Как историка образования Карелии, занимающегося этой интересной темой более 20 лет, меня всегда привлекали личности в образовании, вне деятельности которых трудно представить развитие школы и образования в нашем крае.
И одной из таких личностей, личностей разносторонних и неординарных, на которые так богата эпоха Петра Великого, был Вильгельм Георг де Геннин, или, как он себя называл по-русски Вилим Иванович. По имени-отчеству в России всегда называли уважаемых людей, в том числе и учителей. Какое же отношение Генин имеет к школе? Самое прямое: именно Геннин был в числе организаторов российского профессионального образования.
В период, предшествующий преобразованиям Петра Великого, школьное дело, дело образования всецело находилось в руках церкви. Светской школы и тем более школы профессиональной в России не было. Рубеж XVII – XVIII веков в истории российского образования особый. Именно в эпоху петровских преобразований начинает стремительно возрастать роль государства, которое понимает практическую необходимость профессионалов в разных областях и необходимость распространения среди населения официальной идеологии
Эпоха реформ Петра I потребовала ускоренного развития специального образования. Специалистов самых разных профессий необходимо было получить много и как можно скорее. Задача школы, создаваемой в петровскую эпоху была предельно проста: для успешной модернизации общества подготовить необходимое количество специалистов. Первоначально эта задача решалась путём отправки недорослей для получения образования за границу, что, однако, оказалось неэффективным, так как большая часть обучающихся (до 2/3) на родину не возвращалась.
Школа стала прежде всего профессиональной.
Возникла необходимость дать элементарную профессиональную подготовку младшему техническому персоналу и квалифицированным рабочим, не говоря уже об инженерах, судоводителях, офицерах, учителях, картографах и других специалистах. Как показал опыт, посылка молодых дворян на обучение за границу не приносила ощутимых результатов. Необходимо было организовать профессиональную подготовку в России.
Проблема подготовки грамотных специалистов становится актуальной и для Олонецких заводов. Сложное горнозаводское производство требовало квалифицированных работников и инженеров. Проблема эта не могла остаться вне поля зрения руководства заводов. Выход мог быть найден в подготовке таких работников непосредственно на местах.
В связи с эти были предприняты конкретные шаги. В 1716 году была основана по указу Петра I горная школа при Петровском заводе, которую возглавил сподвижник Петра Вилим Иванович Геннин, выходец из Германии (Голландии), талантливый инженер и артиллерист, один из лучших знатоков горного и металлургического дела в России начала XVIII века. Отмечая его заслуги в развитии Олонецких Петровских заводов, автор статьи в «Олонецких губернских ведомостях» (ОГВ, №33, 1902), пишет: «Умный, трудолюбивый и деятельный Геннин, исполняя с неутомимой ревностию множество на него возложенных обязанностей, учредил ещё в Олонце школу».
Геннин прекрасно понимал, что создание при заводах подобных школ, где могут обучаться арифметике, геометрии и горному делу дети мастеровых необходимо, ибо позволяет подготовить квалифицированных специалистов горного дела и тем самым повысить производительность этих заводов.
Вилим Иванович Геннин стал видным представителем педагогической мысли начала XVIII века. В капитальной его работе «Описание уральских и сибирских заводов» значительное место отведено вопросам деятельности школ. Исследователь истории профессионального образования И.С. Деревянко отмечает: «Эту книгу в рукописных копиях использовали в заводской практике и в качестве одного из первых руководств по горному делу и металлургическому производству на русском языке при обучении молодых людей горному и литейному делу».
Придавая исключительное значение процессу обучения, подробно регламентируя каждый шаг в деятельности школ, Геннин обращает серьёзное внимание на состояние нравственности школьников. Он, в частности, пишет: «… игры вредительские, сквернословие и всякие непристойные слова не токмо в школе, но и вне накрепко запретить».
