Начинаем цикл публикаций архитектора Евгения Фролова о комфортной среде, архитектуре, средствах визуальной коммуникации, малых архитектурных формах Петрозаводска.
В первой речь пойдет о визуальных диссонансах. Многое нас раздражает в городе. Почему это происходит? И какой же должна быть комфортная городская среда?
О некоторых элементах комфортной среды
В последнее время очень много говорится о комфортной среде. Есть программа «Комфортная среда», позволяющая благодаря федеральным средствам и средствам жителей многоквартирных домов сделать что-то во дворах: заасфальтировать проезды, установить элементы детских площадок, где-то восстановить светильник, поправить некоторые участки. И всё!
А понимают ли горожане, что такое комфортная среда? Среда обитания не заканчивается двором, есть ещё пространство города, и оно огромное. Сделав что-то из перечисленного в маленьком проценте дворов, мы не станем жить в действительно комфортной среде.
Комфортная среда для проживания — очень объемное понятие. Это:
- Качественная архитектура, будь то исторические здания или современные, это интересные архитектурные решения первых этажей, являющихся первым уровнем восприятия, когда человек хочет остановиться и рассмотреть их архитектурно-дизайнерские решения. А где первые этажи, там и дизайн входных групп.
- Качественное покрытие пешеходных путей.
- Качественное покрытие дорог.
- Доступность движения для маломобильных групп населения.
- Наличие единого стандарта средств визуальной идентификации (пример — домовые знаки и многое другое).
- Качественные малые формы архитектуры (скамейки, урны, остановочные комплексы), ограждения дорог, выполненные по единому дизайну, а не вразнобой.
- Разработанная и профессионально выполненная реклама и иные информационные конструкции, которые тактично дополняют и обогащают архитектуру, а не убивать её.
- Продуманная система благоустройства и озеленения.
- Система арт-объектов.
- Архитектурная подсветка зданий.
- Система объектов нестационарной торговли, которая должна иметь современный архитектурный облик, тактично размещённая по отношению к другим зданиям, а не где есть свободное место и лишь бы его занять, чтобы получать доходы.
- Тщательно продуманное озеленение городского пространства.
- Достаточное количество парковок и их размещение, не нарушающее другие коммуникационные пути.
- Наличие системы велодорожек с качественным покрытием, а не утрамбованным щебнем или каменной крошкой, которая после дождя превращается в грязь
Вот примерный перечень тех аспектов комфортной среды, которые необходимо решать, чтобы она действительно была комфортной.
И самое главное в решении этих задач — решение их только силами профессионалов, которых обучали в профильных учебных заведениях, а не людьми, которым это просто поручили! Хорошо продуманные профессионалами проектные решения и их качественное, с соблюдением всех технологических процессов воплощение, а не по принципу «быстрее-быстрее» — вот одно из условий достойного результата.
Возможно ли это в нашем городе или нет? Давайте порассуждаем.
Коснёмся перечисленных аспектов.
Архитектура. Есть союз архитекторов, есть активно работающие 10-12 человек — как с огромным опытом работы, так и более молодые, но с хорошим потенциалом архитекторы. В городе появляется много неплохой архитектуры (для нашего города, с учетом экономики) и есть даже объекты, получившие награды российского архитектурного сообщества.
Однако несмотря на это в последнее время всё больше чувствуется давление строительного бизнеса, индивидуальные объекты превращаются в индивидуально типовые. Но это отдельная тема для размышлений об архитектуре.
Первые этажи. Это огромная проблема. Создать качественную архитектуру входных групп, к сожалению, не удается. В первую очередь на это должно быть желание не только владельцев нежилых помещений, но и долгосрочных арендаторов, а также мастерство архитектора или дизайнера. Интересно решенная входная группа и оформление витрин привлечет покупателей и поможет бизнесу. Ведь входная группа – это, по сути, лицо магазина. Как в театре, который начинается с вешалки. И этой «вешалкой» является входная группа.
Чем интереснее по дизайну будут входные группы, тем интереснее будет первый уровень восприятия среды. Но дизайн – это одно, а ещё немаловажно исполнение. К сожалению, качество страдает, применяемые материалы порой меняются, сиюминутно удешевляются. Поэтому необходим жесткий контроль за тем, что запроектировано, и тем, что построено.
