Интернет-журнал «Лицей»

Закон в опасности?

petrozavodsk1Бизнесу хочется строить и продавать, архитекторам творить, общественности сохранить Левашовский бульвар и исторический центр Петрозаводска, а потенциальным дольщикам въехать в новые квартиры. Сейчас все мы находимся на узком и опасном пике горы этих желаний, откуда скатиться можем в любой момент и в любую сторону.

 

На днях, 4 сентября, я впервые побывала на заседании Общественного градостроительного совета Администрации Петрозаводска. Причиной его стало намерение компании «Группа Баренц» возобновить у Левашовского бульвара строительство здания, проект которого подлежит обсуждению специалистами. Последние полтора года «Группа Баренц» занималась устранением одного из препятствий к этому: выводила из Единого реестра объектов культурного наследия по РФ три числящихся на территории будущей застройки исторических деревянных дома, выявленных во время одного из заседаний суда против застройщика.

 

Общественность с каждым днём всё больше интересует градостроительная политика  в Петрозаводске. Результаты её горожане реально ощущают на себе, и очень часто они горьки. Нередко жителей обвиняют, что они спохватились поздно, когда на месте будущего торгово-развлекательного центра «Макси» уже сутками вбивали сваи, на площади Гагарина ставили английские часы, а «Лотос Плаза» уже закопала реку Неглинку. Поверьте, это  совершенно не так! И потому для меня важно было не пропустить новый виток в жизни стройки у Левашовского бульвара. В этой истории я больше всего переживаю за него, ведь он живой, но сам себя защитить не в силах.

 

Сегодняшняя ситуация такова: бизнесу хочется строить и продавать, архитекторам творить, общественности сохранить бульвар и исторический центр города, а потенциальным дольщикам въехать в новые квартиры. Сейчас все мы находимся на узком и опасном пике горы этих желаний, откуда скатиться можем в любой момент и в любую сторону. А можем и удержаться на желаемой всеми высоте. И зависит это от Его Величества Закона, который многолик, но должен быть непреклонен и глубоко уважаем  каждым.

 

Законы архитектуры

Архитектура –  это наука и искусство, со строгими правилами, законами, пропорциями и мудрёными терминами. Это напоминание для тех жителей, кто очень часто руководствуется такими словами: «А мне не нравится, я хотел бы не так, давайте проголосуем, чтобы было по-другому».

Многие архитекторы при обсуждении проекта на градостроительном совете отметили: здание очень длинное, это «длинная корпусная застройка», «кишка, хоть и довольно сложная», «очень длинное, страшно длинное», «это стеновая застройка», «сплошная стена», «китайская стена» –  и это некрасиво с точки зрения архитектуры. Не только некрасиво, но и математически нехорошо: «6-7 этажей в соотношении с улицей будут убивать, надо понизить до 4-х этажей», «сделал бы 4 этажа, так комфортней», «нарушено соотношение высоты и длины», «новые дома, отталкиваясь от него,  негде будет строить, вокруг нет места, и потому он навсегда останется выпавшим объектом».

Поэтому коллеги советуют автору проекта А. Скрипицыну продолжить и усилить то, что он и так пытается сделать – визуально изменить здание, «задвинуть, разорвать, понизить», расчленить его, вводя сквозные проёмы, используя разные отделочные материалы, играя с высотами частей дома. Некоторые предлагают сделать это не только визуальными методами, но и реальными, построив несколько более мелких зданий,  что называется мелкодисперсной застройкой. «Можно мельче и нужно мельче». Это перекликалось бы с историей места, ведь именно небольшие многочисленные домики стояли тут в стародавние времена, присутствуя при рождении Левашовского бульвара.

 

Однако, не все архитекторы с этим согласны. Есть мнение, что примыкающие друг к другу дома вполне возможны, но должны быть очень разными, то есть опять речь идёт о визуальном разделении. Единицы не согласны, что это стена, ссылаясь на рельефную S-образную форму, готовы видеть тут более высокую и более урбанистическую архитектуру.

Ещё кому-то хотелось «снять мясо» с угла здания, обращённого к Онего-паласу, чтобы гостиница как акцент не была закрыта от взора, но ему отвечали, что повышение здания к имеющемуся акценту архитектурно обоснованно, и вид на акцент закроет лишь с определённой точки зрения.

