Архитектура Петрозаводска

По примеру Парижа

Левашовский бульвар летом

 

 

С каждым днем все острее становится общественная дискуссия о судьбе Левашовского бульвара. В нашей публикации «Левашовский бульвар в опасности?»  сообщалось: «26 февраля 2011 года на общественных слушаниях в приёмной В.В. Путина застройщик подземного развлекательно-торгового центра на территории сквера Ленина-Кирова заявил, что парковка этого объекта будет располагаться на ул. Еремеева. Там же начинается строительство крупного жилого комплекса». Предлагаем читателям вспомнить историю бульвара.

 

 
Слово бульвар, пришедшее во все языки с французского (boulevard), понятно каждому и означает либо широкую аллею, обсаженную по обеим сторонам деревьями и кустами, либо озелененную улицу. В Петрозаводске есть несколько хороших, правда, сильно запущенных, бульваров. Это и самый старый – на проспекте Карла Маркса, первые попытки создания которого относятся к началу 1840-х годов. Это и улица-бульвар Энгельса на отрезке между площадью Ленина и главным проспектом. Это большие аллеи на улицах Анохина, «Правды» и изумительной красоты лиственничная аллея на Кондопожской. И, конечно же, это гордость и краса Петрозаводска – наш знаменитый Левашовский бульвар, отметивший недавно свой вековой юбилей.

Однако до XVII века озелененные улицы и аллеи никогда не назывались бульварами, да и само это слово в своем первоначальном значении находится очень далеко от романтических променадов. Немецкое Bollewerk, переиначенное французами в тот самый boulevard, и у тех, и у других означало одно: земляные укрепления или попросту земляные валы, применявшиеся для защиты городов и крепостей.

 
 
 
 
Левашовский бульвар в начале XX века
 
 
 
В середине XVII века Кольбер, министр Людовика XIV, реконструируя Париж, снес ставшие уже ненужными крепостные стены и на их месте устроил многокилометровые аллейные посадки деревьев, за которыми в городской топонимии осталось прежнее название – Большие бульвары.
Города росли и выходили за пределы своих укреплений, остававшихся внутри застройки ненужными препятствиями и помехой для нормальной городской жизни. Да и вообще, с развитием военной техники крепостные стены автоматически становились пережитками. К концу XVIII – началу XIX веков пример Парижа был подхвачен и в Европе, и в России:  стены сносили, сажали аллеи и называли эти первые общественные городские озелененные пространства … бульварами.
У каждого народа для наименования крепостных стен существовали свои собственные слова, но Париж оказался первым, поэтому французское boulevard появилось в Милане и Вене, Праге и Брно, Баку, Смоленске, Костроме, Новгороде, везде, где разбирали и срывали потерявшие свое оборонительное значение кольца городских укреплений. Так было и в Москве, где на месте стен Белого города зеленой цепочкой пролегло Бульварное кольцо. А потом этот элемент городского озеленения – бульвар – совсем расстался со своим «фортификационным» прошлым, и даже не все современные словари дают первоначальное значение старинного boulevard‘а.
А как же было в Петрозаводске? Есть ли у нас настоящий бульвар, имеющий отношение к каким-нибудь крепостным стенам? Оказалось, есть! И это именно наш любимый Левашовский.
 
 
 
 
 
Схема городских укреплений XVIII века на  плане Петрозаводска. 1. Фортеция 1712–1713 годов при Петровских заводах. 2. Земляной вал с планов 1782 и 1785 гг. 3. Въездные ворота из Санкт-Петербурга. 4. Въездная площадь по плану 1785 г. 5. Въездные ворота из Вытегры.
 