Пешеходные пути. Казалось бы, простая коммуникация для передвижения людей, но и она должна быть грамотно и интересно создана. Должны быть продуманы связи между точками притяжения, их направления, особенно во вновь создаваемых структурах благоустройства, когда при движении перспектива дорожки сориентирована на какой-то архитектурный объект или объект монументального искусства, или объект, привлекающий внимание.
Важно, чтобы дорожки были обрамлены бортовым камнем или иным элементом с декоративными свойствами, который придаст им четкие границы при стыковке с газоном или иным покрытием, чтобы не было размытых неоформленных очертаний.
И уровень пешеходных путей пора уже делать как за рубежом — выше, а не ниже отметки газонного или грунтового покрытия, чтобы в дождь грязевая вода с уровня земли не сочилась сквозь щели в бортовых камнях или, что чаще бывает, через них на тротуары.
Необходимо на покрытии пешеходных путей использовать штучный материал, который может иметь рисунок, цвет и быть прост в эксплуатации, а не переработанный асфальт и тем более распространенную мелкую каменную смесь, в дождь, по сути, превращающуюся в грязь, особенно на детских площадках.
Вспомним хорошее дело — благоустройство парковой зоны вдоль реки Лососинки в районе улицы Ла Рошель. Но дорожка была сделана из переработанного асфальта, не имеющая четких границ, не учитывающая дренаж дождевых стоков, накапливающихся по краям. И заканчивалась она в районе высоких отметок почти не утрамбованным покрытием. Был ли проект, учитывающий все эти нюансы? Работал ли профессионал проектировщик? Вряд ли. А жаль! Ведь горожане вложили свой труд и хотели бы видеть качественный долгосрочный итог своей работы.
Кстати, о том, что бывает, когда проектируют не профессионалы. Основная пешеходная ось в новом сквере на пересечении проспекта Александра Невского и улицы Калинина направлена таким образом, что при стыковке с тротуаром по проспекту образовалось большое количество ступеней, чего можно было избежать, изменив угол направления. По словам местных жителей, многие ходят по траве, срезая путь мимо этой высокой лестницы. Понятно, что такое решение далеко от комфортного. Кто так придумал? И кто так разрешил делать?
Доступность для маломобильных групп. Нынешние проектные решения направлены на решение этой задачи. Жесткие требования строительных норм и правил (СП) обязывают проектировщиков закладывать решения по доступности маломобильных групп населения. На многих перекрестках улиц выполнены плавные спуски. Безусловно, эту работу необходимо продолжать, чтобы вся улично-дорожная сеть была доступной для маломобильных групп населения.
Средства визуальной коммуникации. Сегодня это огромная проблема. Что сюда входит? Домовые знаки, многочисленные знаки дорожного движения, порой повторяющие друг друга, размещенные на разных отметках и на узких улицах в центре, что особенно бросается в глаза. Это огромное количество штендеров, порой выполненных не по определенному стандарту (я бы исключил дизайнерские решения, например, в виде деревянных стрелок-указателей), расставленных как попало и повторяющих многочисленную информацию, которую размещают в витринах, окнах, на стенах.
Всё это вносит визуальный диссонанс, хаос в восприятие городского пространства. Особенно это чувствуется на улицах центра, где улицы сомасштабны человеку, где при движении взглядом можно охватить перспективу улицы целиком с обеих сторон.
Необходим единый стандарт вывесок и информационных конструкций, а также домовых знаков, их выполнение из качественных материалов, а не из пластика с пленками, которые на солнце меняют цвет и отклеиваются.
В последнее время управляющие компании решили размещать свою рекламу на домовых знаках! Почему это стало возможным? Необходимо убрать рекламу с домовых знаков. Это элемент внешней идентификации здания в структуре города. Почему все это разное и, главное, выполнено из некачественных материалов? Порой знаки по дизайну не соответствуют архитектуре зданий. Здание не историческое, а домовые знаки по профилю и подаче имеют налет историзма. Полное несоответствие. Эту проблему необходимо решать.
Малые формы архитектуры. В первую очередь это скамейки, урны, детские площадки, остановочные комплексы, киоски, павильоны и т.п. Были в нашем городе несколько образцов скамеек, стояли они в местах, где необходимы, и вдруг появился новый тип скамеек – с рекламой. И ставят их где только можно, где хочет предприниматель, который думает не об удобстве, а о зарабатывании денег на рекламе. Даже пропорции элементов скамеек странные. Главное в них — спинка с полем для рекламы. И посмотрите, даже если рядом есть обычные скамейки, то скамейки с рекламой всё равно ставят. Для чего? Кто позволяет это делать?
