Системное видение не востребовано, слишком велика инертность мышления
Мы восхищаемся качеством японского оборудования, удивляемся техническому прогрессу Китая, мечтаем о воплощении американской Кремниевой долины в отечественном Сколково и не хотим видеть, что рядом с нами живут люди, которые мечты могут сделать реальностью.
В 1946 году Генрих Альшуллер со своими коллегами разработал Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), впервые опубликованную только через десять лет. В основе теории заложен принцип ускорения изобретательского процесса, исключающий из него случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор, зависимость от настроения. В 1986 году, размышляя о современной науке, Альтшуллер писал: «Теперь нельзя, недопустимо, непростительно тратить время, средства и силы на «пустые» варианты».
С тех пор прошло более четверти века, но метод проб и ошибок до сих пор остается основным методом на вооружении отечественного Знания. В то время как Южная Корея, Китай, Америка и Европа используют наши разработки в области ТРИЗ. Почему так происходит? Об этом и многом другом рассуждает Александр Борисович СЕЛЮЦКИЙ, ученик Г.С. Альтшуллера и мастер ТРИЗ:
— В феврале этого года ко мне в Петрозаводск приезжали два инженера из Южной Кореи. Их интересовала теория решения изобретательских задач, методику которой они хотели освоить. Это была не первая встреча с корейскими инженерами. Впервые корейцы посетили Петрозаводск в 2008 году.
Интерес Южной Кореи к ТРИЗу не случаен, в течение пяти лет там работал мой ученик и коллега Эдуард Курги. Согласно договору он должен был один раз в неделю предоставлять новое изобретение. И он это делал. Метод ТРИЗ позволяет добиться подобной высокой производительности.
Вот конкретный пример. Все мы помним пожар на Останкинской башне. Очаг возгорания находился на высоте 400 метров. Ни одна лестница пожарной машины не могла быть поднята на такую высоту. Поэтому для тушения пожара пришлось использовать, пожалуй, самый неэффективный метод. Пожарный в своей полной амуниции брал два порошковых огнетушителя (электричество в башне еще не было отключено) и поднимался пешком на высоту 400 метров. В итоге пожар нанес значительный материальный ущерб, а его ликвидация заняла огромное количество времени. Дети, которым я преподаю ТРИЗ, решили эту задачу за считанные минуты. Зная основное правило ТРИЗ «противоречие в системе можно разрешить, используя ее собственные ресурсы», они предложили следующее решение. Ниже очага возгорания находилась сеть ресторанов «Седьмое небо», которые естественно обладали водой. Достаточно было отключить электричество, соединить шланги с водопроводом, чтобы предотвратить движение огня.
Карельская ассоциация ТРИЗ предлагала сотрудничество управлению МЧС по Республике Карелия. Мы представляли такие варианты сотрудничества как обучение личного состава и специалистов МЧС творческим приемам решения производственных задач и совместное со специалистами МЧС решение конкретных задач, возникающих в их деятельности. К сожалению, мы не получили вразумительного ответа на наши предложения. Сначала пришло письмо, содержание которого говорило о том, что наши предложения должны быть рассмотрены в другой инстанции. Потом была не менее вразумительная беседа с одним из руководителей.
На фоне событий, которые разворачиваются в Петрозаводске, касающиеся деятельности ТРИЗ, в частности прекращения преподавания ТРИЗ в Петрозаводском государственном университете, закрытия тризовской площадки при школе №20, за которыми стоят конкретные люди, вывод напрашивается только один. В Карелии не нужны думающие творческие люди. Сколько бы ни говорили в нашей стране о Сколково и «Селигере», эти проекты не готовят ребят, а лишь выбирают самых талантливых среди них. Важность подготовки молодежи уже давно поняли в Европе, Азии, Америке и потому они сейчас вовсю осваивают триз-технологии.
Есть анекдот: два джентльмена прогуливаются вдоль Темзы. Вдруг они слышат крик тонущего ребенка. Один из них плывет к нему, другой подхватывает ребенка на берегу. Затем они идут дальше. Через некоторое время джентльмены снова слышат крик ребенка. Один снова бросается в воду, другой опять подхватывает ребенка на берегу. Затем ситуация повторяется еще один раз. Один джентльмен бросается к воде, но другой уже идет вдоль берега. На вопрос «Куда же вы?» он отвечает: «Вы пока продолжайте проявлять героизм, а я пойду посмотреть, кто же их туда бросает». Этот анекдот ярко демонстрирует сущность ТРИЗ – понимание мира не как набора случайностей, а как цепи закономерностей. Однако системное видение сейчас никому не нужно, слишком велика инертность мышления. Обидно, что перспектив развития технологий в Карелии много, но их никто не использует…
Почти двадцать лет назад Генрих Альтшуллер писал: «Метод проб и ошибок не предусматривает учета и анализа уроков, тысячи раз повторяются одни и те же ошибки без каких бы то ни было выводов». Так, кажется, и во всей нашей отечественной истории. В 1948 состоялась скандальная августовская сессия ВАСХНИЛ, устроившая разгром генетики и отбросившая развитие отечественной науки на несколько десятилетий. В наши дни, к счастью, нет гонений. Но есть не менее губительное равнодушие, которому нельзя найти объяснений.
Евгения Велева
При подготовке публикации использовались материалы из книги Г.С.Альтшуллера «Найти идею» и материалы сайта