Новости, Образование

Лариса Подсадник: «Оставлять всё без изменений нельзя!»

На заседании Правительства Карелии 18 января 2019 года. Фото Марии Голубевой
На заседании Правительства Карелии 18 января 2019 года. Фото Марии Голубевой

Что будет с образованием Карелии в ближайшие годы?

В Правительстве Карелии сегодня рассматривали этот вопрос. Нет, в формулировке не было страшных слов «реструктуризация» и «оптимизация» — напротив, речь вели о «развитии» сети школ республики до 2022 года. Но легче от этого не стало. В очередной раз убеждаешься — нет пророка в своем Отечестве.

Лариса Подсадник и компромат на сельскую школу

Министра образования республики Александра Морозова на заседании не было. Основной доклад сделала Лариса Подсадник, вице-премьер по социальным вопросам.

Лариса Подсадник. Фото Марии Голубевой
Лариса Подсадник. Фото Марии Голубевой

В начале вице-премьер привела такие данные.

  • В Карелии сегодня 207 школ, из них 111 сельских, среди которых 44 малокомплектных.
  • За последние годы численность учеников в республике увеличилась на 5 тысяч, на селе сократилась на 1 тысячу.
  • Средняя наполняемость класса в городских школах 25 человек, в сельских 10. При этом есть школы, где педагогов больше, чем учеников: в Таунанской школе на 5 учеников приходится 14 педагогов.
  • В 2018 году в 6 сельских школах было по одному выпускнику.
  • В ходе Всероссийских проверочных работах в 2018 году 12 школ Карелии завысили результаты, среди них 83% сельские школы.
  • Выпускники сельских школ выбирают меньше предметов для сдачи ЕГЭ, чем выпускники городских школ. Профильную математику сельские дети сдают хуже городских.
  • В школах Карелии 137 учительских вакансий, из них 78 в сельских школах.
  • В сельских школах педагоги преподают по несколько предметов. В школе поселка Шалговаара Паданского поселения Межвежьегорского района один учитель ведет русский, язык, литературу, музыку, физкультуру, информатику. Другой — физику, химию и обществознание.
  • Доля детей из сельских школ, поступающих на обучение по востребованным  специальностям в учреждения профессионального образования, в среднем составляет лишь 30%.

Приведенные Ларисой Подсадник искусно подобранные данные (почему именно эти осталось непонятно) без преувеличения можно назвать компроматом на сельскую школу Карелии. Из них напрашивался главный вывод: сельские школы, особенно малокомплектные, обходятся бюджету слишком дорого, и они дают некачественное образование.

Подсадник напомнила, что в 2020 году в Карелии перейдут на новые стандарты средней школы, которой сельские школы, что очевидно следовало из ее доклада, не соответствуют. В то время как, цитирую, «выпускники средней школы должны быть конкурентоспособны».

В качестве положительного примера сельской школы и Лариса Подсадник, и потом глава Карелии Артур Парфенчиков приводили новую школу в поселке Ледмозеро. Она оснащена по последнему слову, а родители из Тикши по своей инициативе привозят сюда детей.

В республике, продолжала Лариса Подсадник,  предполагается построить 13 пришкольных интернатов, в том числе в Эссойле и в Надвоицах. «Прорабатывается вопрос по Специализированной школе искусств».

Приведенные данные, утверждение «сеть пришкольных интернатов мы будет развивать» противоречили фразе, все-таки произнесенной Ларисой Подсадник: «Решение принимает конкретная семья».

Вскользь Подсадник сказала, что есть и другие формы образования, что для освобождаемых кадров будет организовано обучение.

Лариса  Подсадник уверена: «Оставлять всё без изменений нельзя!» После этого ее слова «Окончательное решение будут принимать органы местного самоуправления» выглядели просто дежурным реверансом.

Завершила Лариса Подсадник свое выступление призывом «прекратить спекулировать на этой важной теме». Это в адрес СМИ и граждан, которые высказываются в соцсетях.

