Продолжаем цикл публикаций архитектора Евгения Фролова о комфортной среде, архитектуре, средствах визуальной коммуникации, малых архитектурных формах Петрозаводска.
В первой речь шла о визуальных диссонансах, на этот раз — об архитектуре города как основе, формирующей городскую среду и, соответственно, главном элементе комфортной среды.
Можно разделить архитектуру города условно на четыре периода. Это исторические здания досталинского периода, архитектура сталинского периода, архитектура советского периода 60-х — 80-х и новая архитектура 2000-х.
Учитывая, что город — это в первую очередь пространство для проживания людей, рассмотрим прежде всего архитектуру жилых зданий.
Архитектура досталинского периода
От досталинского периода осталось очень мало зданий с жилой функцией. В основном это жилые частные дома, выполняющие либо жилую, либо общественную функцию. Они точечно разбросаны по городу.
Одним из примеров является застройка квартала исторической застройки.
В силу своих небольших размеров эти дома сомасштабны человеку, из них формировались улицы так же сомаштабные человеку. Архитектура этих домов насыщена мелкими деталями, с любовью выполненными мастерами-строителями прошлого. Использование дерева как основного строительного материала позволяло это делать. За счет этих деталей порой достаточно простые объемы домов приобретали очень интересную пластику фасадов.
При условии ремонта этих зданий они являются украшением всех городов как великолепная частичка истории и образец архитектуры прошлого.
Всё бы хорошо, но только часть этих объектов находятся в руках частников, и у них просто нет средств, чтобы привести здания в порядок. Либо дома находятся у государства или частных организаций. Некоторые приводятся в порядок, другие находятся в плачевном состоянии, и когда они будут отремонтированы, неизвестно.
Как правило, это объекты культурного наследия, и отремонтировать или реконструировать их можно только по специальному проекту, согласованному с органом, ответственным за охрану объектов культурного наследия, требуется провести экспертизы и тому подобное. Всё это стоит денег.
Вспомним здание бывшей детской поликлиники. Жители города не знают, сколько было сделано архитекторами проектов по приведению в порядок этого участка города, но они всегда кого-то не устраивали по разным причинам. И стояло это здание десятилетия в плачевном состоянии, если не сказать хуже. Остаётся гадать, когда будет согласован очередной проект?
Архитектура сталинского периода
В основном это объекты начала 50-х годов прошлого столетия. Пожалуй, это самая красивые жилые и общественные здания нашего города. Оно и понятно. В тот период главным человеком на стройках был архитектор. Его творчество было почти свободно, и мы видим, как интересны были здания, как богаты пластикой фасадов за счет элементов классической архитектуры – портиков, колонн, пилястр, фронтонов, балюстрад и т.п.
Все эти элементы были выполнены по-настоящему, в основном из кирпича с качественной штукатуркой. Как правило, в городах по стране и в нашем Петрозаводске эти дома формируют застройку исторического центра и поэтому бесспорно являются лучшими образцами архитектуры.
Но время идет, и вы посмотрите, в какой упадок приходят эти дома. Обваливается штукатурка, разрушается кирпич и, соответственно, форма того или иного элемента пластики фасадов. После того как были срублены под корень деревья, вся эта «красота» предстала к восприятию в полной мере.
Фрагменты зданий сталинского периода
Если бы удалось все эти дома отремонтировать, то качеством и состоянием архитектуры центральной части города можно было бы гордиться. Если бы не одно но! Решение о ремонте многоквартирных жилых домов принимают собственники. Это по закону. И зададим себе вопрос: возможно ли это? Захотят ли жители таких домов привести их в порядок, потратив свои деньги? После приватизации квартир мы стали собственниками не только квартир, но и своего дома, своего! И его требуется содержать в порядке, как свою дачу. Потекло — надо отремонтировать, отлетело — необходимо прибить. Ведь мы хозяева.
Но проблема в том, что отремонтировать необходимо качественно и надолго, а это стоит денег. Как правило, их нет. В основном в этих домах много пенсионеров, они не могут позволить себе такие ремонты. Нужны государственные программы такого финансирования, возможно, изменение законодательной базы, чтобы тратить бюджетные деньги на ремонт не муниципальных многоквартирных домов. Будет ли такое?. Сможем ли мы привести в порядок эту выразительную и интересную архитектуру нашего города?
Есть дома в ведении организаций, однако они тоже не спешат их ремонтировать. Примером может служить здание на пересечении пр. Карла Маркса и ул. Андропова. В этом здании в аварийном состоянии находятся лепные украшения (капители), завершающие пилястры.
