Интернет-журнал «Лицей»

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Прялка и веретено со старых времен были одними из главных инструментов крестьянки. Обычно жених дарил девушке прялку, чаще всего сделанную и украшенную своими руками.  Такая прялка  сопровождала женщину всю жизнь. Личную, подписанную прялку никогда не давали в чужие руки — быть беде. 

Как свободная минута, хозяйка садилась к прялке. Пряли раньше при свете лучины, но несмотря на это нить была ровная и тонкая. Красиво прясть – это настоящее искусство. Недаром в старину говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха». У каждой прялки есть своя история.

Публикация подготовлена участниками проекта «Заонежский селькор».

 

Бабушкина прялка

Валентина Росликова

 

Бабушкина прялка снится мне порой, 
Детство моё спряталось за крутой горой. 
Нет туда дороги — чащи, бурелом, 
Высоки отроги. Только снится дом, 
Бабушкина прялица и веретено…
Выросла из платьица я уже давно. 
Нитку из куделицы мне не оборвать… 
Снится и не верится, что пора вставать. 

Бабушка всегда сидела за прялкой у окна, сноровисто тянула нить из кудели, иногда тихонько напевала: «Ой, да ты, кали-и-нушка..».

«Не́ срони прялку»  — ругалась она, — кто мни дру́гу сделает?»

Прялица стояла у окна между лавкой и бабушкиной кроватью. Иной раз попрядёт, да и привалится отдохнуть. Была прялка простой, вся сделана цельно: и лопатка с ножкой, и донце «с одной коко́рины» (корневище), иногда бабушка называла её коко́рой. Украшений на ней не было: на лопатке  — семь дырочек для спицы, на которую насаживалась куделя. Чем меньше становилась при прядении куделя, тем ниже переставлялась спица с нею.

Прялица была тёмной от времени, гладкой и тёплой на ощупь. Наверное, это была ещё «дево́чья» бабушкина прялка, которую с приданым привезла она в Пегрему из деревни Илемсельга, откуда её просватали. Пряжи надо было на семью много, чтобы связать всем дельнички (рукавички), носки не по одной паре. Детям на особинку (специально) — из я́ритинки (шерсть от молодой овечки, ярочки), мягкие и тёплые вещицы. 

Перед тем, как прясть, надо было подготовить шерсть: выстричь овец, «разшинькать» их шерсть, выбрать (снять) «остья» (острый мусор – щепки), выкартить (вычесать на картах- специальных лопатках с тонкими гвоздиками), Потом надо сформировать куделю, приладить её на прялку и прясть, вытягивая нить на веретешко (веретено) с прястенем (груз внизу в виде гаечки). 

Выпряденные нитки свивались в мотки вместе с помощником: я выставляла руки вперёд, и бабушка наматывала на них пряжу: «Ровнее де́ржи!» — Учила она меня. Мотки перевязывали ниточкой, стирали их в щёлоке или хозяйственным мылом, сушили и сматывали в клубки. Пряла бабушка и потолще, и потоньше, смотря что вязать. Вязали они с мамой кофты, жилетки и даже платки. Когда бабушки не стало, мы ещё много лет носили вещи, хранящие тепло её рук. 

Пряла бабушка не только овечью шерсть, были у неё льняные кудели из старых запасов, когда в деревне лён выращивали. Из такой кудели она пряла нитки на дратву, папа их вощил варом и подшивал валенки. А мне доставался иногда кусочек льняной кудельки на волосы для самодельной куколки. 

Давно нет моей бабушки — Марьи Фёдоровны Моисеевой. Лихие люди сожгли в заброшенной деревне дом с бабушкиной прялочкой. Бабушка, прости за всё. И за прялку тоже. 

Валентина Росликова

 

Загадочная роспись 

 

Каждый раз, когда бываю в музеях, мой взгляд останавливается на старинных прялках, а особенно на редкой живописной росписи или резьбе по дереву. Вот и в краеведческом музее Шуньгской школы хранятся несколько подобных предметов старины. 

Большинство прялок просто гладкие или с резьбой, а одна совсем не похожа на остальные, чем и привлекла мое внимание. Эту прялку подарил музею несколько лет назад местный житель Александр Храбунов. Его бабушка Анна Петровна Назарова, хозяйка прялки, родилась в Шуньге, работала счетоводом, позже в мастерских «Заонежская вышивка».

На оранжевом фоне виден яркий растительный узор с обеих сторон прялки. Можно предположить, что роспись представлена на одной стороне в виде початка кукурузы. Эту версию можно подтвердить событиями того времени: в 1950-х -1960-х годах глава нашего государства Никита Хрущёв проводил так называемую «кукурузную кампанию» – попытку массового внедрения кукурузы в сельском хозяйстве СССР. Но между початками кукурузы здесь изображены и цветы подсолнуха.

На другой стороне прялки изображено растение с множеством жёлтых подсолнухов, которые сегодня выращивают только в южных районах страны.

В общем, роспись этой старой прялки очень меня заинтересовала. К сожалению, хозяйки прялки уже нет в живых, и не узнать, кто делал роспись и почему выбрал именно такое изображение. Говорят,  у нас в Заонежье 70 лет назад тоже выращивали кукурузу. Почему на одном рисунке и кукуруза, и подсолнухи?  Или прялка была привезена в дар вообще из других мест? 

Эти вопросы я задала бывшему зоотехнику Шуньгского совхоза Владимиру Петровичу Банцову, который всю свою жизнь посвятил сельскому хозяйству. Вот что он рассказал: 

— Действительно, в хрущёвские годы по всей стране, в том числе и в Заонежье, в приказном порядке заставляли засеивать поля кукурузой и подсолнухом. Но в суровых карельских условиях погоды семена не вызревали, поэтому молодые растения срезали летом как сочную траву для кормления скота. Хранили в специальных силосных ямах, посыпав солью или кислотой и запрессовав трактором. 

Вот оказывается где разгадка, почему кукуруза и подсолнух соседствуют на живописном узоре прялки. 


Ольга Дронова

 

 

Древо жизни

Символом проекта «Древо жизни», который проводится сейчас в Заонежье, стало изображение на прялке, найденной в музейной коллекции Владимира Александровича Аверьянова в заонежском селе Великая Губа.

Эта удивительная находка была сделана случайно. В Заонежье еще можно найти старинные прялки, но большинство из них лишены росписи. Это связано с одной стороны с тем, что расписные прялки уже давно стали достоянием различных музейных коллекций, а с другой, традиция росписи по дереву практически исчезла в 20-годы XIX века. Тем удивительнее было найти прялку с живой росписью в Великой Губе.

После долгих выяснений, что же символизирует это изображение, мы решили остановиться на легенде, согласно которой оно укрепляет духовные силы и несет добрые пожелания. Ведь в традиции изготовления и росписи прялок, которые обычно дарил отец дочери, или муж жене было заложено пожелание благополучия. Так и мы, выбирая это изображение символом проекта, желаем всем добра и благополучия.

Наталья Вильк

 

 

Публикация подготовлена группой  «Заонежский селькор» в рамках проекта «Древо жизни»«Культурная мозаика: партнёрская сеть» Фонда Елены и Геннадия Тимченко
Exit mobile version