Программе горнозаводской школы включала такие предметы как геометрия, математика, артиллерия, инженерное дело, рисование. Обучали также доменному, пушечному, горному, эфесному и якорному делу. Первые ученики были определены в учение из низших чинов и были направлены в распоряжение дирекции Олонецких заводов из Москвы (12 человек), позже к ним присоединились 20 человек из бедных дворянских детей из Петербурга. Школа за время своего существования подготовила до 200 специалистов среднего звена для заводов России. Выпускник школы Геннина из мастеровых получал возможность карьерного роста, а при известном старании и способностях мог достичь и жалованного дворянского звания.
Петрозаводская слобода
Отметим две важнейшие особенности школ петровской эпохи. Школы эти были, прежде всего, специальными, а во-вторых, сословными. Другая особенность просвещения петровского времени состояла в том, что оно приобрело светский характер. Именно профессиональные школы в начале XVIII века развивались наиболее успешно. После удачного опыта с организацией горнозаводской школы в Петрозаводской слободе В.Н. Татищев и В.И. Геннин основали целый ряд подобных учебных заведений на Уральских петровских заводах. По мнению известного педагога и исследователя истории образования Н.Х. Весселя: «… из училищ, учреждённых Петром, только одни специальные действительно существовали, посещались учениками и действовали».
Важным для нас является и то, что горная школа была первым профессиональным образовательным учреждением в Петрозаводской слободе.
Вилим Иванович Геннин и Василий Никитич Татищев по праву считаются основателями не только школ, но и крупных уральских заводов и города Екатеринбурга, В Екатеринбурге им установлен памятник. На постаменте они стоят рядом, хотя отношения их были далеко не безоблачными. Собственно, на Урал Геннин был отправлен с целью расследования деятельности Татищева. Нашлись люди, которые обвинили Татищева в нарушениях и злоупотреблениях.
Позволю себе привести цитату из письма Геннина императору в связи с «делом» Татищева: «Я онаго Татищева представляю без пристрастия, не из любви или какой интриги, или б чьей ради просьбы, я и сам его рожи калмыцкой не люблю, но видя его в деле весьма права, и к строению заводов смышленна, разсудительна и прилежна». Мне кажется, эта цитата характеризует Виллима Ивановича как человека, для которого важны прежде всего интересы дела, а не личные пристрастия.
Василий Никитич Татищев
Затронув тему о Татищеве, хотелось бы привести и его замечательную фразу о том, сколько часов ребёнок должен проводить в школе: «Дитя более 8 часов в школе удерживаемо быть не должно, дабы не привести его в омерзение к наукам».
Приглашённый в Россию в 1697 году, Геннин всю жизнь прослужил своему новому Отечеству, направив все свои силы и талант на благо России. В историю нашего края Геннин вошёл и как основатель курорта Марциальные воды.
В целом жизнь его богата на перемещения и переезды, как того требовало дело. Был он на полях сражений, строил крепости и заводы, основывал города, приглашал специалистов из-за границы. О его многотрудной жизни можно было бы роман написать.
В 1734 году В.И. Геннин вернулся в Санкт-Петербург. Пожизненный член военной коллегии и начальник оружейных заводов, единственный имевший право докладывать императрице Анне Иоанновне. Под его руководством проведена реконструкция оружейных заводов в Туле и Сестрорецке.
В апреле 1750 года Вилима Ивановича не стало.
В память Вильгельма де Геннина названа одна из улиц Екатеринбурга. Де Геннину и Татищеву в Екатеринбурге установлен памятник. Де Геннину установлена мемориальная доска в Петрозаводске.
В 1998 году учреждена памятная медаль и премия имени В. Н. Татищева и Г.В. де Геннина за работы, внесшие значительный вклад в науку, технику, медицину, искусство, культуру, архитектуру, строительство и развитие производства, выполненные жителями Екатеринбурга или реализованные впервые в городе Екатеринбурге.
А почему бы и в нашем городе не поставить памятник Вилиму Ивановичу Геннину, так много сделавшему для нашего края? Такие люди, как Геннин составляют славу нашего Отечества.
Об авторе: Василий Григорьевич Кондратьев — старший научный сотрудник Карельского института развития образования.