Был сделан проект ремонта, но ремонт не спешили делать. Вместо этого в целях безопасности для людей, тротуар вдоль фасад уже несколько лет перегорожен конструкциями из бревен, которые уже сгнили частично (изделия из бревна у здания неоклассической архитектуры?!). Это для того, чтобы в случае, если будут всё-таки отваливаться архитектурные детали, которые необходимо укреплять по проекту, они не попали на головы прохожих.
Уместны ли брёвна около такого здания? Почему такое допустимо в нашем городе?
Здания этого периода находятся в городской среде с небольшими по ширине улицами, достаточно озелененными, что было заложено архитекторами прошлого для создания комфортной для восприятия и нахождения в ней человеку городской среды.
Остается только надеяться, что здания не развалятся, и ждать, пока найдутся средства.
Архитектура советского периода 60-х годов
Этот период характеризовался в первую очередь решением основной задачи власти по предоставлению людям полностью благоустроенного жилья, и поэтому появляется типовая массовая застройка.
Первые районы 60-х годов выполнены из крупноблочных и панельных домов. Характеризуется эта застройка простейшими объёмами с небольшим количеством балконов и плоскими кровлями. Эти здания далеки от понятия архитектуры как «музыки, застывшей в камне» (высказывание одного из великих архитекторов).
Сейчас эти дома, если их хорошо и качественно покрасить — не единично, а группами, — создадут приятное впечатление от такой застройки. Это впечатление складывается из того, что на этих домах отсутствуют лоджии как полигон для творчества жителей, и то озеленение, которое было заложено в 60-х годах большими массами, частично скрывают простоту фасадов зданий, создает определенный визуальный комфорт.
Конечно, есть много негативных моментов — таких, как узкие проезды, отсутствие парковок для сегодняшнего количества автомобилей. Но в восприятии зданий издалека негатив близкого восприятия в какой-то мере нивелируется. Ведь когда мы проходим по улицам, обращаем внимание на застройку в целом, не видя каких-то проблем во дворах. Решить эти проблемы возможно только при согласии жильцов, так как это общедолевая собственность и решения по ремонтам как зданий, так и территорий принимаются собственниками жилых домов. Это средства из их кармана. Таков закон.
Есть здания периода 60-х годов с отремонтированными фасадами, и выглядят они очень просто, но аккуратно, гораздо лучше, чем массовая застройка следующего периода. Некоторые страны полностью реконструируют подобную застройку, утепляя стены, выполняя новую отделку, иногда устраивают скатные кровли с покрытием черепицей или иными материалами, и такая застройка начинает жить в новом эстетическом качестве. Это было бы возможно при государственных программах реновации старой застройки. Будет ли у нас такое когда-нибудь?
Архитектура периода 70-х-90-х годов
На смену пятиэтажным хрущёвкам пришли крупнопанельные здания в 5 и 9 этажей. Казалось бы, применение новых материалов и применение такого элемента на фасаде, как лоджия, привнесут в архитектуру этих зданий новизну и интерес. Но, как показала жизнь и о чём пишут аналитики в специализированных изданиях, среда внутри микрорайонов такой застройки не комфортная и гораздо хуже, чем среда в застройке 60-х годов.
Почему это произошло? Во-первых, при действующих на тот период строительных нормах и правилах и при ограниченном наборе планировок, расстояние между домами стало большим и неуютным, причем пустым. Пошла тотальная экономия на озеленении. В результате дворы огромны и почти без деревьев и кустарников. Правда появилось больше парковочных мест, и ширина проездов стала 5,5 метров, но это не решило проблемы отсутствия комфортной среды.
Требования к системе мусороудаления обязывало размещать площадки для мусоросборников от окон жилых домов и детских площадок на расстоянии не менее 20 метров. В каждую сторону по 20 м от одного дома, от другого и соседнего, от своей и соседской детской площадки – все это привело к тому, что дворы огромны и неуютны. Ещё во дворах стояли и стоят трансформаторные подстанции, у которых понятие архитектуры вообще отсутствовало. Набор элементов детских площадок был не так велик, их установка, конечно, не способствовала созданию уютного пространства.
Пожалуй, положительным во внешнем виде этих домов является применение заводской отделки каменной крошкой панелей наружных стен зданий, которая в основном держится до сих пор и только темнеет от времени.
Сегодня мы имеем очень большой процент застройки с абсолютно некомфортной средой. Уровень автомобилизации, когда парковок катастрофически не хватает, а машину хочется поставить не дальше, чем в двух шагах от подъезда, превратили газоны в неконтролируемую парковку. Машины ставят даже в двух метрах от входной двери в подъезд, просто не уважая своих же соседей.
