Интернет-журнал «Лицей»

Губернатор и мэр Петрозаводска: история противостояния

kp-4705-1 из фондов музея Кижи

Казалось бы, этим людям не делить нас надо и не ссориться, а сообща работать.

 

 

Глава города «проявил полную неспособность к ведению даже столь несложного и незначительного по бюджету хозяйства, каковым является Петрозаводское городское». Он «не обладает достаточным образованием, относится к общественной деятельности весьма легкомысленно и предаётся нередко рассеянному образу жизни».

 

Сами понимаете, прочитав эту фразу, написанную 108 лет назад, я уже не могла пройти мимо. Оказывается, и тогда бюджет нашего города был незначителен, кто-то считал его несложным, а обвинения мэру, такие знакомые нам по сегодняшнему дню, предъявлял губернатор края. Правда, и вам кажется, что время совершенно не движется в нашем тихом провинциальном городке?

 

Читаем старое, но такое живое современное дело дальше. Губернатор уверен, что репутацию главы города подорвала неуплата им в обещанный срок финляндской казне 95 143 рублей 70 копеек за купленный «из Суоярвинского донационного имения» лес. Губернское Правление намеревалось за это наложить арест на принадлежащие городскому голове «2 каменных лавки в Гостином дворе под № 38 и 39». Были даже предположения о том, что лесопильный завод его брата, для которого лес как раз и приобретался, сгорел не случайно, а был умышленно подожжён. По этому случаю велось следствие, «приостановившее выдачу погорельцам страховой премии».

 

Выборы… Ну как же без них в истории отношений петрозаводского мэра и губернатора края! Губернатор убеждён: городской голова был избран уездным земским собранием на должность председателя Петрозаводской уездной управы «не в силу личных своих качеств и качеств общественного деятеля», а, как и крестьянин Бураков, благодаря «петрозаводским торговцам, крестьянам и мелким владельцам, лицам, связанным с ними частью родством, а частью близким знакомством», и потому результат был «предрешен… далеко ранее производства выборов».

 

По этим причинам губернатор не утвердил вновь избранного председателя управы. Закон позволял ему это сделать, и тогда на выборные должности назначались люди, предложенные самим губернатором.

 

Меня в этом докладе растрогала одна история. Губернатор Николай Васильевич Протасьев считал, что она тоже подорвала репутацию городского головы Георгия Ефимовича Пименова, и называл её странной. По-моему, необыкновенная детективная история сторожа Розенталя точно родом не из нашего, а из того старомодного милого века. Итак…

 

В феврале 1905 года пришедший на службу казначей городского общественного банка не обнаружил при себе ключей. Запертый денежный сундук вскрыл слесарь, но деньги, две с половиной тысячи рублей, из него бесследно исчезли. В краже обвинили проживавшего в здании банка сторожа Розенталя, которого тут же арестовали. Однако, на следующий день городской голова Георгий Пименов принёс в полицию письмо, полученное им по почте. В строчках, писанных левой рукой, аноним раскаивался в содеянном, и, не будучи в силах переносить мук невинно арестованного сторожа, сообщал, что похищенное подкинул под кусты «клубского сада». Немедленно отправились в указанное в письме место и, к всеобщему удивлению, обнаружили все деньги до копеечки. Сторож Розенталь был немедленно освобождён. Казалось бы, вот и быстрый счастливый конец этой истории, ан, нет!

 

Жаль, нельзя тут остановиться и предложить читателям продолжить повествование. Как вы думаете, что было дальше? Оказывается, следствие не хотело успокаиваться на быстром разрешении дела, но обязательно должно было отыскать виновного. А потому у всех чиновников городской управы и банка «были отобраны почерки их левой руки» и вместе с письмом, полученным Георгием Пименовым, отправлены в Петербург. Экспертиза обнаружила сходство одного из почерков с признательной запиской анонима. Подозреваемому предъявили обвинения, в связи с его запирательством хотели подвергнуть предварительному заключению, но в дело вмешался всё тот же Пименов. Теперь ему пришлось рассказать историю именно так, как она происходила на самом деле. Полагаю, она вас удивит.

 

Деньги всё-таки украл сторож Розенталь! Городской голова, узнав о произошедшем, навестил его в тюрьме. Желая «выручить Розенталя из беды», уговаривал рассказать ему о совершённом преступлении, обещая «никогда его не выдать и с места не прогнать». Не знаю, какие слова нашёл Пименов, но сторож признался ему, что сундук открыл забытым казначеем ключом, а похищенное зарыл в дровяном сарае. Георгий Ефимович деньги нашёл, переложил их под кусты в саду клуба, написал сам себе (!) письмо левой рукой, опустил его в почтовый ящик, сам же его получил и передал в полицию. Дальше всё шло как по маслу, и если бы не ошибка экспертов, мы никогда бы не узнали о добром сердце Георгия Ефимовича Пименова, пытавшегося спасти сторожа банка Розенталя от тюрьмы, мук совести и геенны огненной.

 

Розенталь слова господина Пименова полностью подтвердил и во всём сознался. Но история, окончившаяся заседанием Петрозаводского Окружного суда с участием присяжных заседателей в канун Рождества, имела счастливый конец, Розенталь был оправдан. Свидетель Г. Пименов в суд не явился, сказавшись больным. Да и что ему там было делать, самое важное он уже совершил – попытался душу заблудшую спасти и в этом преуспел, а другую не погубил случайным сходством почерков их «левых рук».

