Интернет-журнал «Лицей»

Любимый город спит спокойно

Фото Владимира Ларионова
Петрозаводск. Фото Владимира Ларионова

Люди, владеющие теорией решения изобретательских задач, могли бы оказать существенную помощь Петрозаводску. Но их по-прежнему не слышат.

Занимаясь со школьниками, я давал им задания на фантазирование, например, такое: «Опишите, каким вы видите наш Петрозаводск через 50 лет». Не буду приводить работы детей, скажу только, что они подвигли меня самого взглянуть на наш город хотя бы в недалеком будущем.

Поскольку я преподаю теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), я и смотрел на город как человек, решающий задачи. Начнем с железнодорожного вокзала. Проспект Ленина. Первое, что бросается в глаза, это крыши некоторых домов, «украшенные» заборами. Не всякий приезжий догадается, что эти «украшения» служат для того, чтобы за них держались люди, сбрасывающие снег и сосульки с крыши. Между тем, нормальное решение этой задачи дешевле, чем стоимость забора и оплата людей, рискующих своим здоровьем, а то и жизнью.

Двигаясь по проспекту вниз, обращаем внимание на оборванные водосточные трубы, свисающие с домов. Цена решения этой задачи — не более 10 рублей на трубу.

Если посмотреть под ноги, то увидим искореженный асфальт, особенно возле кузницы инженерных кадров — ПетрГУ. Эту задачу можно решить, так сказать, с позиции силы — выкорчевать деревья, корни которых выталкивают асфальт, а можно с меньшим ущербом для экологии.

Не заглядывая во дворы, дойдем до улицы Кирова. Здесь очень опасный перекресток: с одной стороны улицы близко к перекрестку расположена остановка транспорта, на которой постоянно стоят ожидающие, на другой стороне близко к дороге — переход, где стоят люди в ожидании разрешающего сигнала светофора. Слава Богу, у нас не было таких происшествий, как в Москве, где систематически какие-то транспортные средства, потеряв управление, врезаются в толпу стоящих на остановке людей, что приводит к их травмам и гибели. Нет ничего проще, чем предотвратить у нас такие катастрофы, как в Москве. Точно такая же ситуация на перекрестке Ленина — Куйбышева. А автомобильные пробки возникают даже на проспекте Ленина. Если же заглянуть во дворы, то зимой там черт ногу сломит.

Пока я решил остановить обзор на проспекте Ленина, так как, во-первых, это лицо нашего города, а во-вторых, я обнаружил здесь те задачи, решение которых мы уже имеем.

Если, дорогие петрозаводчане, вы думаете, что этих задач не видит руководство нашего города (да и республики)… Да нет! Вы так не думаете…

А ведь это самые мелкие и самые дешевые задачи из тех, что нам приходилось решать на семинарах в других городах. А как хотелось бы увидеть Петрозаводск красивым и аккуратным городом, удобным для жизни, привлекательным для туристов, не изуродованным последними архитектурными изысками, с оригинальными скульптурными композициями, выступающими прямо со дна озера, с оригинальным фонтаном в устье Лососинки.

Все, что я здесь описал — это поверхностный взгляд на маленький кусочек нашего города.

Я пытался предложить решения этих задач руководителям одной из самых крупных управляющих компаний. И даже рассказал им одно решение, касающееся ликвидации обрыва труб. Суть в том, что водосточные трубы  состоят из фрагментов труб, входящих один в другой. Именно в местах, где эти фрагменты стыкуются, при таянии и замерзании задерживается вода и начинается постепенное образование ледяной пробки. Когда же пробка образовалась, она начинает постепенно утолщаться до тех пор, пока ее вес не превысит силу адгезии между льдом и металлом трубы. Как правило, это происходит в период хотя бы небольшого разогрева солнцем поверхности трубы. Пробка отрывается и, попадая на малейший изгиб трубы (или на место стыковки), увлекает за собой кусок трубы. Чтобы этого избежать, достаточно повесить внутри трубы веревку с узелками или проволоку, изогнутую волнообразно.  Тогда пробка из льда, оторвавшись от стенок трубы, будет висеть на ней до полного таяния. Решение дешевое и работоспособное.

Видимо, поняв, что наши  решения дешевы и с них в свой личный карман ничего не отпилишь, руководители компании отказались подписывать договор. Ничем другим отказ от договора объяснить нельзя.

Честно говоря, мне надоело объяснять, что те, кто владеет теорией решения изобретательских задач, могли бы оказать существенную помощь не только Петрозаводску. Но для этого необходима заинтересованность первых лиц.

От редакции. Есть люди, имена которых у всех на устах, но слава их рассеивается как дым одновременно с утратой высокого положения. А есть другие: они ходят в те же магазины, что и мы, рядом с нами греются у Цветаевского костра, неспешно прогуливаются по улицам нашего города. Многие знают их в лицо, не подозревая, что это те редкие люди, которые меняют жизнь, без которых не существовало бы такого понятия как прогресс.

6 апреля одному из них – нашему земляку, знаменитому мастеру ТРИЗ Александру Борисовичу Селюцкому исполняется 80 лет. В это невозможно поверить: его ум ясен, он по-прежнему генерирует идеи – и они, увы, по-прежнему не востребованы так, как должно бы. Хотя нет, востребованы – в США, Южной Корее, Китае и других технологически передовых странах, где работают ученики Селюцкого.

Александр Селюций. Фото Ирины Ларионовой

Александр Селюцкий (слева) и его учитель, создатель ТРИЗа Генрих Альтшуллер. Петрозаводск, 1982 год

Александр Борисович, восхищаемся Вами и надеемся, что до признания ТРИЗа в Петрозаводске не придется ждать еще 80 лет. Сил Вам и здоровья!

Exit mobile version