Проекты, Русский Север

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Прялка и веретено со старых времен были одними из главных инструментов крестьянки. Обычно жених дарил девушке прялку, чаще всего сделанную и украшенную своими руками.  Такая прялка  сопровождала женщину всю жизнь. Личную, подписанную прялку никогда не давали в чужие руки — быть беде. 

Как свободная минута, хозяйка садилась к прялке. Пряли раньше при свете лучины, но несмотря на это нить была ровная и тонкая. Красиво прясть – это настоящее искусство. Недаром в старину говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха». У каждой прялки есть своя история.

Публикация подготовлена участниками проекта «Заонежский селькор».

 

Бабушкина прялка

Валентина Росликова
Валентина Росликова

 

Бабушкина прялка снится мне порой, 
Детство моё спряталось за крутой горой. 
Нет туда дороги — чащи, бурелом, 
Высоки отроги. Только снится дом, 
Бабушкина прялица и веретено…
Выросла из платьица я уже давно. 
Нитку из куделицы мне не оборвать… 
Снится и не верится, что пора вставать. 

Бабушка всегда сидела за прялкой у окна, сноровисто тянула нить из кудели, иногда тихонько напевала: «Ой, да ты, кали-и-нушка..».

«Не́ срони прялку»  — ругалась она, — кто мни дру́гу сделает?»

Прялица стояла у окна между лавкой и бабушкиной кроватью. Иной раз попрядёт, да и привалится отдохнуть. Была прялка простой, вся сделана цельно: и лопатка с ножкой, и донце «с одной коко́рины» (корневище), иногда бабушка называла её коко́рой. Украшений на ней не было: на лопатке  — семь дырочек для спицы, на которую насаживалась куделя. Чем меньше становилась при прядении куделя, тем ниже переставлялась спица с нею.

Прялица была тёмной от времени, гладкой и тёплой на ощупь. Наверное, это была ещё «дево́чья» бабушкина прялка, которую с приданым привезла она в Пегрему из деревни Илемсельга, откуда её просватали. Пряжи надо было на семью много, чтобы связать всем дельнички (рукавички), носки не по одной паре. Детям на особинку (специально) — из я́ритинки (шерсть от молодой овечки, ярочки), мягкие и тёплые вещицы. 

Перед тем, как прясть, надо было подготовить шерсть: выстричь овец, «разшинькать» их шерсть, выбрать (снять) «остья» (острый мусор – щепки), выкартить (вычесать на картах- специальных лопатках с тонкими гвоздиками), Потом надо сформировать куделю, приладить её на прялку и прясть, вытягивая нить на веретешко (веретено) с прястенем (груз внизу в виде гаечки). 

Выпряденные нитки свивались в мотки вместе с помощником: я выставляла руки вперёд, и бабушка наматывала на них пряжу: «Ровнее де́ржи!» — Учила она меня. Мотки перевязывали ниточкой, стирали их в щёлоке или хозяйственным мылом, сушили и сматывали в клубки. Пряла бабушка и потолще, и потоньше, смотря что вязать. Вязали они с мамой кофты, жилетки и даже платки. Когда бабушки не стало, мы ещё много лет носили вещи, хранящие тепло её рук. 

Пряла бабушка не только овечью шерсть, были у неё льняные кудели из старых запасов, когда в деревне лён выращивали. Из такой кудели она пряла нитки на дратву, папа их вощил варом и подшивал валенки. А мне доставался иногда кусочек льняной кудельки на волосы для самодельной куколки. 

Давно нет моей бабушки — Марьи Фёдоровны Моисеевой. Лихие люди сожгли в заброшенной деревне дом с бабушкиной прялочкой. Бабушка, прости за всё. И за прялку тоже. 

Валентина Росликова

 

Загадочная роспись 

 

Каждый раз, когда бываю в музеях, мой взгляд останавливается на старинных прялках, а особенно на редкой живописной росписи или резьбе по дереву. Вот и в краеведческом музее Шуньгской школы хранятся несколько подобных предметов старины. 

Большинство прялок просто гладкие или с резьбой, а одна совсем не похожа на остальные, чем и привлекла мое внимание. Эту прялку подарил музею несколько лет назад местный житель Александр Храбунов. Его бабушка Анна Петровна Назарова, хозяйка прялки, родилась в Шуньге, работала счетоводом, позже в мастерских «Заонежская вышивка».

На оранжевом фоне виден яркий растительный узор с обеих сторон прялки. Можно предположить, что роспись представлена на одной стороне в виде початка кукурузы. Эту версию можно подтвердить событиями того времени: в 1950-х -1960-х годах глава нашего государства Никита Хрущёв проводил так называемую «кукурузную кампанию» – попытку массового внедрения кукурузы в сельском хозяйстве СССР. Но между початками кукурузы здесь изображены и цветы подсолнуха.

На другой стороне прялки изображено растение с множеством жёлтых подсолнухов, которые сегодня выращивают только в южных районах страны.

В общем, роспись этой старой прялки очень меня заинтересовала. К сожалению, хозяйки прялки уже нет в живых, и не узнать, кто делал роспись и почему выбрал именно такое изображение. Говорят,  у нас в Заонежье 70 лет назад тоже выращивали кукурузу. Почему на одном рисунке и кукуруза, и подсолнухи?  Или прялка была привезена в дар вообще из других мест? 

Эти вопросы я задала бывшему зоотехнику Шуньгского совхоза Владимиру Петровичу Банцову, который всю свою жизнь посвятил сельскому хозяйству. Вот что он рассказал: 

— Действительно, в хрущёвские годы по всей стране, в том числе и в Заонежье, в приказном порядке заставляли засеивать поля кукурузой и подсолнухом. Но в суровых карельских условиях погоды семена не вызревали, поэтому молодые растения срезали летом как сочную траву для кормления скота. Хранили в специальных силосных ямах, посыпав солью или кислотой и запрессовав трактором. 

Вот оказывается где разгадка, почему кукуруза и подсолнух соседствуют на живописном узоре прялки. 


Ольга Дронова

 

 

Древо жизни

Символом проекта «Древо жизни», который проводится сейчас в Заонежье, стало изображение на прялке, найденной в музейной коллекции Владимира Александровича Аверьянова в заонежском селе Великая Губа.

Эта удивительная находка была сделана случайно. В Заонежье еще можно найти старинные прялки, но большинство из них лишены росписи. Это связано с одной стороны с тем, что расписные прялки уже давно стали достоянием различных музейных коллекций, а с другой, традиция росписи по дереву практически исчезла в 20-годы XIX века. Тем удивительнее было найти прялку с живой росписью в Великой Губе.

После долгих выяснений, что же символизирует это изображение, мы решили остановиться на легенде, согласно которой оно укрепляет духовные силы и несет добрые пожелания. Ведь в традиции изготовления и росписи прялок, которые обычно дарил отец дочери, или муж жене было заложено пожелание благополучия. Так и мы, выбирая это изображение символом проекта, желаем всем добра и благополучия.

Наталья Вильк

 

 

Публикация подготовлена группой  «Заонежский селькор» в рамках проекта «Древо жизни»«Культурная мозаика: партнёрская сеть» Фонда Елены и Геннадия Тимченко