Пример – остановка около дома с магазином «Олония» напротив Национального театра. И стоит она вообще вдалеке от остановки, как один в поле воин. Почему? Кто способствует этому? Кто следит за этим? А рядом расположенные скамейки совершенно разного дизайна вносят опять же визуальный диссонанс.
Еще пример – маленький скверик по улице Кирова с памятником Шотману. Стоят две скамейки, запроектированные со схемой сквера, а рядом установили скамейку с рекламой. Полный диссонанс! Кому это надо? И разве это комфортно? Видим рядом предметы одной функции, но совершенно разного дизайна, причем в угоду только рекламе. И главное – реклама рядом с памятником!
По урнам. Администрация города ввела стандарт на два типа урн. Хорошее начинание – привести наконец-то к единому стандарту эту небольшую составляющую городского пространства. Но потом этот список с разнообразием урн увеличился. Почему? Рушится сама идея! Тогда зачем всё это надо было начинать?
Идет работа по установке в городе детских площадок. За счёт внебюджетного финансирования удалось установить определенное количество площадок в общественных зонах. Казалось бы, хорошо, но выбором мест в общественных пространствах занимались не архитекторы или ландшафтные дизайнеры, а люди, которым это поручили! И велено было сделать в сжатые сроки. И что мы имеем на самых дорогих в градостроительном аспекте территориях?
Самым вопиющим примером является установка площадки в пойме реки Лососинки. Красивая зона, имеющая все природные характеристики – плавные очертания берега, песчаный пляж, криволинейные дорожки, поддерживающие плавные очертания берега, озеленение. Воспринимается с основных точек восприятия, а именно с улиц Луначарского и Правды. Вся эта природная красота раскрывается целиком за счет размещения ниже основных путей движения горожан. И вдруг в эту природную структуру, по сути на пляже, размещают жёсткий прямоугольник детской площадки. Зачем? Мало того, её обносят декоративным забором. Почему наши дети должны играть за заборами? Причем на территории, где нет транспорта! И почему, размещая её в природе, применяют типовые пластмассово-металлические типовые яркие элементы? Ведь есть площадки из природных материалов, со сдержанной цветовой гаммой.
Необходимо учитывать специфику места и дифференцировать приемы по применению элементов детских площадок. Но это понимают архитекторы и ландшафтные дизайнеры. Рядом — на пляже! — создают площадку для пляжного волейбола, обрамляя её темным контуром отсева. Зачем? И завершают это все установкой сидений (для 6-8 человек) с навесом из коричневого поликарбоната. Присмотритесь, как всё это выглядит! За счет таких решений, принятых не профессионалами, мы теряем то, что создано природой, хотя должны только поддержать её.
То, чего мы коснулись сегодня, порой незаметно людям в силу привыкания. Но те визуальные диссонансы, о которых мы сегодня говорили, откладываются порой на уровне подсознания. А это накапливается, и постепенно человека начинает раздражать городская среда.
Петрозаводск богат природой, имеет интересный ландшафт, грамотно задуманную архитекторами прошлого структуру улиц, направленную перпендикулярно берегу Онежского озера, когда при движении по улицам мы видим озеро и оно является визуальной точкой, завершая перспективу улицы. И есть все возможности сделать наш город очень комфортным для проживания, улучшать его.
Но это возможно только при условии понимания властью, что такое действительно комфортная среда, как она создается профессионалами с профильным образованием и, соответственно, опытом работы в области архитектуры, дизайна, ландшафтного дизайна, экологии и других сферах, отвечающих за комфортную среду.
Более детально об аспектах действительно комфортной среды поговорим в следующих публикациях.
Фото Владимира Ларионова
Об авторе публикации. Евгений Борисович Фролов окончил Свердловский архитектурный институт в 1987 году. С апреля 1987-го по 2007 год работал в проектном институте «Карелгражданпроект». До 2014 года – в ЗАО ТАПМ «Петрозаводскархпроект». В 2014 — 2017 годах — главный архитектор Петрозаводска. Член Союза архитекторов России с 2000 года. Отмечен профессиональными наградами в области архитектуры как в Республике Карелия, так и во всероссийских конкурсах.