Всё-таки большинство уважаемых членов Совета, а главное, опытных профессионалов, такой большой и длинный объём «без всплесков, с некоторой «скучностью и неинтересностью» не устраивает, и все присутствующие старались поделиться с автором проекта своими идеями, как изменить его к лучшему.

 

Закон окружения

О, тут факторов много!

Например, дворы. Из-за S-образности здания они с обеих сторон стали его фасадной частью. А кому нравится, чтобы «внутренняя жизнь двора вышла наружу, да ещё на самую загруженную улицу города»? Хотя другой архитектор считает, что такая «организация пространства не похожа на колодец и даёт воздух».

Канализационный коллектор, вот ещё проблема… Он приходит на участок сверху, от Балтийского Банка и Пенсионного фонда, и там проблему решили, не смыкая этих зданий. Трубы диаметром 2,5 метра проходят по краю участка нового строительства и тянутся вдоль реки. Над ними ничего строить нельзя, и потому торец дома по ул. Кирова выглядит «недоделанным, незавершённым и его надо переделать», «угол над коллектором надо решать».

Стоянки транспорта. Даже вымолвить страшно, такая это проблема проблем. Предусмотрена стоянка на 150 машин при заявленном числе квартир 300. Для нашего времени, когда машина есть почти в каждой семье, а то и не одна, такое соотношение кажется недостаточным. Однако, как сообщил автор проекта, по нормативу должно быть всего 25 стояночных машино-мест! Застройщик и так щедрой рукой увеличил их число в 6 раз.

Очень интересный вопрос, где они будут располагаться. Порядка 80-60 авто на подземной стоянке и во дворах, рядом с детскими площадками, которые ещё, как мы помним, и к дорогам открыты. Остальные 70-90 мест для парковки сделаны в карманах по улицам Малой Слободской и Еремеева. Карманы «сошьют» за счёт самого квартала, но выстроятся машины вдоль живой зелени бульвара и окон будущих квартир. Остальным, ориентировочно 150 машинам, предложено парковаться у гостиницы Онего-палас. Что творится там, я сфотографировала. Кстати, не будет на территории квартала стоянки для машин Пенсионного фонда и банка, которую когда-то обещали, во-первых, из-за коллектора, а во-вторых, как мы видим, жильцам и свои-то машины ставить некуда.

 

Закон застройщика

Его, как обычно, представлял И. Гаврюшев. Сообщил, что «Группа Баренц» обращалась к специалисту ПетрГУ по фундаментам В. Симагину и лесному эксперту Лесотехнического университета им. Кирова (СПб) Леонтьеву. Оба считают, что строительство не повредит бульвару. «С данными экспертиз желающие могут ознакомиться. Их сделали люди с моралью».

Интересно было услышать из уст Ильи Сергеевича Гаврюшева следующее: «Известно, что полтора года назад мы оспаривали статус бульвара, но отозвали свой иск. Многие не понимали, почему мы это сделали. Потому, что спорить не о чем – бульвар это памятник. Как застройщикам он нам даже выгоден. Это вал, это история, это Левашов».

Важно было узнать, что «Группа Баренц» «приступает к озеленению бульвара согласно проекту Администрации». Обещано снести 90 деревьев и многие  вылечить, посадить 180 деревьев, 3 500 кустов, дать возможность участвовать в этом каждому желающему. Работы должны начаться в сентябре этого года.

Ещё обещано «провести позднее опять общественные слушания и внимательно прислушиваться к сообществу». Только вот я не поняла, о чём? Если строить в рамках закона, то, по-моему, и слушания не нужны. Так что для меня это обещание очень тревожное.

На градостроительном совете представитель застройщика очень просил рассмотреть «только архитектуру», а ведь одним из пунктов судебного иска общественности было требование «обязательного проведения ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ экспертизы ПРОЕКТА строительства», с чем господин И. Гаврюшев в суде был вынужден согласиться и обещание это публично в залах суда давал. Это обещание на сегодня не выполнено, а без него проект, который больше двух часов обсуждался на градостроительном совете, похож на хрупкий замок из песка: может быть, дунь на него экспертиза  и нет его.

 

Закон высоты

Сейчас мы подходим к самому главному. Градостроительные регламенты жёстко ограничивают высоту строительства в этой зоне 12 метрами. В своё время (эх, вот бы найти и спросить с виноватых) в Правила застройки и землепользования (ПЗЗ), стоящие по статусу ниже регламентов, были вписаны 17 метров, но сейчас этим противоречием занимается прокуратура. Она считает высоту в этой зоне более 12 метров незаконной.