 

Вспомнили про Ассоциацию сельской школы Карелии

Первый вопрос задал уполномоченный по правам человека в Карелии Александр Шарапов:

— Как согласуются закрытие объектов социальной сфера при наличии профицитного бюджета?

Лариса Подсадник назвала это уходом от темы и отвечать не стала.

Депутат ЗС РК Галина Гореликова пожурила Минобраз Карелии за то, что депутатам сообщают о планах в последний момент. По ее словам, в первой декаде февраля в Заксобрании пройдет парламентский час по обсуждению этой темы. Депутат ЗС от Беломорского района Ирина Кузичева приводила аргументы в пользу сохранения школы в Нюхче.

Детский омбудсмен республики Геннадий Сараев призвал органы местного самоуправления при принятии решений исходить из принципа верховенства прав ребенка. Он предложил создать Экспертный совет, включив туда представителей общественных организации, в том числе Ассоциации сельской школы Карелии.

«На образовании мы экономить не собираемся»

Артур Парфенчиков на заседании Правительства Карелии 18 января 2019 года. Фото Марии Голубевой
Артур Парфенчиков на заседании Правительства Карелии 18 января 2019 года. Фото Марии Голубевой

Это главная мысль, которую пытался донести сегодня до членов правительства и всех, кто смотрел видеотрансляцию заседания, Артур Парфенчиков:

— Глубокое заблуждение, что мы экономим на образовании.

По его словам, современные школы, которые предстоит построить на селе, обходятся бюджету дороже, чем старые.

Правда, непонятно, на какие средства будут строить новые школы. Известно, что есть федеральное финансирование на школы в Кеми, Петрозаводске, Деревянке. Все остальное — образовательный центр в Салми, школа в Ляскеля и другие проекты — пока в стадии обсуждения.

Глава республики заверил, что школы в отдаленных поселках — Нюхча, Паданы, Суккозеро — закрыты не будут. Будут сохранены школы на территориях с перспективой развития — например, в поселке Мийнала Лахденпохского района.

По мнению Артура Парфенчикова, для сельских детей нужно создавать ситуацию выбора. По его словам, в Президентском кадетском училище Петрозаводска для сельских детей Карелии созданы преференции, надо развивать Карельский кадетский корпус, Специализированную школу искусств, создавать математическую школу.

Глава Карелии вспомнил про новые технологии, имея в виду перспективу образования в республике:

— Когда мы внедрим электронное образование, у нас, может, и концепция изменится…

Показалось неожиданным, что Артур Парфенчиков скорректировал свое негативное отношение к маленьким школам. Он призвал учесть зарубежный опыт, в частности, скандинавский, когда в одном классе могут обучаться четыре ребенка разного возраста. Ларисе Подсадник сделал замечание:

— Нельзя нормативы крупной школы накладывать на малокомплектную школу.

Присутствующая на заседании депутат Госдумы Валентина Пивненко предложила провести в Карелии выездное заседание ГД для обсуждения вопроса о малокомплектных школах и выработать законодательную инициативу.

Странно, что ни Артур Парфенчиков, ни Валентина Пивненко не знают, что такие наработки в Карелии есть и они признаны на российском уровне. Лаборатория сельской школы Карелии в ПетрГУ во главе с известным ученым Зинаидой Ефловой изучила все сельские школы Карелии, выработала предложения и рекомендации по обучению в классе из нескольких учеников и т.п. Изданы пособия, монография, проводится ежегодно День сельской школы Карелии. Очередной пройдет уже 8 февраля.

И что же, в Министерстве образования об этом не знают? Прекрасно знают! В том числе присутствовавшая на заседании замминистра Татьяна Васильева. Но Зинаиду Ефлову в минобразе не жалуют по причине ее принципиальности, нежелании прогибаться вместе с генеральной линией. Интересы ребенка — вот что главное для нее. В который раз констатируем — нет пророка в своем Отечестве.

Замминистра образования РК Татьяна Васильева  на заседании Правительства Карелии 18 января 2019 года. Фото Марии Голубевой
Замминистра образования РК Татьяна Васильева на заседании Правительства Карелии 18 января 2019 года. Фото Марии Голубевой