 

Интересен и ответ начальника Главного управления по делам местного хозяйства, Его Превосходительства С.Н. Гербеля, которому доклад губернатора Протасьева был адресован. Он не одобрил «принятый способ действия», считая назначение лиц на выборные земские должности едва ли «правильным и желательным». Подчеркнул, что допустимо это лишь «с особой осмотрительностью» «при полном отсутствии» достойных избранных представителей, да ещё с приведением веских фактов о несоответствии. Гербель не счёл доводы Протасьева достаточными для неутверждения Пименова. Однако, признавая имеющееся у Губернатора по закону (ст. 119 Положения о земских учреждениях) «дискреционное право» на это, всё-таки сделал соответствующее распоряжение о назначении представленных губернатором вместо Георгия Пименова и крестьянина Василия Буракова кандидатур.

 

Немного о действующих лицах этой необычной истории, хранящейся в Национальном архиве РК в делах секретного стола канцелярии Олонецкого губернатора за 1906 год.

Георгий Ефимович Пименов представитель известной династии купцов, меценатов и общественных деятелей, происходящих из вепсских крестьян. Её родоначальник Марк Пименович Пименов, усыновлённый им племянник Ефим Григорьевич и внучатый племянник Георгий Ефимович  – все в то или иное время возглавляли Петрозаводск.

Марк Пименов выстроил Аничков мост в Петербурге, пожертвовал половину стоимости строительства Крестовоздвиженского собора в Петрозаводске на Зареке, финансировал проект общественной больницы, гимназий, пристани. Он же построил первый в губернии детский приют, мост через Лососинку между площадью Кирова и улицей Луначарского и большой дом, в котором ныне находится гинекологическая больница.

Благотворителем и предпринимателем был и Ефим Пименов, вложивший свои средства в постройку Олонецкой духовной семинарии, Кафедрального собора, являвшийся одним из инициаторов установки памятника Петру Первому.

Его сын Георгий Ефимович, о котором идёт речь, был нашим городским головой не только долго, с 1901-го по 1910-й и с 1913-го по 1917-й, но и завершил собой дореволюционную эпоху. Благотворитель, попечитель детского приюта, учредитель и главный акционер Онежского пароходства. Именно при нём были замощены дороги, созданы городская телефонная станция, электростанция на Лососинке, Мариинский бульвар, а дом Пименовых передан городу. К счастью, здание сохранилось, а на днях было признано объектом культурного наследия, отныне охраняемым государством, и к нему, наконец, вернулось его настоящее имя. Умер Георгий Ефимович в 1919 году, не прожив и полвека, где и от чего, интернет не знает.

 

Автор записки о главе города – олонецкий губернатор Николай Васильевич Протасьев. Он был почти на 20 лет старше 35-летнего Пименова, возможно, поэтому что-то в нём ему казалось мальчишеством? Это были его идеи – построить незамерзающий порт Мурманск и Беломорско-Балтийский канал. В Самаре, куда он уехал от нас на губернаторство в конце 1910 года, успел сделать очень много хорошего, его там помнят. В июне 1915-го был переведён на такую же должность в Харьков. Пишут, что за полгода успел стать любимцем харьковчан. Заразившись от раненых солдат тифом, он скончался, и в последний путь его провожал весь благодарный и безутешный город.

 

Адресат, Сергей Николаевич Гербель, эмигрирует из России в 1919 году и умрёт за границей в 1936-м.

 

Я попыталась отыскать само судебное дело, но оно уничтожено. Есть лишь название, зато в нём сохранилось полное имя виновного – Александр Ильич. Более о стороже Розентале пока ничего не известно, но роль его историческая, на мой взгляд, очень важна. Ведь иначе мы не узнали бы, что противостояние мэра нашего города и губернатора края имеет такие глубокие, уже вековые корни. Казалось бы, этим людям не делить нас надо и не ссориться, а сообща работать. «Меня вынесла наверх волна событий – вероятно, на один миг. Я хочу всё же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий, чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили её в старину». (П. Столыпин)

Без Розенталя не было бы этой живой трогательной и приключенческой краски в подёрнутом забвением старом портрете много сделавшего, но малоизвестного нам до сих пор милосердного человека, петрозаводского городского головы Георгия Ефимовича Пименова.

 

А ещё предостережение это нашим нынешним руководителям, да и нам всем: “Помните, архивы всё сохранят и расскажут о вас потомкам. Живите так, чтобы не стыдно было ни сегодня, ни завтра, ни через сто лет».

 

 

Большое спасибо сотрудникам Национального архива РК за бережное сохранение столь старых, но никогда не стареющих документов.

 

 

 

В сети есть только этот портрет Георгия Ефимовича Пименова.
Карелия: энциклопедия в 3-х тт.

 

Понятия, неразрывно связанные с именем Георгия Пименова. WikiGraff.ru

 

Николай Васильевич Протасьев, Олонецкий, Самарский и Харьковский губернатор

 

Сергей Николаевич Гербель

 

Возможно, речь об отце сторожа Розенталя.
из книги Петрозаводск, 300 лет истории: 1803-1903

 

Захоронение Пименовых на Зарецком кладбише Петрозаводска.

 

Крестовоздвиженский собор осеняет семейное захоронение Пименовых.

 

На могиле Пименовых.
сентябрь 2014 года. Фото Ю. Свинцовой
Exit mobile version