 В 1782 году для Петрозаводска поручик И. Тряпицын выполнил план города, на котором вновь появились городские укрепления в виде земляного вала и рва. Когда-то при Петровских заводах существовала возведенная в 1712–1713 годах  «фортеция» с шестью бастионами, представляющая собой скорее всего обычную для такого рода сооружений  деревянную срубную конструкцию на бутовом фундаменте, укрепленную земляным валом. Тогда шла война со шведами, их отряды часто совершали разбойные рейды по Карелии, что делало существование крепости вполне оправданным.
«Вал и ров к ограничению города» на план Петрозаводска конца XVIII века был нанесен в соответствии с Указом Екатерины II «Об искоренении беспорядков в Олонецкой области», и шведы к этому уже не имели никакого отношения.
На плане поручика Тряпицына дана схема первого генерального плана Петрозаводска, разработанного затем подробно и конфирмованного в 1785 году. На этом первом официальном генплане города можно проследить, как шли земляные валы, и соотнести их с современным состоянием планировки, ведь уличная сетка центральной части города сохранилась с тех пор практически без изменений.
По плану вал со рвом проходили перпендикулярно береговой линии Онежского озера по трассе нынешней улицы Перттунена, продолжаясь  до Комсомольского проспекта и следуя затем по его направлению до русла Лососинки, потом резко сворачивали к пересечению нынешних улиц Герцена и Красной. Далее городское укрепление шло до берега Онежского озера по трассе улиц Красная – Еремеева.
Неизвестно, был ли возведен городской вал по всему периметру, но то, что он существовал вдоль нынешних улиц Красной и Еремеева, хорошо прослеживается при изучении планов Петрозаводска, относящихся к  XIX веку.
Городские топонимы Малая Слободская улица и Солдатская слобода (нынешняя улица Крупской) говорят о том, что вся застройка этих улиц появилась за пределами некоего ограждения, города, то есть стены, и стала своего рода посадом, позднее превратившимся в городские кварталы. При этом отрезок земляного вала от нынешней улицы Дзержинского до озера, вероятно, сохранялся дольше всего, так как он оставил на плане города след в виде очень широкой улицы, которая в XIX веке так и называлась – Широкая.
 
 
 
Левашовский бульвар у озера 
 
 
Русло Неглинки не входило в город, оставаясь за валом. Но, развиваясь в северном направлении, Петрозаводск достаточно быстро вышел за свою границу еще до того, как были уничтожены оборонительные сооружения. По-видимому, слободских жителей  главным образом привлекала близость реки, изобилующей ключами с чистой водой. Кроме того, в устье Неглинки с 1779 года действовало серьезное градообразующее предприятие – комплекс пильной (лесопильной) и мукомольной мельниц купца, а впоследствии городского головы Игнатия Драницына. На озере при мельницах находилась одна из крупнейших городских пристаней, к которой «подходить могут не токмо соймы и другие суда, но и галиоты, поднимающие грузу до 1000 пуд».
Очевидно, в это время повысилась роль проездов вдоль вала, связывающих пристань с жилыми кварталами внутри города, что не позволило строиться близко к укреплениям. Когда вал был срыт окончательно – неизвестно. Для отведения на его месте более или менее полноценных, с усадьбами и огородами, жилых участков, характерных для Петрозаводска XIX века, было слишком мало места. Поэтому губернский архитектор Василий Васильевич Тухтаров, разрабатывая в 1854 году новый генеральный план города, предложил устроить на Широкой улице бульвар от Екатерининской (Почтамтской, ныне Дзержинского) до берега озера. Ведь излишнюю ширину этой самой широкой улицы Петрозаводска невозможно было даже передать прилегающим домовладениям для устройства палисадников, не нарушив при этом ритм прямоугольной сетки городских улиц.
Несомненно, Василий Васильевич как архитектор с высшим образованием был хорошо осведомлен о новейших градостроительных «озеленительных» веяниях, захлестнувших города России и Европы, а приехав в Петрозаводск в 1830 году, он, может быть, даже застал какие-нибудь остатки нашего местного boulevard‘а. Однако ему не суждено было увидеть воплощение этого проекта в жизнь: В.В. Тухтаров умер в 1861 году, а закладка бульвара состоялась только в 1899 волею губернатора В.А. Левашова.
Владимир Александрович Левашов был высокообразованным и культурным человеком. Кандидат естественных наук, он в 1870-х годах прошел стажировку в академиях Мюнхена и Парижа.  Левашов приложил много усилий для консолидации петрозаводского общества и разнообразных средств, что и привело в июне 1900 года к открытию собственного Большого бульвара.
 
Немалый вклад в благоустройство бульвара внесла Петрозаводская городская дума, в течение нескольких лет целенаправленно выделяя из городской казны необходимые суммы для завершения обустройства этой поистине всенародной стройки, а также приняв важное постановление о закрытии проезда через Левашовский бульвар.
Строительство бульваров, парков, скверов – дело дорогое и не дающее никаких экономических выгод. Просто эти участки природы очень нужны в обыденной жизни, ибо они сохраняют гуманное начало и человеческую соразмерность в условиях каменного города, позволяют отдохнуть душой. И настолько это оказалось важно жителям Петрозаводска, что имя губернатора Левашова вновь вернулось к его детищу и навсегда останется в памяти горожан. Если, конечно, мы сумеем сохранить нашу историческую достопримечательность – Большой Левашовский бульвар.

                                                                   «Лицей» № 8-9 2005