не только министерство образования, но и другие ведомства. Сельская культура, социальные вопросы, здоровье и образование, развитие туризма, профилактика алкоголизма — таким количеством направлений развития села можно было бы приостановить отток жителей.
О подобном решении говорит и Геннадий Сараев. Детский омбудсмен считает, что здания двух сельских школ крепкие и теплые. «Здесь безопасно для детей и взрослых», — говорит он. Сараев уверен, что в Крошнозере необходимо развивать дополнительные образовательные услуги, чтобы кабинеты школы не пустовали.
Ирина Богданова, директор Крошнозерской школы, показывает мастерские. Фото Марии Голубевой
Оба директора школ — Ирина Евсеева в Савиново и Ирина Богданова в Крошнозеро — не согласны с претензиями к качеству обучения, о которых представители местной власти заявили через свой паблик. Оба директора подчеркивают, что родители воспитанников и учеников категорически против закрытия школ и подвоза детей в соседние школы.
Месяц назад участники VII Республиканского Дня сельской школы предложили на год объявить мораторий на  реорганизацию сети школ в Карелии, предложенную Министерством образования Карелии. За это время эксперты рекомендовали провести комплексный анализ ситуации на уровне региона, муниципальных образований, сельских поселений, конкретной школы. Предложение поддержал профсоюз работников образования Карелии. Его председатель Евгения Макарова согласна, что ожидаемые экономические и педагогические эффекты от такой скоропалительной оптимизации будут сомнительны.
Ассоциация сельских школ Карелии и Профсоюз работников образования Карелии выступили с предложением организовать обучение управленческих кадров в сфере образования организации и управлению реорганизационными процессами с участием заинтересованных представителей общественности.
Предложения участников Дня сельской школы направили в адрес Правительства Карелии и Законодательного Собрания РК. Предполагалось, что их учтут при подготовке правительственного часа в парламенте, посвященного проблемам сельских школ. Но обсуждение, запланированное на 27 марта, вновь перенесли. Как сообщает интернет-журнал «Руна«, со ссылкой на пресс-службу парламента республики, это произошло «из-за невозможности присутствия основного докладчика», то есть министра образования Карелии Александра Морозова.
На коллегии Минобразования Карелии 26 марта и в разговоре с корреспондентом «Руны» Александр Морозов настаивал на необходимости оптимизации сельских школ. «Руна» цитирует министра:
«— Объективно это необходимо. Объективно без этого ни одна страна мира не обходится. Там, где падает население, там исчезают социальные объекты. Мы должны дать им [школьникам] приличное образование и профессию, дать в руки ремесло, которое позволило бы им не в деревне Савиново, где не будет производства, а в любой другой точке зарабатывать деньги, содержать семью и двигаться вперед. А мы их в ту же традицию: вот наши деды здесь, в Савиново, сидели и мы будем сидеть».
Exit mobile version