Прочитала вчера грустные размышления Татьяны Ростовой о злоключениях её детей в образовательных организациях и подумала в духе Некрасова «Не мудрено, что ты вянешь до времени, всевыносящего русского племени многострадальная мать!». Ну правда, почему мы не можем просто воспитывать, учить и развивать наших детей? Что ж наши государство и общество даже в естественных вещах городят препятствия, которые гражданам надо героически преодолевать?
С тех пор как моя дочь поступила в общеобразовательную школу, мне случилось в совершенстве овладеть профессией толмача. С родного на родной. Так произошло благодаря тому, что целью современного отечественного образования, наверное, является воспитание биоробота типа «Незнайка», чего бы там Минобрнауки ни постулировало в своих позитивных многокилометровых документах. Мою дочь время от времени пичкают сонмом не связанных между собой знаний, изложенных казенным языком, не соответствующим ни возрасту ребенка, ни здравому смыслу родителя (хотя по большому счету он-то тут при чём?). Я уж молчу о стилистических особенностях псевдо- и квазинаучных (особенно в области филологии и естествознания) текстов.
А в общем-то не секрет, что перенасыщение информацией приводит к её тотальному изглаживанию из памяти. Приплюсуем сюда еще такой нюанс: в «программах отдельных учебных предметов, курсов» практически не предусмотрено время на закрепление материала, то есть его гонят, дабы соответствовать песне «Чтобы воды бурных рек повернули вспять, надо в наш научный век всё на свете знать». И это «всё на свете» надо срочным образом уложить в 11 лет школы. У нас там с младых ногтей и ядерная физика, и синтез полипептидной цепи на рибосоме, и транскрипция на всех изучаемых языках. В итоге получаем идеальный портрет выпускника, который учил многое, не знает ничего. Чтобы икс в квадрате написать, букву «х» в квадрат обводит.
Началось всё с того, что после освоения азбуки мы с дитём в первом классе разбирали текст о капители. «Откуда есть пошла…» Лиха беда начало! Далее шла суровая наука фонетического разбора всего, чем богат русский язык. Хорошо, что у меня дочь была в логопедическом садике и ей там азы в голову вложили, иначе сон был бы забыт. В третьем классе мы с одним знакомым папашей, собратом по несчастью, крутым ученым в области геологии, долбили несколько часов задание по «Окружающему миру», содержащее вопросы типа «Чем поле напоминает аквариум? Обоснуй с точки зрения теории экосистем». Короче, кандидат с доктором пролетели, как фанера над Парижем, не отгадали, что хотел узнать от наших детей автор. Но я не сдавалась! Меня ночью разбуди, я расшифрую любой параграф господина Вахрушева, которому многие родители желают «нехристианской кончины живота» от всей широты своей израненной о его учебники души.
И где-то до конца первого семестра 5 класса я держалась. То есть работала в две смены. Сначала по месту зарабатывания денег, а вечером — с ребенком дома, переводя «Гендерный вопрос в Российской Федерации», «Организменную среду жизни», «Географические информационные системы» и иже с ними. Со стороны можно подумать, что дочь у меня дебильная или, допустим, гиперактивная, или ленивая, на уроках не работает, прогуливает, пьет-гуляет-наркоманит с пелёнок. Или учителя у неё дебильные или, допустим, гиперактивные, или ленивые и далее по тексту. Так ведь нет! Обе стороны вполне себе вменяемые. И даже одна из них обучаемая, а вторая — обучающая. Но тем не менее дочь, глядя в книгу, вспоминает только то, что в рифму. Пока ей это не перевести и не представить в виде схем, таблиц, интеллектуальных карт.
Я поголосила, конечно, сперва: мол, как не стыдно! как же другие учатся и понимают! ты, наверное, на уроках отвлекаешься! не слушаешь! А потом, пообъясняв дитю эти мутные параграфы, я осознала, что часто сама не понимаю, о чем они, имея в анамнезе золотую медаль за школу и кандидатскую степень в области педагогики. И да, я классифицирую УУД без справочной литературы, знаю, что такое продуктивное чтение, а не работаю грузчиком на овощебазе. Но меня эти премудрости не спасают. Это во-первых.
Во-вторых, согласно ФГОС, мы должны мотивировать ребенка на изучение материала и давать ему в руки инструменты познания, а не пичкать «рибосомами» с 5 класса. У нас с дочерью на пару возник вопрос: для чего они, эти россказни? Что кардинально изменится в нашей жизни, если мы их дома проигнорируем?
Ну и в-третьих, зачем мне вообще ребенка в школу посылать при таких раскладах, когда мы, кроме этих параграфов, проектов, творческих заданий с утра до ночи жизни не видим? Поскольку вразумительных ответов мы не отыскали, то как-то отошли от углубленного изучения наук к концу пятого класса. То есть мне учителя пытались в электронном журнале задать что-нибудь наподобие экономического обоснования шитья фартука (типа «Ваш ребенок должен!»), но я не вняла. Прямым текстом объяснила, что мой ребенок этих заданий не понимает, я пашу на обеспечение «бесплатного» образования и здравоохранения, а отец не в курсе тонкостей шитья и его экономической подоплеки, так что помочь не сможет. Если это жизненно важно и педагогически целесообразно, можете моего ребенка этому научить. Если нет — мы смиримся с неудовлетворительной отметкой по данному разделу. В процессе общения ни одно живое существо не пострадало. А учительница, кстати, научила дочь тому, что требовала.
Единственное, что приходится добросовестно переводить, — это отечественную литературу. Допустим, задали нам на лето «Дубровского» читать. У меня дочь хоть и малочитающая, но всё же читающая и понимающая прочитанное. Она ходит в магазины и на сэкономленные карманные деньги покупает книги. И вот она как-то без энтузиазма одну страницу обмусолит, вторую, третью… И выражение безысходности на лице. А это ж великий Пушкин! Наше всё! Нельзя ж детей «нашим всем» заставлять пользоваться как апоморфином или травой копытень! А я, честно скажу, эту книгу давно читала, нюансов не помню. Так что глянула и поняла, что «Дубровского» Александр Сергеевич писал явно без скидок на одиннадцатилетний возраст и XXI век. Особенно всё, что касается судебной хроники. Так что мы летом ежевечерне трактовали «Дубровского», сводя концы с концами, потому что даже фраза «служанки раздели Машу» у ребенка вызывает оторопь: «А зачем?! Она что, болела?»
Вот и я хочу узнать: а зачем? Зачем всё это зазеркалье, а? У меня только один положительный момент в голове — так наше правительство преследует скрытую цель сближения детей с родителями. Организует совместный досуг. Но думаю, что таких родителей накопилось негусто, потому что терпение и рабочий график последних — не резиновые.
Так что long live, Незнайки! В смысле — выживайте!