Конечно, есть в практике застройки таких микрорайонов более комфортные решения, но это касается только озеленения. С какого-то момента перестали высаживать деревьев и кусты в пятиметровой зоне от стены дома, хотя там, где это было сделано в далёкие годы, зелень разрослась, и дома как будто вырастают из зеленой массы. Но это характернее для застройки 60-х годов.
Однако немалую роль в ухудшении внешнего вида домов сыграли сами жители. Когда страна решала задачу повышения качества жизни и на смену хрущёвкам пришли типовые серии 70-80-х годов, элементом разнообразия фасадов являлись лоджии, ограждение которых встречается с разнообразным рисунком.
Эти лоджии играли двоякую роль. Во-первых, в соответствии с правилами пожарной безопасности, это был аварийный путь эвакуации для людей, живущих выше 5-го этажа, а во-вторых, давало возможность ощутить себя на улице. За счёт светотени от них на фасадах появлялась определенная архитектурная пластика, простые здания имели некую объёмно–пространственную характеристику.
И что же произошло? В какой-то момент все вдруг бросились остеклять эти лоджии. Причём, кто во что горазд. Цвет лоджий разный, переплеты разные, декоративные отверстия в железобетонных ограждениях лоджий стали замуровывать чем только можно! Кто фанерой, кто монтажной пеной, которая приобрела грязно-коричневый оттенок, кто ещё какими-то строительными материалами. Многие жители сделали склады на лоджиях.
В общем, идея архитекторов сделать хоть что-то для разнообразия фасадов типовых домов стала полигоном для строительных фантазий людей, что привело к полному обезображиванию фасадов зданий. Зададим себе вопрос: можно ли это исправить? А ведь здания, архитектура — первое, что создает рамки определённого пространства, предназначенного для проживания людей. И если эти рамки становятся, мягко говоря, некрасивыми, то о какой комфортной среде можно говорить?!
Архитектура с 2000-х и по настоящее время
Закончилось время государственного бесплатного строительства, появились крупные компании-застройщики, которые стали основными поставщиками жилья в городах. В 2000-х на уровне федеральных норм появились новые требования к теплотехническим характеристикам зданий, и это в корне поменяло не только конструкцию наружных стен зданий, но и возможности для архитекторов.
По новым требованиям построить здание из кирпича стало нерентабельно, так как для получения нормативного показателя сопротивления теплопередачи стену пришлось бы делать из кирпича толщиной 90 см или многослойную с утеплением, а это большой перерасход объёма кирпичной кладки и, как следствие, трудозатрат и увеличение стоимости. А также совершенно другие, более мощные и, соответственно, более дорогие фундаменты.
Поэтому появилась возможность строительства зданий с технологией вентилируемых фасадов с тонкими наружными стенами, но с утеплителем и наружной отделкой, которая получила некоторое разнообразие в материале и цвете, но, однако, лишила возможности применения мелкой пластики на фасадах (например, застройка сталинского периода). Отсутствие пластики на фасадах — следствие данной технологии строительства.
Также повлияли на новую архитектуру и иные, отличные от типовых секций домов, планировки. Желание застройщика дать на рынок жильё иных планировок с меньшей площадью, чем типовое жилье 80-х годов, привело к тому, что в какой-то момент каждый дом получился с индивидуальной планировкой, если это не являлось комплексной застройкой с применением старых, морально устаревших панельных домов. И это хорошо.
Часто в социальных сетях слышатся высказывания о том, что у нас в городе нет архитекторов, делаются какие-то коробки из бетона и стекла, и всё плохо в современной архитектуре города. Хочу возразить и дать некоторые разъяснения.
В Петрозаводске много хороших архитекторов с большим творческим потенциалом и, самое главное, опытом. Но, к сожалению, они работают с очень большими ограничениями для настоящего творчества, о которых не знают жители. Запроектировать так, чтобы были интересны и планировки, и архитектура, стало, особенно в последние годы, почти невозможно.
Во-первых, появились жесткие строительные нормы, которые меняются в последнее время очень часто. Во-вторых, сказывается экономия инвестора, он же застройщик, на отделочных материалах, на планировочной структуре, на минимизации общественных зон в доме, таких как большие парадные, колясочные, широкие удобные коридоры. И это понятно почему. Экономика!