Высота 17 метров вписана в градостроительный план участка, который на сегодня пока ещё действует.

А вот архитектор закладывает такие высоты своего детища: 18 метров по улице Кирова, 21 метр по улице Куйбышева и 14-15 метров по улице Еремеева. Таким образом, трижды нарушая закон: закон регламентов, закон ПЗЗ и закон градостроительного плана. Только Елена Евгеньевна Ициксон несколько раз задавала об этом вопрос автору проекта А. Скрипицыну: «Зачем вы это делаете, надеетесь на «авось»? Не боитесь подвести застройщика?». Ответа мы не услышали. Порадовали только слова автора, что прежняя плотность застройки уменьшена с недопустимых сегодня в Петрозаводске 50% до 27% (норма не более 30%).

К моему великому удовлетворению, практически все члены градостроительного совета так или иначе говорили  о невозможности нарушения закона, о необходимости соблюдения высот, о том, что данный проект не соответствует даже градплану, который на сегодня пока ещё легитимен. Архитекторы только просят: определите реальную законную высоту, а мы найдём архитектурные средства и приёмы сделать интересное решение в указанных рамках. Правда, тут ещё надо принимать во внимание коммерческие мысли и чаяния застройщика.

 

Закон культуры

Хотя на заседании градостроительного совета присутствовал законный представитель министерства культуры, я не совсем чётко поняла его позицию. «12 метров, выше НЕЛЬЗЯ, в архитектурные игры играть надо по правилам», «если сделать хорошее решение в рамках закона, то исправим соседние несоответствия», – вот что я услышала. Но из этих же уст звучали и такие слова:  «Желание видеть дисперсную и низкую застройку неуместно».

Совершенно непонятно, как это соотнести со словами о 12 метрах и требованиями градостроительных регламентов, на страже которых минкульт должен стоять до последнего вздоха  (а там чётко о высоте, дисперсности и периметральном расположении в данной зоне!).

 

Закон главного архитектора

А есть ли он? Не думаю, после того, как на заседании прозвучал такой его диалог с членом Совета Ириной Лялько.

Е.Ф. – Ты видишь такую высоту? (18-21 метр. – Ю.С.)

И.Л. – Надо соблюдать закон.

Е.Ф. – Это не ответ!

И.Л. – Зачем такой вопрос? Можно найти средство решить проблему в рамках закона.

И ещё из заявлений главного на сегодня архитектурного чиновника города: «17 метров в градплане – даже цепляться за это не надо. 18 и 19 можно». После таких слов, я понимаю, что главный архитектор нашего города большой Поэт, только на таком посту Поэт опасен.

Впечатлений с заседания градостроительного совета я вынесла для себя немало.

Что архитектура – это наука и искусство, что архитекторы нашего города люди творческие и профессиональные, но полёт их фантазии сдерживается очень многими факторами, о которых горожане не знают, не представляют и не задумываются.

Что когда застройщик просит рассматривать проект без учёта противоречий с существующим на сегодня нормативным актом и будущими вопросами историко-культурной экспертизы, когда автор проекта продолжает работать в пространстве запрещённой высоты, а главный архитектор города вольготно пытается обращаться с законом и учит этому членов градостроительного совета, то общественности успокаиваться рано.

 

А как было бы здорово, если бы застройщик построил в историческом центре города рядом с возрождённым его усилиями Левашовским бульваром то, что законом требуется. Невысокие уютные красивые архитектурно интересные здания. Не давящие, дышащие, свободные. И парковок тогда хватило бы на всех, и коллектор бы не озадачивал, и дышалось бы легче и мне, и вам, и бульвару. Мы бы знали, что законы в нашем городе соблюдаются, а не переписываются под каждого застройщика и его желаемую прибыль. И что главный архитектор хоть и Поэт, а стоит на страже закона, и потому спите спокойно, граждане. А так, увы, нет, не спите, а будьте очень внимательны: по-моему, закон в опасности и защищать его вам.

Проект здания у Левашовского бульвара архитектора А. Скрипицына

У гостиницы «Онего-палас»
Машины выстроятся вдоль живой зелени бульвара и окон будущих квартир
Уже и сегодня этим машинам места на стоянке у гостиницы «Онего-палас» не хватило
Левашовский бульвар

Фото автора и  сайта gubdaily.ru

 

 

 

 

 

 

 

Exit mobile version