Неужели ЖКХ съест муниципальную культуру и что такое ДНК, которое вдруг стало произрастать на российских культурных просторах? Об этом и многом другом рассказала на брифинге в правительстве министр культуры Карелии Елена Богданова, которая подвела итоги минувшего года.
Провинциальная культура, по крайней мере, за последние 20 лет, никогда не жила сытно, без проблем и свободно. 0,7 процента, которые выделяются на всю отрасль в российском бюджете, говорят сами за себя. Поэтому главным событием 2013-го стало долгожданное, а главное за многие годы заслуженное и заработанное повышение заработной платы работникам культуры. На конец 2013 года она выросла на 25,5 процента и составила 16552,9 рублей в среднем по республиканским и муниципальным учреждениям культуры. Отдельно по республиканским 18 658,6 тысячи рублей и по муниципальным – 14 954,4 руб.
Тем не менее зарплата в сфере культуры сегодня составляет немногим более половины средней по республике, и только к 2018 году должна достигнуть этого рубежа. Причем повышение происходило не механически, как это часто делают, а при выполнении целого ряда условий по повышению «эффективности и качества» труда, для чего были разработаны так называемые дорожные карты.
В одних учреждениях культуры это повышение ощутили как значительное, для других оно прошло почти незаметно в силу целого ряда обстоятельств. Но то, что процесс все-таки начался, сдвинулся с мертвой точки, вселяет оптимизм.
В первую очередь объектом внимания и заботы региональной власти, по словам министра, станут муниципальные учреждения культуры. Замечу: самые нищие и уязвимые. Приведу только одну цифру, которая прозвучала на брифинге: большинство сельских и поселковых домов культуры в Пудожском районе построены в 20 — 30-е годы прошлого века, то есть в первые годы советской власти. Смогут ли они стать центрами культурной жизни на селе, нести культуру в массы?
Справедливости ради следует сказать, что не в таком объеме, как хотелось бы, но средства на строительство новых и ремонт старых зданий муниципальных домов и центров культуры выделяются. В прошлом году таких «счастливцев» оказалось 6 (их ремонт провели при поддержке федерального бюджета), а также дом Мелькиных в Шелтозеро, в котором располагается музей вепсской культуры имени Р.П. Лонина.
Родившаяся в прошлом году традиция проведения Дней республики в районах Карелии сможет также поддержать этот процесс — использование части выделяемых на проведение праздника средств пойдут на ремонт и приведение в порядок муниципальных учреждений культуры. В 2013 году было заключено соглашение между Министерством культуры РФ и Правительством Карелии, в рамках которого наша республика получит субсидии (на условиях софинансирования) на реализацию в 2014 году проектов по развитию материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, приобретение специализированного транспорта, музыкальных инструментов, развитие сельских библиотек. Сумма не такая великая – 43,9 млн рублей, но если прибавить деньги из республиканского бюджета, то что-то можно опять-таки сделать.
Но есть еще одна беда. Из тех сумм, которые выделяют муниципальным учреждениям культуры, значительная часть уходит на оплату услуг… ЖКХ. Так что самой культуре остается не так уж много. И сегодня уже становится практикой, когда под крышей культурного центра (как под сказочным грибком) находят пристанище, кроме культуры, и учреждения быта, и почта, а где-то даже и баня. А помочь расселить эту «коммуналку» может только власть. Естественно, что никто не пойдет на отмену оплаты услуг, но обуздать жадно растущие даже не по годам, а уже по месяцам тарифы ЖКХ, она просто обязана.
Информация, скорее даже отчет Елены Богдановой, была обстоятельна и не оставила без внимания ни одну сторону деятельности отрасли: сохранение памятников культурного наследия, участие в совместных международных проектах, деятельность по получению грантов – в 2013 году было подано более 70 заявок и по 30 получены деньги.
В июне этого года должна переехать в новую пристройку Национальная библиотека, после чего начнутся реконструкция и реставрация старого здания с завершением работ в 2015 году. В минувшем году началась разработка проектно-сметной документации реконструкции второй очереди Национального музея, которая пройдет в 2015-2016 годах. В новых залах разместится одна из самых значимых постоянных экспозиций, посвященных Карельскому фронту. Эти два самых крупных проекта входят в план подготовки к празднованию 100-летия государственности Карелии. Продолжается еще один важнейший проект – реставрация Преображенского храма на острове Кижи.
Кстати, поскольку Карелия признана всеми настоящим заповедником деревянного зодчества (4,5 тысячи памятников культуры!) требует решения, причем незамедлительного, вопрос подготовки кадров реставраторов памятников именно деревянного зодчества. Иначе мы рискуем растерять свое богатство.
Мой вопрос был про ДНК. В последние годы в России стал продвигаться в жизнь один из двух культурных проектов – дома новой культуры (сокращенно ДНК-центры). Ряд регионов уже включились в этот проект, и хотя, судя по публикациям, в это понятие разные регионы и города включают свое содержание, цель ДНК-центров у всех одна: создание современной культурной площадки, где бы удовлетворяли свои культурные запросы люди разного возраста и интересов.
И Карелии тоже не осталась в стороне, ответила Елена Викторовна. Такой универсальный центр планируется создать в Костомукше, администрация которой выразила готовность участвовать в софинансировании проекта (обязательное условие для его реализации). В России уже разработаны типовые проекты зданий ДНК-центров, один из них будет выбран для строительства его в Костомукше. Предполагается, что в центре будут проходить кинопоказы, концерты, выставки, работать музеи, творческие лаборатории и студии, библиотеки, компьютерные и спортивные залы. Одним словом, культурный центр.
Лично я бы не сказала, что это совершенно новая и революционная идея. Достаточно хотя бы вспомнить Дворец культуры «Машиностроитель» в Петрозаводске, где работало (если мне не изменяет память) около полусотни только творческих коллективов, где проходили (и до сих пор проходят) концерты российских звезд и карельских коллективов. Дворец включал в себя также и спортивный зал.
Естественно, что ДНК-центры предполагают современное оборудование и оснащение, что должно привлечь в первую очередь молодежь. Идея хороша, как она будет воплощена в жизнь, при успешном стечении обстоятельств, мы у себя в Карелии увидим уже через несколько лет. Насколько эта идея окажется успешной и жизнеспособной, покажет время. Но одно несомненно: это будет культура XXI века. Правда, хотелось, чтобы она вобрала в себя и развила то лучшее, что успели накопить за прошедшее время.