Хотя некоторые строительные компании уже идут на создание больших общественных зон в домах, и у нас в городе есть достойные образцы такого подхода. Например, очень большие и комфортные вестибюльные в домах жилого комплекса на улице Чапаева. Некоторые компании стали заказывать интерьеры для своих вестибюльных групп. И это правильно. Ведь не только внешний вид дома должен быть привлекательным, но и интерьеры общественных зон в этих домах.
Любой инвестор хочет минимизировать затраты в строительство и максимально продавать. Это бизнес. В последнее время уже просто продавать, так как у людей уменьшается возможность покупать. А интересная архитектура стоит дорого.
Плюс ко всему архитектору становится очень трудно доказать инвестору, что, исходя из анализа градостроительной ситуации, высота дома должна быть ниже, а не выше, конфигурация здания должна быть не прямоугольная, а соподчиненная направлению улиц, проездов, которые могут быть расположены под углом, и тому подобное.
Вызвано это тем, что участок инвестор получает, как правило, с аукциона аренды земельного участка. Платит каждый месяц арендную плату, ведёт прокладку сетей, которые могут быть очень протяжёнными и их стоимость может быть очень высока. Всё время дорожают строительные материалы. Например, в какой-то год в один момент цемент в стране резко подорожал. Соответственно подорожали все стройматериалы, основой которого является цемент. Всё это приводит к тому, что инвестор старается выжать максимум продаваемой площади квартир с участка.
Очень трудно архитектору объяснить инвестору, что нельзя здесь строить 12 этажей, а из градостроительных соображений нужно 7 этажей, что здесь улицы сходятся под углом и дом, чтобы органично вписать в городскую среду, надо делать по конфигурации в плане, соподчиняя направленности улиц. Это сразу усложняет конструкции и, соответственно, цену всего дома, что ведёт к удорожанию квадратного метра жилья. Поэтому у архитектора много проработок идёт в корзину, так как они не устраивают инвестора.
Приёмов для создания проекта, действительно интересного по архитектуре, по объёмно-пространственному решению здания, становится в нашем городе из года в год всё меньше. К сожалению, всё сводится к созданию прямоугольных объемов с вариантами либо раскраски здания, либо применения керамогранита, профлиста, иногда металлокассет и, что крайне редко, японских панелей Ничиха, применению лоджий либо остеклённых, либо не остеклённых, но, к сожалению, одинаковых.
Хорошо, если здание имеет разновысокие объемы: есть какое-то объёмно-пространственное решение, но это усложняет и удорожает фундаменты, и не все инвесторы идут на это. Ведь архитектура есть отражение экономического состояния общества. Сейчас ощущается спад экономики во всём, в том числе в строительной отрасли.
К слову сказать, окраска панельных домов – бомба замедленного действия. На всех домах через год-другой краска начинает выгорать и облазить. И стоит эта «новая» застройка в плачевном виде, ещё не начав свою долгую, лет на 100, жизнь. Это разве комфортно? А ведь люди покупают не только свои квадратные метры, но и фасады своего жилья. Ведь это их собственность! Ярким показательным примером может служить застройка на Ключевой, где окрашенные дома уже давно стоят в плачевном виде и никто не собирается приводить их в порядок.
Есть несколько положительных примеров решения комплексной застройки интересными по архитектуре зданиями. Это застройка набережной Варкауса, которая строилась в период с 2006-го по 2013-й, когда экономика была не сильно в упадке и действовали другие строительные нормативы и правила. А также жилой район «Каскад», где каждый дом индивидуален по архитектуре.
Но и на «Каскаде», который возводится до сих пор, дома становятся проще, хотя архитекторы, работающие над этим жилым районом, всё же пытаются решить задачу создания интересной для нашего города архитектуры. Можно с уверенностью сказать, что, когда этот район будет завершен, он станет одним из лучших по архитектуре в городе.
Однако хочется отметить, что современная архитектура не только новых спальных районов в нашем городе (Древлянка-5, 7, 8, 9, Варкауса), но и архитектура некоторых зданий общественного назначения сильно отличается в лучшую сторону по сравнению с архитектурой в городах, сравнимых с Петрозаводском. Это отмечали бывшие главные архитекторы нашего города, бывая часто в командировках, а также некоторые российские блогеры в соцсетях.
В этой статье автор пытается объяснить, что архитектура как главный элемент организации городского пространства является основным в формировании комфортной городской среды. А содержание жилой архитектуры и бережное отношение к ней полностью зависит от жителей. Создание комфортной для проживания среды зависит не только от власти в городе, но и от самих жителей, от уважения друг к другу.
В следующей статье будут размышления о точечной уплотнительной застройке.